Найти в Дзене
Счастью быть

Реферат: Память Нейродиагностика памяти

Память — это психическая функция, обеспечивающая способность запоминания, хранения и извлечения информации. Для хранения информации необходимо упрочение (консолидация) ее следов. Человек может хорошо запоминать что-либо, но недолго хранить это в памяти или же плохо извлекать из памяти то, что в ней содержится. В любом случае память будет страдать, и, чтобы понять почему, необходимо выяснить, какая из этих трех операций неполноценна. От этого зависит и выбор методов коррекции дефекта памяти в каждом конкретном случае. Принято различать биологическую (не только онтогенетическую, но и филогенетическую) и психологическую память. На основе врожденной биологической памяти работают, например, внутренние органы. На основе приобретенной биологической памяти вырабатывается такое важное свойство, как иммунитет. Память как психическая функция тоже относится к онтогенетической памяти. Основными характеристиками памяти являются: ♦ длительность формирования следов; ♦ их прочность и продолжительность

Память — это психическая функция, обеспечивающая способность запоминания, хранения и извлечения информации.

Для хранения информации необходимо упрочение (консолидация) ее следов. Человек может хорошо запоминать что-либо, но недолго хранить это в памяти или же плохо извлекать из памяти то, что в ней содержится. В любом случае память будет страдать, и, чтобы понять почему, необходимо выяснить, какая из этих трех операций неполноценна. От этого зависит и выбор методов коррекции дефекта памяти в каждом конкретном случае.

Принято различать биологическую (не только онтогенетическую, но и филогенетическую) и психологическую память. На основе врожденной биологической памяти работают, например, внутренние органы. На основе приобретенной биологической памяти вырабатывается такое важное свойство, как иммунитет.

Память как психическая функция тоже относится к онтогенетической памяти.

Основными характеристиками памяти являются:

♦ длительность формирования следов;

♦ их прочность и продолжительность удержания;

♦ объем запечатленного материала;

♦ точность его считывания;

♦ особенности его воспроизведения.

Основные процессы, которые различают в памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение. Главным среди этих процессов считается процесс запоминания, который определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения.

Выделяют модально-специфические и модально-неспецифические виды памяти.

Модально-неспецифическая память охватывает самые разные стимулы и события. Ее качество зависит от состояния связей между разными участками мозга и прежде всего между корой и подкоркой («глубиной»).

Модально-специфические виды памяти выделяются соответственно ведущему анализатору: тактильная, слуховая, зрительная и т. д. В отличие от модально-неспецифических видов памяти, они в значительной степени локальны. Место их представительства в мозге совпадает с местом расположения корковых концов анализаторов, ближе к периферии зоны той или иной модальности.

У людей преобладают разные виды модально-специфической памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т. д.

Однако у большинства ведущей является именно зрительная память. Им легче запомнить что-либо, увидев это или прочитав. Еще более стойкий мнестический эффект у большого числа людей связан с подкреплением двигательным актом. Если им удается запоминаемое не только увидеть, но и записать, задача в значительной мере облегчается.

Следующей по значимости и для большинства людей является слуховая память. Параллельное использование для запоминания чего-либо памяти разных модальностей создает для всех людей оптимальные условия.

По характеру память делится на произвольную и непроизвольную.

Значительная часть хранящейся в нашей памяти информации запоминается без участия сознания (без фиксации внимания). Иногда она непроизвольно всплывает, вызывая удивление у самого носителя памяти по поводу того, откуда у него имеется то или иное знание.

Непроизвольная память гораздо активнее в детском возрасте. По-видимому, это объясняется незрелостью сознания, производящего отбор наиболее «выгодной» информации, а следовательно, не препятствующего ее запоминанию. Непроизвольная память связана с понятием импринтинга (непосредственного запечатления стимула). Согласно научным данным, человек запоминает все, с чем соприкасается во внешнем мире, но не все осознает. Поэтому он может не знать, что именно хранится в его памяти, думая, что в ней только то, что попало осознанным путем.

Непроизвольное запоминание материала характеризуется своими закономерностями.

1. Лучше запоминается то, что является целью деятельности или вызывает какие-то затруднения во время ее осуществления

2. Непроизвольная память неодинакова в разные периоды жизни человека

3. Хранение следов, запечатленных непроизвольно (а также с помощью произвольных усилий), не пассивный процесс. В это время происходит их определенное преобразование, которое совершается по особым законам (по закону семантизации или кодирования информации и др.).

4. Воспроизведение следов при непроизвольном запоминании как конечная фаза мнестических процессов происходит либо в виде пассивного узнавания объектов, либо в виде активного припоминания.

В нейропсихологии лучше всего исследована память как произвольная мнестическая деятельность, которая имеет определенную структуру. Она включает в себя:

а) стадию мотива (или намерения);

б) стадию программирования мнестической деятельности;

в) стадию использования различных способов запоминания материала, различных мнестических операций (приема укрупнения материала, его семантической организации и др.);

г) стадию контроля за результатами деятельности и коррекции, если эти результаты неудовлетворительны с точки зрения поставленной задачи.

Специфические закономерности, которые характеризуют произвольную мнестическую деятельность как таковую.

1. Различные по модальности раздражители запечатлеваются испытуемыми по-разному.

