Мы любим кулинарные эксперименты. Отчасти это дань прошлому с его географическими открытиями, естествоиспытателями, путешественниками… Человек проникал всюду, принося с собой цивилизацию (в её европейском представлении), время от времени приобщаясь то к местным обычаям (чаще всего в формате некоей диковины) а то и к местной кухне.
Что-то ему нравилось, что-то нет, а некоторые блюда по странной прихоти оказались очень модными и сегодня считаются деликатесами. Про кофейные зёрна, прошедшие финальную обработку в кишечнике редкого тропического зверька, вы наверняка слышали? А про столетние яйца, сыр с червяками и птичьи гнёзда?
Столетнее яйцо
Яйцо, конечно, ни разу не столетнее — блюдо готовят 3-4 месяца, но и этого более чем достаточно, чтобы 90% людей было трудно даже смотреть на этот шедевр кулинарии, не говоря уже о том, чтобы нюхать и тем более пробовать на вкус. В процессе «готовки» желток яиц (годятся любые, но чаще всего берутся яйца перепелки или утки) приобретает насыщенно-зеленый цвет и консистенцию белкового крема, белок готовых столетних яиц приобретает янтарный оттенок, а всё вместе благоухает ароматами серными и аммиачными.
Не думайте, впрочем, что всё просто, достаточно просто забыть яйцо в холодильнике на полгода и вот вам деликатес! Для приготовления столетнего яйца нужна ядрёная смесь из щелока, негашеной извести и океанской соли. Всё это перемешивается и наносится на сырые яйца, после чего их обваливают в рисовой шелухе и закладывают в банки или корзины, где они и хранятся несколько месяцев, до момента затвердения нанесённой на скорлупу смеси.
Трудно сказать, каким образом возник этот рецепт. Историки полагают, что всё дело в жёсткой налоговой политике Минского Китая: будто бы налоговые инспекторы и чиновники были столь дотошны, что забирали даже свежие яйца из-под кур, вот в Хунани и изобрели способ сохранить их.
Птичьи гнезда
Ещё один китайский деликатес, причём очень и очень дорогостоящий — в некоторых азиатских странах килограмм этого специфического продукта стоит несколько тысяч долларов. Бывают нескольких разновидностей, самые дорогие — тайские красные: их стоимость достигает 10-12 тысяч долларов за кило.
Разумеется, в пищу годятся не любые гнёзда, а только стрижиные, причем исключительно нескольких пород. Материалом для строительства у них служит слюна, вернее — отрыжка. Она удивительно богата минералами и микроэлементами, поэтому считается, что поедание стрижиных гнёзд улучшает память и концентрацию внимания, положительно действует на мужскую силу и так далее.
Китайцы едят гнезда «живьем», но много чаще перемалывают в порошок и засыпают в суп либо добавляют в десерты.
Черная слоновая кость
Вот мы, собственно, и добрались до кофе. Правда, этот кофе — «искусственный»: делают его, скармливая свежие ягоды арабского кофе слонам. После путешествия по пищеварительной системе серых гигантов зерна попадают в желудок, где проходят «обработку» кислотным желудочным соком, что будто бы придаёт зернам необычайный вкус и аромат. Полный цикл занимает 15-20 часов, затем помет собирают, кофе отделяют от, кхм, сопутствующего сырья, чистят, сушат и продают.
И неплохо так продают! Кило обходится в тысячу-полторы американских долларов! В стоимости заложена и редкость, и экзотика, и низкое предложение — производством таких зерен занимается одна-единственная компания в мире, причём в производственном цикле участвуют всего два десятка животных. А из сорока кило сырья — ягод — получается лишь немногим более килограмма готовой продукции (остальное не всегда получается найти густых тропических травах…).
Касу марцу
Человеку не привыкать есть или пить что-то, произведённое другими живыми существами. А вот обратная ситуация встречается реже, тем более когда речь идёт о насекомых. Вернее — о личинках.
Есть такой редкий итальянский, сардинский сорт сыра, что называется касу марцу. В отличие от многих других европейских сыров, нам доподлинно известно, кто его такой придумал — эта честь принадлежит двум почтенным донам по имени Джованни Габбас и Андре Циммерн. Вкус у сыра ядрёный, отдаёт аммонием, ещё и жжёт язык, да так, что привкус остаётся на несколько часов.
Делают сыр так: берут голову овечьего сыра, срезают корку, позволяя сырным мухам отложить внутрь личинки, а затем позволяют последним беспрепятственно есть сыр. Переваривая продукт, мушиные зародыши выделяют кислоту. Готовность определяется запросто: сыр начинает «плакать» — сочиться жидкостью, то есть, уж извините, отходами пищеварения личинок. Есть сыр можно как после предварительной очистки от личинок, но чаще едят прям так — с «мяском», закусывая лепешкой и запивая терпким красным вином.
В Европе есть и другие вариации сыра «с живностью». Например, французский Mimolette — только вместо червячков там сырные клещи (и такие бывают, да).
Тунцзыдань
Китай особенно богат диковинами, так что в нашей статье аж три «гостя» из Поднебесной. На сей раз — тунцзыдань. Это тоже яйца, просто сваренные особым образом — вместо воды яйца закладывают… в мочу. Причём подойдёт не любая моча, а только мальчишеская (мальчик должен быть девственником, если уж совсем по канону).
Делается это так. Яйца закладывают в кастрюлю или казан и начинают варить, время от времени добавляя жидкости — по мере выкипания. Критерий готовности — целостность скорлупы: как только она даст трещины, нужно убавить огня и продолжать, продолжать, продолжать… Полный цикл варки — 20-25 часов.
Цена такого яйца на рынке и в магазине в два-три раза дороже обычного. Ну и конечно, в Чжэцзяне — провинции, где всё это придумали — яйцам приписывают целебную силу, будто бы они помогают при температуре и разжижают кровь. В 2008 году продукт вообще получил международное признание, став объектом нематериального наследия культуры Чжэцзяна.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: