На Крайнем Севере свои законы. И, к сожалению, они касаются не только суровой природы и сложных условий труда, но и отношения к технике безопасности. Здесь, где от каждого действия зависят жизнь и здоровье людей, зачастую сталкиваешься с таким абсурдом, что диву даёшься: кто вообще придумал эти правила? И зачем?
Тот бред, который придумывает инженерный отдел ОТ и ПБ, иначе и не назовёшь. Считаю, что работать на такой должности — самое неблагодарное дело. Ты в прямом смысле заводишь себе врагов на производстве вместо друзей. Недавно читал новые указания по ТБ, которые меня позабавили. В них говорится следующее: во время работы с использованием лестницы запрещается работать на высоте более двух метров. Для таких высотных работ необходимо использовать люльку. То есть, согласно этим правилам безопасности, если электрику нужно заменить лампочку на высоте 2,5 метра, руководителю необходимо оформить наряд-допуск и подать заявку на технику для подъёма человека в люльке. А что, если внутреннее помещение не позволяет использовать транспорт? Всё, будем без света, а самовольно никто ничего делать не будет — лишат премии. Премии могут лишить за брендовые вещи, если вы находитесь в зоне применения СИЗ (средств индивидуальной защиты) без каски, ну и совсем полный бред — на каске обязательно должны быть очки, и каска должна быть закреплена ремешком.
“Ремень безопасности при спуске с КамАЗа? Серьезно?!”
Недавно водитель вахтового автобуса, вылезая из кабины КамАЗа, поскользнулся и упал. Он рассказал мне об этом во время обеда.
За обедом водитель вахтовки, чертыхаясь, рассказывает:
Сдуру поскользнулся, вылезая из КамАЗа! Чуть не полетел кувырком!
Я его перебиваю:
Тихо ты! Никому ни слова! А то наши безопасники живо выпишут тебе страховочный ремень! Будешь спускаться с кабины как альпинист!
Ещё из бредовых идей мне нравится процесс разгрузки машин с цементом. По правилам стропальщик должен зацепить груз и покинуть кузов автосамосвала. После чего я могу приступить к подъёму груза автокраном. По правилам вроде всё безопасно, но теперь посмотрим с точки зрения производственного процесса. В самосвале 44 мешка с цементом, автокраном я поднимаю по два мешка, так как расстояние (вылет стрелы) большой и не позволяет выгружать сразу по четыре мешка. Сколько раз стропальщику придётся запрыгивать в кузов? Верно, 22 раза. А машин за рабочий день приходится разгружать минимум восемь. С такой техникой безопасности ближе к вечеру стропальщика придётся поднимать в кузов краном. Но это строго запрещено! Также, руководствуясь всеми правилами, нельзя залезать в кузов автомобиля, так как высота превышает два метра, необходимо использовать люльку или лестницу. Это просто «золотой» фонд маразма!
Один из читателей оставил комментарий, в котором говорится, что сейчас нет должности инженера по технике безопасности. На нашем производственном участке эта должность звучит так: инженер по промышленной безопасности и технике безопасности. Суть от этого не меняется.
“Лес чудес”: где вахтовики прячут “опасные” лестницы
История, которую я вспомнил, глядя на стропальщиков, которые использовали лестницу, чтобы подняться на контейнер, случилась как раз благодаря этим людям, ответственным за безопасность на производстве. Когда я работал в Якутии, недалеко от Оймякона, произошла эта бредовая, но забавная история. На участке запретили пользоваться лестницей, не прошедшей испытания. Теперь вопрос: как можно испытать обычную лестницу? Наверное, нужно найти человека весом 100 килограммов для испытаний. Так вот, в гараже, где я ставил автокран, таких лестниц и стремянок было много, механик распорядился выбросить все подручные инструменты. Но мы, водители, понимаем, как потом взбираться, если нужно подняться на высоту. Эти самые лестницы мы вынесли за РММ. За гаражом был небольшой сосновый лес с густой травой, там мы и спрятали этот инвентарь.
К нам устраивается новый водитель, и ему что-то понадобилось на контейнере. Я сижу в автокране и наблюдаю, как этот человек ходит туда-сюда и что-то ищет. Естественно, он не знал правил, которые ввели. Я подошёл к нему и спросил:
“— Что потерял?”
Он отвечает:
— Чёрт… надо заскочить на контейнер, там, говорят, есть конвейерная резина, но я не знаю, как туда забраться.
Я спрашиваю:
“— А что, лестниц здесь вообще нет?”