2. Мнестическая деятельность четко зависит и от характера смысловой организации материала

3. Различные этапы (или стадии) мнестической деятельности в разной степени подчиняются произвольной регуляции.

Основными свойствами памяти являются ее прочность и продолжительность.

При этом одни виды памяти предназначены для оперативного использования воспринятой информации, другие — для ее долговременного хранения.

В зависимости от времени хранения информации в памяти выделяют:

1) мгновенную память — кратковременное запечатление следов, длящееся несколько секунд;

2) кратковременную память (оперативную) — запечатление следов на несколько минут;

3) долговременную память — хранение информации длительное время, даже в течение всей жизни.

По степени осмысленности память делится на неосмысленную (механическую) и осмысленную, имеющую семантическое содержание.

Механическая память мало зависит от состояния интеллекта. У умственно отсталых детей нередко бывает хорошая механическая память. Это следует понимать как гиперкомпенсацию недостаточности интеллектуальной сферы.

Качество памяти у разных людей разное. В имеющихся различиях важную роль играют врожденные способности. Одни люди имеют предпочтения зрительной памяти, другие — слуховой, третьи — вербальной, четвертые — двигательной и т.д. Неодинаковы также у разных людей объем и прочность запоминаемого материала.

Особым образом на прочность запоминания влияют эмоциональное возбуждение и стресс (аффективная или эмоциональная память или память на эмоционально окрашенные события). Они ускоряют мнестические процессы и продлевают их следы, вплоть до образования застойных очагов возбуждения (патологических доминант, по А. А. Ухтомскому).

Забывание – естественный процесс выпадения из памяти, угасания прежней информации, навыков. Закон Рибо (Закон регрессии памяти). Вначале ослабевает память на текущие и недавно прошедшие события, затем ухудшается воспроизведение старого багажа памяти.

Возрастные особенности памяти

ü Способность воспроизводить события появляются со 2 года жизни ребенка

ü Временные категории памяти с 6-10 лет

ü Механическая память оптимальна в 19-21 год

ü С 30 летнего возраста начинается снижение памяти

ü С 10-14 лет интенсивно формируется словесно-логическая память

Мозговая организация памяти

Вопрос о мозговых структурах памяти не является до конца изученным. Как сообщалось выше, существуют разные виды памяти, в осуществлении которых приоритетны разные участки мозга. Несмотря на это, принято считать, что основную роль в мозговой организации памяти играют глубинные структуры мозга, из которых наиболее важной является гиппокамп

Гиппокамп в первую очередь связан с процессами эмоциональной памяти. Благодаря ему, мы быстро запоминаем то, что имеет для нас эмоциональную окрашенность.

Значительную роль в самом прочном виде памяти, а именно в условных рефлексах, играют также глубинные ядра мозжечка.

Различные виды корковой памяти осуществляются за счет активации зон соответствующих модальностей, вступающих в ассоциативные связи с другими модальностями. Отнесенность к определенной модальности обусловливает то, что различные виды корковой памяти, в отличие от глубинной, называют модально-специфическими.

Основными мозговыми механизмами запоминания информации на уровне коры мозга является многомерная система связей, которые включают как элементарные (сенсорные), так и сложные (понятийные) компоненты. Положение о многомерности процесса запоминания уточняет прежние упрощенные представления, согласно которым запоминание — непосредственная «запись» информации.

Такое свойство памяти требует активного включения в функционирование межзональных проводящих путей. Это связано прежде всего с тем, что вспомнить что-либо забытое означает оттормозить одни ассоциативные связи и активировать другие.

Нарушения памяти

Нарушения памяти наиболее часто встречающийся вид нарушений при поражениях мозга. Больные жалуются на забывчивость, (не могу запомнить, все забываю, не могу вспомнить)

Модально-неспецифические нарушения

· Забывание текущих событий

· Сужение объема отставленного запоминания

· Тормозимость следов интерференцией

· Контаминации, «побочные вставки»

· Конфабуляции

· Реминисценции

· Нарушение воспроизведения порядка стимулов

Модально-специфические нарушения

· Амнезия на стимулы какой-либо из модальностей;

· Вербальная

· Зрительная

· Двигательная

· Нарушение памяти на лица

Модально-специфические расстройства мнестической деятельности обусловлены очаговыми поражениями мозга. В зависимости от того, к какой модальности относятся поражения, выделяют: обонятельную, вкусовую, тактильную, слуховую, зрительную, двигательную (моторную) амнезию.

Модально-неспецифические нарушения памяти являются, как правило, грубыми и выходят за рамки какой-либо модальности. Они обусловлены диффузными поражениями глубинных структур мозга.

Модально-неспецифические нарушения памяти представлены такими их видами, как: гипомнезия, гипермнезия, парамне зия и амнезия.

Гипомнезия заключается в ослаблении всех видов памяти в рамках хранения и воспроизведения полученного опыта. Известно, что у детей в норме память лучше, чем у взрослых. Однако некоторые дети с трудом запоминают стихи, содержание прочитанных книг или увиденных мультиков. Обычно гипомнезия связана с органическими поражениями мозга, психическим недоразвитием.

