Найти в Дзене
Терапия души

Незаметная депрессия

Когда я провалилась в депрессию, никто не заметил. И в этом беда этой болезни. Принято считать, что депрессивный человек лежит на кровати, бездумно смотрит в потолок и отказывается есть. Но это не обязательно так. Я носилась как сумасшедшая юла. И чем больше меня охватывала депрессия, тем интенсивнее я кружилась. Краем сознания я угадывала подступающую тоскливую бездну, и, чтобы сбежать от нее, пыталась жить что есть мочи. Так бывает – это называется ажитированная депрессия.

Когда я провалилась в депрессию, мне и в голову не пришло, что я ей больна. И в этом коварство этой болезни. Первое, что делает с человеком депрессия – уничтожает критику к самой себе. Поэтому даже психиатры, оказавшись в ее лапах, не всегда распознают ее и могут дойти до суицида.

Мир казался все более мрачным, но я говорила себе – это не депрессия, просто мир становится хуже. Люди казались все более неприятными, но я бормотала – это не невроз, просто я становлюсь проницательнее. Радость иссякала, и в конце концов, ее не осталось вовсе. Таковы обстоятельства – твердила я себе, разве можно быть беззаботным, когда судьба крошит тебя на мелкие кусочки.

Когда я провалилась в депрессию, я не заметила, что мои мысли окрасились ядом меланхолии. И в этом ловушка этой болезни. Я садилась завтракать, и с отвращением смотрела на еду. Какая досада, что 3 раза в день мне нужно тратить время на то, чтобы тупо набить живот провизией. Я уходила с работы, говорила всем «До завтра!», но про себя думала: «Вы правда надеетесь, что завтра непременно наступит?». Я перестала смотреть фильмы, потому что погони, загадки, романтика - все это стало казаться жалким и нелепым.

Когда я провалилась в депрессию, мое недовольство собой выросло до огромных размеров. Депрессия коверкает восприятие. И в этом жестокий урон этой болезни. Я - человек, который помогает другим справляться. И это меня подвело. Я знаю десятки способов взять себя в руки: ментальные, дыхательные, медитативные, телесные практики, все шло в дело. Я мучала себя ими, и злилась за то ,что они дают такой маленький эффект. Все, на что их хватало – собрать меня в жесткую струну и отнести на работу. Но эта струна дрожала и грозилась лопнуть.

Самоощущение в депрессии меняется – человек видит себя никчемным существом, кем бы он ни был по жизни. Мне казалось, что практиками я тренируюсь поддерживать себя, на самом деле я тренировалась в ненависти к себе.

Я все больше худела, и все меньше хотела жить. 18 часов в день я интенсивно работала, затем падала в кровать и не могла заснуть. Сознание походило на улей, в котором беспорядочно и непрерывно крутились обрывки разговоров, безнадежные прогнозы, и всепоглощающее чувство бессилия.

Я очнулась через полгода. Я ехала в такси, водитель управлял машиной из рук вон плохо. Резкий поворот, свет встречных фар, быстрая мысль – «Сейчас я умру» и тут же вслед за ней другая «Зато все кончится». Авария оказалась небольшой, никто не пострадал. Но меня поразила та легкость, с которой я собралась на тот свет.

Только тогда я обратилась с этим запросом к своему терапевту, прошла обследование у психиатра и осознала свое положение – я больна депрессией. И ее стадия такова, что без препаратов уже не обойтись.

Мне понадобилось несколько месяцев фармакотерапии и интенсивной психотерапевтической поддержки, чтобы вернуть себе – себя. Я снова смогла ощущать трепет, глядя на закат, прилив нежности, обнимая детей, и волнующую связанность с миром, даже если он сегодня не очень хорош. Но многие люди, оказавшись в плену депрессии, остаются незамеченными ни собой, ни другими. В терапии мне иногда приходится несколько сессий тратить на то, чтобы помочь заметить человеку, что у него есть симптомы депрессии и он нуждается в помощи.

Если вам мир кажется бессмысленным, - это не философия, это депрессия. Здоровый человек обнаруживает смысл в любой ситуации, так устроена нормальная психика.

Если то, что раньше дарило вам удовольствие, стало безвкусным и противным, - это не изменение привычек, - это депрессия. Здоровый человек легко может найти, чем порадовать себя, это базовая программа выживания.

Если будущее кажется вам апокалиптическим фильмом, а вы себе в нем – второстепенным героем, который только и делает, что портит сценарий, - это не реалистичный взгляд на вещи, это депрессия. Воспринимать себя уродцем неестественно, психически здоровый человек относится к себе по меньшей мере с сочувствием, и не получает удовольствия от самоуничижения.

Если что-то из описанного вы обнаруживаете в себе, отведите себя к специалисту. Возможно, вы встретитесь с протестом окружения. Мама скажет, что вы просто лентяй. Папа ухмыльнется и уткнется в телевизор. Подруга скажет, что нужно просто съездить в отпуск. Друг сообщит открытую им тайну, что психологи все выдумали, и никакой депрессии не существует. А самый близкий человек, с которым вы в горести и радости, фыркнет: «Не выдумывай» и отправит в магазин за солью.

Даже если весь мир будет убеждать вас, что с вами все в порядке, не верьте им, пока не проверите лично. Ведь это ваша жизнь, и отвести себя снова к свету можете только вы.

Текст: Галина Соколенко