Найти в Дзене
Блог Рязаночки

Вязаные рубахи поморов

Летний берег, Унский Посад
Летний берег, Унский Посад

Отправляясь на промысел, мужчины-поморы нередко одевали поверх рубахи вязаную и теплую. В разных частях Белого моря у неё были свои имена: на Кандалакшском берегу её называли «бузурунка» —от голландского boezeroen - блуза. На Поморском — «норвежская рубашка», на Онежском — «верховица», а у мурманских поморов — «поморка». Часто их просто называли теплой рубахой или рубашкой. Теперь мы называем это джемпером или свитером.

Помор около лодки на берегу (река Луда). Русские. Архангельская губерния. 1887 г. Лейцингер Я.И.
Помор около лодки на берегу (река Луда). Русские. Архангельская губерния. 1887 г. Лейцингер Я.И.

Такие свитеры доставляли из Норвегии или сами вязали по кругу на спицах, используя нити двух, реже трёх цветов: коричневого, серого, чёрного, иногда встречались белые. Свитеры были либо одноцветными, либо украшались орнаментами.

«Мужики пре́жэ са́ми бузурунки веза́ли» — цитирует данную фразу-воспоминание журналист и активист поморского движения Иван Мосеев в своём словаре поморской говори.

— В долгие зимние вечера, когда море покрыто льдом...

-3

Бузурунка из Уны на Летнем береге (находится в экспозиции Национального музея в Финляндии в Хельсинки) связана из белой и красной нитей; а рубашка из Яреньги 1935 г. (экспонат Соловецкого музея-заповедника) связана коричневым узором на белом фоне.

Бузурунка  из Уны на Летнем береге. 1911 г. Национальный музей в Финляндии в Хельсинки
Бузурунка из Уны на Летнем береге. 1911 г. Национальный музей в Финляндии в Хельсинки

— Я думала, вышивка...

— Это вязаный орнамент. Напоминает тканый традиционный.

Рубашка. Из шерсти домашнего изготовления, связана в две нитки. Узор - «кунпасы» (компасы): на белом фоне — восьмиле­пестковые розетки коричневого цвета, раппорт 7 х 7,3. Нижний край вывязан в рубичок, позднее была привязана резинка. Длина изделия 60 см, Размер по груди 48, длина рукава 49. 1935 год. Летний берег, Яреньга. Вязальщица А. Б. Гуляева (1901 г. р.). Поступила в 1983 году. Экспедиция музея в деревню Яреньгу Приморского района Архангельской области.

 Рубашка из Яреньги
Рубашка из Яреньги

На Онежском и Летнем берегах были более популярны двухцветные узоры. Диагональная сетка — характерный орнамент для подобных изделий.

Рубашка шерстяная мужская (бузурунка). Терский берег, с. Варзуга. Начало XX в. Мурманский областной краеведческий музей
Рубашка шерстяная мужская (бузурунка). Терский берег, с. Варзуга. Начало XX в. Мурманский областной краеведческий музей

— А вы уверены, что это рабочий джемпер с таким орнаментом? Я сама вязала свитер с орнаментом и надевала его не часто, только на мероприятия. Жалко его надеть для работы, например, на огороде.

На тоне, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг. Государственный литературный музей
На тоне, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг. Государственный литературный музей

— Может быть... Может, надевали его для фотосессии, а на промысл ходили в более простом и грубом свитере для защиты от ветра и брызг.

Я.И.Лейцингер. 1887г.
Я.И.Лейцингер. 1887г.

— А может, сначала надевали вязаную рубаху на праздники и "позоривались" всяким пришлым фотолюбителям. И потом ходили в ней на промысл, когда немного постарела и повалилась.

Согласно сведениям, полученным от мастериц из Лопшеньги, в поморской одежде из шерсти белый цвет был редкостью. Из-за небольшого количества белых овец, дефицитную белую шерсть использовали преимущественно для создания аксессуаров, таких как рукавицы. Вязаные поморские рубахи обычно связаны из распространенной шерсти в коричневых и серых тонах.