Выделяют:

- Органическую (сосудистые, атрофические заболевания головного мозга, последствия перенесенных ЧМТ, нейроинфекций и прочее). Динамика органической гипомнезии имеет определенную последовательность развития. Сначала снижается способность к произвольной репродукции, затем – к произвольному удержанию и запоминанию. Отличается малой обратимостью.

- Функциональную, транзиторную (преходящую) – на фоне депрессии, тяжелая невротическая симптоматика, глубокая астения, на высоте интоксикации.

Гипермнезия заключается в увеличении объема и прочности запечатления материала, когда возникает большое количество воспоминаний. У детей парциальная (частичная) гипермнезия наблюдается иногда при умственной отсталости. Она проявляется, например, в повышенной способности к запоминанию и воспроизведению цифр.

Выделяют:

- психопатологическую (маниакальные состояния, сопровождается ускорением мышления, повышением настроения и усилением речедвигательной активности)

- Эксцентрическую (усиление отдельных видов памяти)

- Эпизодическую (эмоционально значимые события помнятся до мельчайших подробностей)

Парамнезия — ощущение «знакомости» объекта при встрече с незнакомым, то есть обманы памяти.

Амнезия — отсутствие значительного объема памяти, ее общее ослабление.

Конфабуляции (вымыслы)— результат замещения провалов памяти вымыслами, при этом имеет место полная уверенность в том, что сообщаемые факты и события действительно реальные.

Конфабуляции могут достигать патологических размеров, но встречаются и в норме, особенно у детей. Последние не обладают достаточно зрелым механизмом психики, разграничивающим вымысел и действительность. Известно, что дети легко верят в сказки и «разные выдумки». Это делает их внутренний мир богаче и интереснее. Таким образом, конфабуляции могут служить и целям обогащения фантазийного плана мышления.

Для всех нарушений памяти, носящих модально-неспецифический характер, общим является то, что они распространяются на любой вид деятельности, а также то, что они одинаково проявляются как в произвольных, так и в непроизвольных актах.

Места повреждений мозга, обусловливающих неспецифические расстройства памяти, не установлены окончательно. Принято считать, что они зависят от особенностей взаимодействия больших мозговых площадей. Такое мнение установилось со времен Карла Лешли (K. Lashley), проводившего свои исследования в начале XX века. Этот ученый разрабатывал проблему локализации психических функций, используя метод удаления у животных, в частности у крыс, различных частейголовного мозга. Однако оказалось, что, какую бы из структур он ни удалял, крысы, обученные до операции находить выход из лабиринта, не теряли память и находили правильный путь. Таким образом, Лешли так и не удалось обнаружить ту структуру, которая бы непосредственно отвечала за память.

Сейчас установлено, что основной причиной неполноценности структур мозга, участвующих в процессах памяти, является ослабление восходящих энергетических влияний на кору мозга со стороны энергетического блока. В результате снижения тонуса коры в этих случаях процессы запечатления, сохранения и воспроизведения информации протекают непродуктивно. При массивных поражениях структур мозга, участвующих в обеспечении памяти, могут появиться грубые нарушения сознания (симптомы растерянности и спутанности).

При этом различают нарушения памяти в зависимости от того, какая именно структура энергетического блока страдает.

Если неполноценно функционирует продолговатый мозг, то изменения процессов памяти проявляются в виде синдрома ослабления сознания, внимания, нарушения сна и бодрствования.

Если неполноценно функционирует гиппокамп, то возникает синдром грубой дезориентировки больного в месте, времени и происходящих с ним событиях. Человек затрудняется вспомнить, что было несколько минут назад. Такие расстройства памяти обусловлены тем, что поврежденным гиппокампом не извлекается картина взаимосвязи разных структур мозга, участвующих в акте запоминания. Соответственно нарушается процесс перевода полученного следа в память для долговременного хранения. Появляется повышенная ранимость следов, их подверженность какой-либо интерференции (помехе). У больных с массивными поражениями гиппокампа наблюдается полная невозможность сохранить следы текущего опыта. Могут также иметь место ретроградная и антероградная амнезии. Ретроградная амнезия — выпадение из памяти событий, которые имели место до заболевания. Это нарушение чаще всего имеет травматическую этиологию. Страдает та информация, которая уже закреплена в долговременной памяти. В отличие от этого,антероградная амнезия охватывает относительно длительный период после возникновения заболевания.

Лучше всего изучены мнестические расстройства, связанные с поражением диэнцефального уровня (уровня гипофиза). Гипофизарные заболевания, весьма частые в нейрохирургической клинике, долгое время считались с точки зрения нейропсихологии бессимптомными. Однако при тщательном изучении у этой категории больных были обнаружены отчетливые нарушения памяти, имеющие ряд особенностей. Прежде всего, у таких больных существенно больше страдает кратковременная, а не долговременная память. Кратковременная память, или память на текущие события, у них очень ранима. В то же время даже при грубых нарушениях памяти мнестический дефект связан не столько с самим процессом запечатления следов, сколько с плохим их сохранением в связи с усиленным действием механизмов интерференции (т. е. воздействия на следы побочных раздражителей), что и является причиной повышенной тормозимости следов кратковременной памяти.