На что слышу:
— Как это нет? Есть, только они все спрятаны в лесу.
И рассказал ему, что запретили пользоваться инструментом, не прошедшим испытания. Вместе посмеялись над этим весёлым указанием и пошли в лес. Пройдя метров десять от дороги, в траве мы увидели лестницы из разных материалов: деревянные, железные, длинные и короткие, на все случаи жизни. Лестницы прятало не только наше подразделение, но и другие работающие участки — все облюбовали этот небольшой лес в качестве тайника. Абсурд, да и только!
«Ты что, хочешь перевернуть мой автокран?!»: когда забота о безопасности доходит до маразма
Рабочий день на нашем производственном участке начинается в 6:00 утра и заканчивается в 19:00 вечера, но иногда в зимнее время, когда по зимнику приезжает много машин, работать на автокране приходится и ночью. В прошлом году по зимнику в больших объёмах завозили цемент, в конце февраля зимняя дорога начала раскисать и таять, а объёмы завозимых грузов были большими, приходилось работать на автокране до последнего, пока не разгрузится последняя машина. Иногда приходилось работать в темноте до 12:00 ночи, и больше всего мне нравилось работать на автокране, разгружая машины, в тёмное время суток. Дело в том, что после 20:00 вечера на участке наступает полная тишина, это касается не только движения транспорта по участку, но и движения надзирателя, который контролирует и вечно лезет не в своё дело, я имею в виду инженера по технике безопасности. Конечно, я понимаю, что это его работа, но когда замечания доходят до «маразма», мешающего производственному процессу…
Приведу практический пример: привезли индийское дробильное оборудование в 40-футовых контейнерах, вес каждого контейнера от 24 до 26 тонн. Я тогда работал на автокране «Ивановец» грузоподъёмностью 40 тонн. Машины с оборудованием нужно было срочно разгрузить и отправить обратно. На тот момент на участке был один автокран, хотя такие габаритные (тяжёлые) контейнеры удобно и безопасно разгружать двумя кранами. Привезли удлинители для паука, и я выгрузил все три контейнера одним краном. Кран, конечно, перегрузил, но речь не об этом.
Когда я начал монтировать дробильное оборудование и работа подходила к завершению, оставалось поднять и установить дробилку весом десять тонн под конвейерную ленту, проходящую на высоте 10-15 метров, и тут всё началось. Я подогнал автокран задней частью, прикинув, что придётся выдвигать стрелу, и во время подъёма будет небольшой перегруз. Под крановые опоры я подложил деревянные подкладки, так как поверхность была недостаточно твёрдой. И как только я поднял стрелу в рабочее положение, ко мне подошёл инженер по охране труда и технике безопасности и сказал:
“— Ты что дорогой, автокран мне хочешь перевернуть!”
На что я с удивлением ответил:
“— В чём проблема?”
И тут началось: он увидел, что в подпятниках есть отверстия, в которые вставляются пальцы, чтобы подпятники висели на штоках гидроцилиндров в транспортном положении. Вот из-за этих пальцев он запретил работу автокрана, сказав, что в прошлом году из-за отсутствия стопорных пальцев я не стал перегонять автокран, потому что знал, что должен позвонить главному инженеру производственного участка, который знает меня как работника уже много лет.
Главный инженер позвонил мне с вопросом:
“— Что там получилось?”
Я обрисовал всю картину, на что он ответил:
“— Пошёл он на х…!”
и разрешил работу. После чего мы благополучно всё смонтировали, и рабочий день закончился.
Это одна из немногих моих историй, когда инженеры по технике безопасности запрещают работать автокрану. В конце я хочу отметить, что контейнеры с оборудованием весом от 22 до 26 тонн я разгружал на уклоне более 3°, и все прекрасно об этом знали!
Что это: забота о безопасности или бессмысленный формализм?
Так и живём. С одной стороны, я понимаю, что инженеры по технике безопасности делают свою работу. С другой стороны, я вижу, что их работа зачастую сводится к абсурдным требованиям и оторванным от реальности правилам. В итоге вместо того, чтобы обеспечивать реальную безопасность, они создают лишние препятствия и нервируют людей.
Может, пора что-то менять в этой системе? Может, стоит прислушаться к мнению тех, кто каждый день работает на передовой, кто знает реальные условия труда и понимает, что действительно опасно, а что — нет?
А вы как считаете? Сталкивались ли вы с подобным абсурдом на работе? Делитесь своими историями в комментариях!