Рубашка шерстяная поморская. Архангельская губ., Поморье. Конец XIX - начало XX вв. Архангельский краеведческий музей
Рубашка шерстяная поморская. Архангельская губ., Поморье. Конец XIX - начало XX вв. Архангельский краеведческий музей

— Значит, этот свитер из белой и синей (или темно-коричневой?) пряжи скорее для праздников.

Их вязали по кругу с низа вверх, скрепляя только в районе плеч и верхней части рукавов до середины проймы. Вырез был круглым, без воротника.

-10

Иногда впереди делали небольшой вырез, который застёгивался на пуговицы или крючки и был отделан тканью.

— Про ростик не знали?

— Не имело значения, как сидит на фигуре. Главное, удобный и теплый.

Летний берег Белого моря. Автор фото Н.И. Рождественская. 1930-е гг.
Летний берег Белого моря. Автор фото Н.И. Рождественская. 1930-е гг.

— Или так было модным, или постепенно сел от брызг.

— Я бы добавила по бокам вязаные детали и удлинила, а то маловат...

Чтобы рубаха не задиралась, когда человек поднимал руку, в рукав вставляли ластовицу. Рубаху можно было заправлять в штаны или носить навыпуск.

— Почему теперь не вяжут ластовицу? Я пробовала ее добавить в свой обычный свитер по цвету. Очень удобный в носке!

— Дык в транспорте поднимешь руку, чтобы держаться за поручень. Так ластовица будет видна!

Процесс создания был трудоёмким, оттого вязаные рубахи особо ценились и часто передавались от отца к сыну.

В.Рождественский. Рыбак. Беломорье. Село Лопшеньга. 1938.
В.Рождественский. Рыбак. Беломорье. Село Лопшеньга. 1938.

— Рабочие свитеры бы быстрее изнашивались. Их могли распускать или шить из них рукавицы, шапки. Значит, передавались парадные вязаные рубахи с орнаментом по наследству.

— Хорошую шерсть тогда пряли! Суровые были северные олени овцы )

Портрет Василия Лукича Майзерова в свитере – «рубахе» орнаментального вязания, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг. Государственный литературный музей
Портрет Василия Лукича Майзерова в свитере – «рубахе» орнаментального вязания, д. Лопшеньга. Фото Н. Рождественской. 1937–1938 гг. Государственный литературный музей

— А что он делает с этим малышом?

Эти рубашки были в ходу до 1970-х — 1980-х годов, после чего их ручное производство прекратилось. Старые рубашки распускали, из их пряжи вязали носки и варежки, поэтому в музейных коллекциях их осталось немного.

— А ведь я видел что-то очень похожее лет пятнадцать тому назад; мы тогда застряли из-за серьезного шторма на Кузовах, а рядом с нами - застряли двое стареньких поморов, лет за семьдесят каждому. Они пришли туда за треской, и тоже не смогли уйти с островов, как и мы - из-за шторма. Мы там долго сидели; у них кончился чай и сахар - мы поделились, конечно; а у нас к тому времени еда кончилась - они нам пару таких тресковин выдали, каких я до того в жизни не видал:)) Так у них под верхней одеждой было что-то очень похожее на то, что Вы описываете. Очень хотел сфотографировать, но не решился...

В наше время искусство вязания поморских рубах переживает новый расцвет. В музее, который находится в Визит-центре национального парка «Онежское Поморье» в деревне Лопшеньга, можно увидеть удивительный экспонат — вязаный джемпер, сделанный в поморском стиле.

Вязаные рубахи. Музей "Поморская варежка"
Вязаные рубахи. Музей "Поморская варежка"

— Хотелось бы увидеть, как такая рубаха сидит на современном мужчине )

Вязаная рубаха была реконструирована на основе музейных экспонатов и фотографий, сделанных этнографом Натальей Рождественской в 1930-х годах. Автором рубашки является Галина Челпанова, директор музея «Поморская варежка» в Новодвинске. Источник

— Вязала реплику по заказу.

Татьяна Мансурова.
Татьяна Мансурова.

— Тоже вязала.

Средневековый город Сваргас. Ленинградская область Выборгский район, проезд Сваргас 2.
Средневековый город Сваргас. Ленинградская область Выборгский район, проезд Сваргас 2.

Источник