К модально-неспецифическим нарушениям памяти приводит и поражение лимбической системы (лимбической коры, гиппокампа, миндалины и др.). К ним относятся описанные в литературе случаи нарушений памяти, которые обозначаются как корсаковский синдром. У больных с корсаковским синдромом практически отсутствует память на текущие события. Они по несколько раз здороваются с врачом, хотя он только что был в палате, не могут вспомнить, что они делали несколько минут тому назад и т. п. Это грубый распад памяти на текущие события. В то же время у этих больных сравнительно хорошо сохраняются следы долговременной памяти, т. е. памяти на далекое прошлое. Такие больные сохраняют и профессиональные знания.

В последнее время острую актуальность приобрела тема болезни Альцгеймера и соответственно различных сенильных деменций. Они проявляются, прежде всего, в нарушениях памяти. На ранних стадиях заболевания наиболее заметны нарушения кратковременной памяти, то есть неспособность вспомнить недавно заученную информацию. С развитием болезни происходит потеря долговременной памяти. Постепенно теряется способность ориентироваться в окружающей обстановке и ухаживать за собой. Наконец болезнь захватывает жизненно важные функции организма, что ведет к смерти. Современная фармакология активно разрабатывает лекарственные средства лечения больных этой категории, а также системы тренингов, в том числе и нейропсихологических. Последние особенно значимы в целях профилактики болезни или для целей снижения темпа ее развития.

Модально-специфические формы памяти.

В отличие от неспецифических расстройств памяти, возникающих при поражении аппаратов первого функционального блока мозга, нарушения памяти, возникающие при поражениях конвекситальных отделов коры, иначе говоря, при поражениях второго и третьего функциональных блоков, носят принципиально иной характер.

Основная черта этих нарушений заключается в том, что они никогда не являются глобальными и никогда не связаны с общим «расстройством» сознания. Как правило, они либо носят характер нарушения мнестической основы отдельных модально-специфических операций (той или иной стороны познавательных процессов), либо же оказываются связанными с расстройствами динамики активной, целенаправленной деятельности.

При поражении разных анализаторных систем соответствующие модальные нарушения памяти могут проявиться вместе с гностическими дефектами. Однако нередко нарушения в работе анализаторной системы распространяются только на мнестические процессы, в то время как гностические функции остаются сохранными.

Типичными для поражения наружных отделов височной доли левого (доминантного у правши) полушария являются специфические нарушения слухоречевой памяти.

Известно, что в случаях поражения левой теменной (или теменно-затылочной) области, у больного возникают выраженные затруднения симультанных синтезов, и нарушение его мнестических процессов.

При поражений лобных долей мозга характерны превращение активной мнестической деятельности в пассивное запечатление объектов мира. Иногда этим расстройствам дается такое обозначение, как «псевдоамнезия», поскольку механическое и непроизвольное запоминание при них остается доступным.

Наблюдения показывают, что у больного с массивным поражением конвекситальных отделов лобной области, даже при сохранности общей ориентировки и способности удерживать слуховые или зрительные впечатления, нельзя вызвать ни прочного и активного намерения запомнить предлагаемую информацию, ни тем более активного поиска средств и способов ее запоминания.

С точки зрения межполушарной ассиметрии. При непосредственном запоминании и воспроизведении в мнестическую деятельность, прежде всего, включается правое полушарие, а при отсроченном – левое.

Нейродиагностика

Нейропсихологический подход к изучению памяти и к разработке методик её исследования обладает своей спецификой. Нейропсихологию прежде всего интересует мозговая организация памяти, её нарушения при локальных поражениях мозга. Что касается нейропсихологических методик, направленных на исследование памяти, то они должны быть построены так, чтобы:

· Давать возможность качественной интерпретации и количественной оценки выявленных нарушений или особенностей мнестической функции;

· Выявлять принципиальные механизмы патологического забывания

· Определять состояние основных параметров памяти

· Исследовать различные виды памяти.

В наибольшей степени диагностике доступен только этап актуализации. О процессах, происходящих во время хранения информации в памяти, нейропсихология пока знает относительно немного.

В нейропсихологии сегодня существуют представления о трех основных механизмах забывания:

· патологическая тормозимость следов интерферирующими воздействиями (которая может выражаться в эффектах ретро- и/или проактивного торможения),

· нарушения их избирательной актуализации

· слабость функции следообразования.

Эти механизмы выделяются именно в нейропсихологическом контексте и не исчерпывают собой все возможные механизмы забывания.

Нейропсихологические методики определяют следующие параметры памяти:

· её объем,

· уровень мотивационного обеспечения мнестической деятельности,

· скорость заучивания материала,

· устойчивость следов памяти к интерферирующим воздействиям,

· возможность запоминания порядка стимулов,

· диапазон включаемых в заучивание мнемотехнических приемов, их эффективность и целесообразность,

· характер допускаемых при воспроизведении ошибок и т.п.

При проведении нейропсихологического диагностического обследования, важно установить, распространяются ли нарушения памяти на все основные сенсорные модальности стимулов или ограничиваются одной из них. Поэтому в нейропсихологическом обследовании обязательно исследуется слухоречевая и зрительная память.

Исследуется не только произвольное, но и непроизвольное запоминание.

Анализируются как возможности запоминания нового материала, так и степень сохранности актуализации знаний из прошлого опыта.

Изучается влияние смысловой организации запоминаемого материала на разные параметры памяти.

Это означает, что в диагностическое обследование мнестической функции необходимо включить заучивание и воспроизведение как осмысленного, так и бессмысленного материала.

Факторы, выявляемые при обследовании:

а) повышенная тормозимость следов;

б) нарушение слухоречевой памяти;

в) нарушение образа представления;

г) снижение общей корковой активности.

1. Исследование общей памяти

Когда исследуется автобиографическая память, то испытуемому задаются вопросы о значимых событиях его жизни, их пространственно-временных характеристиках. Например: «Назовите год вашего рождения», «Где вы родились?», «Кто вы по специальности» и т.п. Правильность ответов можно проверить в истории болезни.

Ставя перед испытуемым какую-либо мнестическую задачу, обращенную к прошлому опыту, мы должны быть твердо уверены, что данные сведения действительно были упрочены в ходе жизни человека. Обычно испытуемому предлагают выполнить несколько примеров из разных мест таблицы умножения, назвать в прямом порядке месяцы года или дни недели, вспомнить названия пальцев.

Затруднения, при выполнении этих проб, бывают при поражениях срединных структур мозга, особенно медио-базальных отделов лобных долей. Именно в этих случаях наблюдаются выраженные нарушения целенаправленного, избирательного обращения к следам прошлого опыта.

Исследуем процесс воспроизведения (актуализации прошлого) и процесс запоминания и воспроизведения.

Инструкция:

1 «Расскажи, что ты сегодня делал».

2 «Расскажи, как ты провел лето», «Где ты был?».

Этот вид памяти нарушается при дисфункции глубинных структур мозга или при снижении корковой активности.

2. Исследование слухоречевой памяти

Диагностическое значение тестов.

Неспособность выполнить тесты свидетельствует о недостаточной сформированности слухоречевой памяти.

В детском возрасте это препятствует овладению не только импрессивной, но и экспрессивной развернутой речью, то есть является одной из причин задержек речевого развития. Такое нарушение может препятствовать также развитию когнитивной сферы в целом.

У взрослых оно — один из показателей развития нейродегенеративного процесса.

Топическое значение тестов.

Наиболее вероятным мозговым механизмом у детей выступает неполноценность функционирования височных долей преимущественно левого полушария.

У взрослых людей данное нарушение, появившееся на фоне нормальной прежде памяти, может свидетельствовать о дебюте развития дегенеративных процессов в мозге.

Слухоречевая память часто нарушена у детей. Персеверации в памяти, трудности переключения с одного ряда на другой можно отнести к премоторным отделам лобной коры.

Используемые пробы:

а) запоминание двух групп по три слова;

б) запоминание группы из пяти слов (порядок важен);

в) запоминание 7‒10 слов (в любом порядке);

г) отсроченная память;

д) запоминание организованного по смыслу вербального ряда (запоминание двух предложений).

А. Запоминание двух групп по три слова

Эта методика применяется как сенсибилизированная проба при грубых нарушениях слухоречевой памяти для одновременной оценки прочности удержания следов и возможности дифференциации близких фонем. Поэтому в стимульный материал этой методики специально включены близкие по звучанию и по значению слова (например, “клин, зима – блин, весна).

Ретроактивное торможение(выражается в том, что деятельность, следующая за заучиванием, вызывает торможение только что образованных временных связей, что снижает дальнейшее воспроизведение материала) отчетливо заметно при поражении диэнцефальных отделов. Нарастание эффектов проактивного торможения (это отрицательное влияние предыдущей деятельности на последующее заучивание) достаточно характерно для поражения лобных (особенно премоторных) зон мозга.

Инструкция: «Запомни и повтори* эти слова. Еще раз повтори**».

Сначала дается три слова: дом, лес, кот.

* «Повтори...» ‒ проба на непосредственное воспроизведение.

** «Еще раз ...» ‒ проба на отсроченное воспроизведение.

После того как ребенок дважды повторяет эту группу слов, ему дается вторая группа: ночь, игла, пирог (ребенок повторяет вторую группу дважды).

Далее у ребенка спрашивают: «А теперь скажи, какие слова были первыми, а какие вторыми?»

Исследуем:

1. Объем запоминания; сужение объема ‒ это левое полушарие.

2. Есть ли ретро- и проактивное торможение.

3. Прочность запоминания.

Если есть нарушение порядка слов, то это правое полушарие, и, следовательно, даем методику из пяти слов (порядок запоминания важен!).

4. Здесь же можем посмотреть непосредственное запоминание.

5. Далее, после гетерогенной интерференции, смотрим отсроченную память.

Б. Отсроченная слухоречевая память

Инструкция: Ты помнишь, мы с тобой запоминали по три слова? Назови их!

Нарушение непосредственного запоминания может свидетельствовать о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга, участвующих в памяти.

При отсроченном воспроизведении после интерференции ошибки запоминания связаны с тормозимостью следов последующей информацией, а не самой следовой деятельностью. Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (второй височной извилины).

В. Запоминание 5-6 слов

В инструкции испытуемого просят запомнить ряд слов, причем именно в том порядке, в каком они предъявляются. Общее количество слов называть нежелательно. Слова подбираются по особым правилам: они должны быть приблизительно равны по объему и с одинаковой частотой употребляться в языке, они должны быть эмоционально нейтральными, смысловое или фонетическое сходство между ними должно отсутствовать). Материал считается заученным, если испытуемый смог дважды безошибочно повторить его.

В процессе выполнения можно выделить следующие этапы:

ü Непосредственное (первое) воспроизведение

ü Заучивание (допускается не более 4-х предъявлений исходного стимульного ряда)

ü Выполнение какой-либо интерфирирующей задачи

Отсроченное воспроизведение(осуществляется без дополнительного предъявления слов)

Ошибки, при выполнении этой пробы: потери слов вследствие сужения объема памяти или других причин, замены исходных слов близкими по звучанию или по значению, а также побочными ассоциациями, нарушения порядка слов, их инертные повторы. На этапе отсроченного воспроизведения, осуществляемого после выполнения какой-либо иной деятельности, к этим симптомам могут присоединяться проявления повышенной тормозимости следов.

Низкий объем актуализации слухоречевых стимулов при непосредственном воспроизведении или в процессе дальнейшего заучивания; замены исходных слов близкими по звучанию или по значению; уменьшение продуктивности и/или возрастание количества ошибок после выполнения интерферирующей задачи именно в слухо-речевой сфере – все эти симптомы могут указывать на дисфункцию средних отделов левой височной области мозга (у правшей).

Нарушения порядка стимуловпри воспроизведении или трудности оценки их количества – это симптомы, часто встречающиеся при дисфункциях правого полушария. Наконец, включение в воспроизведение побочных ассоциаций, стимулов из других проб и заданий, инертные повторы слов свидетельствуют о дисфункции лобных отделов мозга.

Г. Запоминание 7‒10 слов (кривая памяти)

Предлагаемый в этой методике объем материала слишком велик для непосрественного запечатления. Поэтому его полное заучивание невозможно без формирования соответствующей мотивации и без использования тех или иных мнестических стратегий.

В классическом варианте методики используется слуховое предъявление со скоростью около 1 слова в секунду, причем какое-либо интонационное выделение слов не рекомендуется. Однако существуют и модификации методики, в которых применяется зрительное предъявление.

Слова должны быть простыми и короткими, например: кот, ель, дом, игла, зима, мост, брат, конь, очки, стол.

Слова предъявляются до тех пор, пока испытуемый не заучит их или пока у психолога не сформируется четкое представление о характере кривой заучивания (и соответственно о механизмах нарушений памяти). Поэтому взрослому психически здоровому испытуемому может быть достаточно 3-4 предъявлений. Для исследования больного с нарушениями мнестической функции может потребоваться до 7-10 предъявлений. Даже если в результате такого значительного количества предъявлений материал не заучен полностью, выполнение методики можно закончить.

В протоколе обязательно фиксируются все слова. Недостаточно фиксировать только количество слов, должна присутствовать буквальная запись ответов испытуемого. Именно благодаря такой записи осуществляется качественный анализ допущенных ошибок. Вместе с тем в обработке результатов методики используются и количественные показатели: они позволяют построить “кривую заучивания”, показывающую продуктивность и динамику процесса запоминания.

Через час после заучивания необходимо выполнить отсроченное воспроизведение. Это позволяет уточнить, насколько прочно материал сохраняется в памяти. Интервал между заучиванием и воспроизведением может быть и меньше.

При поражениях срединных структур мозга характер кривой заучивания может быть достаточно близок к показателям здоровых испытуемых, хотя, как правило, у больных несколько ниже продуктивность воспроизведения и им требуется больше предъявлений для полного заучивания материала. Однако показатели отсроченного воспроизведения у них значительно ниже, чем у здоровых испытуемых, что свидетельствует о патологической тормозимости следов памяти.

При поражениях лобных долей мозга вследствие дефицита мотивационного обеспечения и инертности психических процессов кривая заучивания приобретает форму плато, а среди воспроизводимых слов достаточно часто возникают побочные включения вследствие снижения возможностей избирательного припоминания.

При поражениях левой височной области мы столкнемся с первичными, модальнол-специфическими нарушениями слухо-речевой памяти, проявляющимися в первую очередь сужением ее объема, повышенной тормозимостью следов, особыми нарушениями избирательности воспроизведения.

Инструкция: «Я назову тебе 10 слов, а ты повтори в любом порядке». Отмечаем в специальной таблице названные слова и даем их второй раз. Так повторяем для ребенка пять раз. Строим кривую памяти

Исследуется процесс и динамика запоминания, объем, прочность, точность воспроизведения, тенденции к росту или снижению количества ошибок.

Смотрим, есть ли парафазии (вербальная парафазия – замена слова на близкое по значению, то есть из того же семантического поля, например, вместо «юбка» ‒ «блузка»).

Смотрим стратегию заучивания, то есть как испытуемый организует свою деятельность (лобные синдромы).

рис. Кривая памяти.

Д. Запоминание организованного по смыслу вербального ряда

Запоминание двух предложений – непосредственное и отсроченное.

Пробы на заучивание двух предложений и двух рассказов дают возможность проверить, как влияет на запоминание смысловая организация материала, а так же объем запоминаемого материала.

Инструкция: «Повтори и запомни первое предложение. Еще раз повтори». «Повтори и запомни второе предложение. Еще раз повтори». «Скажи первое предложение». «Скажи второе предложение».

Предложения:

1. «В саду за высоким забором растут развесистые яблони».

2. «На опушке леса охотник убил злого волка».

С помощью цифр, которые ставим под словом и словами, если произошла замена слова, отмечаем правильность повтора предложений. Через некоторое время (5‒10 мин) смотрим отсроченное воспроизведение.

Смотрим:

1) вербальные парафазии (замена) (если волк меняется на зверь, то страдают образы представления, то есть 37-е поле по Бродману)

2) возможны контаменации (смешение) – ошибочное воспроизведение материала, сводящееся к неправильному объединению его следов. (Например, вместо слова «белок» произносится «белток» ‒ звукосочетание, в котором соединены части двух слов. Еще пример: «курак ‒ ребло ‒ радонь».

Возникновению контаминаций способствует смысловая и фонетическая близость между словами;

3) замена одного предложения другим;

4) воспроизведение предложений, которые были не в этой пробе;

5) отказ от работы.

Эти ошибки свидетельствуют о слабости следовой деятельности, о влиянии на них последующей информации (проактивное торможение), это приводит к невозможности актуализации предыдущих предложений или контаминациям. Все это происходит из-за дисфункции височных отделов мозга;

6) персеверации в памяти (повторение), трудности переключения с одного ряда на другой можно отнести к нарушению премоторных отделов.

3. Исследование зрительно-предметной памяти

Диагностическое значение тестов.

Неспособность выполнить тесты или выполнить их не с первого предъявления свидетельствует о недостаточной сформированности оперативной зрительной памяти.

У детейпричиной этого может быть недостаточная развитость более элемементарных уровней зрительного гнозиса.

У взрослыхтакое нарушение может быть дебютом нейродегенеративного заболевания (например, болезни Альцгеймера).

Топическое значение тестов.

Наиболее вероятным мозговым механизмом данного нарушения у детей является неполноценность функционирования различных межзональных связей, которые в обоих полушариях мозга связывают зрительную зону с другими зонами (замедление процессов миелинизации). Возможно также ослабление процессов корковой нейродинамики, что обусловлено недостаточной зрелостью глубинных структур мозга на уровне ретикулярной формации.

У взрослыхследует предполагать появление процессов демиелинации проводниковых систем мозга.

Механизм нарушения ‒ нарушение самого образа представления, который включен в структуру зрительной памяти и предметной номинации.

Фактор ‒ нарушение образа представления (задние отделы второй височной извилины или вся височная извилина).

Методика заучивания 5 фигур

Для исследования зрительной памяти применяется методика заучивания пяти фигур. Испытуемому предлагаются “трудновербализуемые” зрительно-пространственные стимулы – карточки размером 5х15 см, на которых нарисованы пять фигур (размер каждой фигуры приблизительно 2ч2 см, интервал между фигурами 0.5 см).

Он должен сначала срисовать эти фигуры. Рисунок целесообразно выполнять в верхней части чистого листа белой бумаги формата А4. Затем часть листа, на которой выполнялось копирование, закрывается или загибается, и испытуемый должен нарисовать фигуры по памяти. Если в воспроизведении есть ошибки, рисунок испытуемого закрывается, и исходный материал предъявляется еще раз. Рекомендуется делать не более четырех предъявлений. После заучивания испытуемый выполняет интерферирующую задачу, а затем еще раз воспроизводит фигуры (без дополнительного предъявления).

Если испытуемый не сумел запомнить фигуры даже после четырех предъявлений, но после интерферирующей задачи отсроченное воспроизведение оказалось лучше, чем результаты непосредственного заучивания, то выявление таких эффектов поможет максимально точно установить латерализацию патологического процесса. Их, в частности, можно наблюдать при поражениях правого полушария.

Если на этапе копирования выявлены грубые нарушения, это делает исследование памяти бессмысленным. Однако в случаях, когда копирование выполняется вполне благополучно, а при заучивании или при отсроченном воспроизведении возникают ошибки, мы с уверенностью можем говорить о том, что они связаны именно с дефицитом памяти.

Если ранее (при выполнении других оптико-конструктивных методик) испытуемый успешно выполнял копирование, этап срисовывания фигур можно исключить и начинать выполнение методики сразу с запоминания.

Возможные ошибки при выполнении этой пробы:

· пропуски фигур или их деталей,

· повороты,

· нарушения порядка следования фигур,

· добавление лишних деталей,

· инертные повторы фигур,

· искажения их формы.

Следует так же обратить внимание на те случаи, когда рисунки резко уменьшены или увеличены в размерах по сравнению с образцом. Такие проявления (микро или макрографии) могут свидетельствовать о дисфункции подкорковых образований мозга.

Детальный анализ разных типов ошибок поможет уточнить, с каким уровнем (гностическим, мнестическим, моторным) преимущественно связаны возникшие затруднения.

При поражении правого полушария часто встречаются повороты фигур и нарушение порядка их следования. Существуют модификации этой методики, в которых деятельность графического воспроизведения фигур заменена их узнаванием. Узнавание, как правило, больше страдает при поражении правой гемисферы. Сравнение результатов узнавания и воспроизведения также может быть полезно для уточнения вклада моторного и гностического компонентов в структуру нарушений зрительной памяти.

Для исследования зрительной памяти также можно применять геометрические фигуры разной формы и размера или картинки с изображениями предметов, растений, животных. В таком стимульном материале можно варьировать как перцептивные характеристики предметов, так и степень их семантической близости.

Испытуемый должен нарисовать по памяти фигуры или назвать, какие предметы он видел. При исследовании узнавания методическая процедура также достаточно проста: например, испытуемому предъявляют 3 картинки, он должен их запомнить, а затем выбрать из 16 картинок, включающих 3 исходные и 13 новых, не предъявлявшихся ранее (дистракторов). Можно просить испытуемого запоминать порядок следования фигур друг за другом или локализацию стимулов и затем выбирать правильное пространственное расположение из ряда предложенных вариантов.

Пробы:

а) запоминание предметных картинок;

б) отсроченное воспроизведение;

в) запоминание и выбор заданных картинок из других, которые составляют фон, а заданные ‒ предмет действия (конфликтная проба).

А. Запоминание предметных картинок

Инструкция: «Запомни эти картинки. А теперь найди их среди этой группы картинок и разложи в том же порядке, как было».

Для запоминания предъявляются пять картинок, затем их смешивают с другими (7‒10), ребенок должен найти заданные картинки и разложить в заданном порядке. Порядок важен. Тест повторяем пять раз и строим кривую запоминания, как и в слухоречевой памяти.

Б. Запоминание символических фигур

Инструкция: «Запомни эти картинки как можно точнее».

Материал: картинки с геометрическими фигурами.

Для запоминания предъявляются шесть картинок (10‒15 с), затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил.

Если ребенок воспроизводит недостаточно фигур, эталон предъявляется еще раз. После чего эталон закрывается, и то, что ребенок нарисовал в первый раз, он рисует заново. При необходимости процедура повторяется четыре раза.

Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза. Порядок важен. В данном случае мы исследуем запоминание малочастотных и трудно вербализуемых объектов и влияние речи на запоминание.

Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20‒25 мин без дополнительного предъявления эталона.

Инструкция:«Помнишь, мы запоминали с тобой фигурки? Нарисуй их еще раз».

рис. Геометрические фигуры

При отсроченном воспроизведении нормативными считаются две ошибки и нарушение порядка воспроизведения.

Нарушение порядка воспроизведения свидетельствует о заинтересованности правого полушария. Если ребенок не может воспроизвести заданный объем стимулов, то возможна дисфункция или поражение затылочных областей правого и левого полушарий (фактор сужения объема памяти). Если ребенок стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки (инертность двигательных стереотипов), то возможна дисфункция или поражение заднелобных отделов левого полушария.

4. Зрительно-пространственная память

Для исследования пространственной памяти широко применяется Тест зрительной памяти А.Бентона. В этом тесте испытуемому последовательно предъявляются 10 карточек, на каждой из которых изображено не более трех несложных геометрических фигур, различающихся по форме, размеру и расположению. Он должен внимательно рассмотреть каждую карточку в течение определенного времени (например 10 секунд), а затем сразу же нарисовать фигуры по памяти. Обработка результатов методики предполагает выделение типов допущенных ошибок, определение частоты их встречаемости, а так же балльную оценку реультатов (успешное воспроизведение каждого из 10 субтестов оценивается 1 баллом, ошибочное – 0 баллов).

Для диагностики непроизвольного запоминания можно предложить испытуемому прочитать какой-нибудь текст. Затем лист с текстом убирается, и испытуемого просят рассказать, о чем он сейчас прочитал. Если есть необходимость исследовать состояние непроизвольного запоминания более детально, можно воспользоваться методикой, предложенной Э.Г.Симерницкой. Стимульным материалом здесь служат зрительно предъявляемые ряды из 10 слов. Сначала испытуемого просят сосчитать, сколько раз в 10 словах втречается определенная буква (например, «к»). Затем бланк с напечатанными словами убирается, и испытуемого просят вспомнить слова, с которыми он только что работал. понятно, что в данном случае мы имеем дело с ситуацией непроизвольного запоминания. Затем предъявляется второй бланк, и испытуемого просят запомнить напечатанные на нем слова. Подчеркнем, что при исследовании непроизвольного запоминания может использоваться не только вербальный, но и невербальный материал разных модальностей.

Непроизвольное запоминание нарушается при поражениях правого полушария мозга.

Приоритетные методы коррекции слухоречевой памяти.

· Интенсивный тренинг вербальной памяти с подключением смыслового обыгрывания значений слов, сопоставление их по длине и звуконаполнению.

· Использование методов эйдетической (образной) памяти.

· Подготовка базы для развития слухоречевой памяти, то есть прослеживание состояния низлежащих звеньев речевой функции.

· Стимуляция развития оперативной слухоречевой памяти: последовательное и постепенное увеличение объема воспринимаемых на слух текстов.

· Перестройка способа удержания речевого ряда на слух путем подключения запасных афферентаций: предметных, графических визуальных опор, а также специально обыгрываемых смысловых связей слов с их невербальными эквивалентами (образами, символами, схемами).

· На начальном этапе — показ рядов предметов, называние каждого из них по ходу демонстрации, а затем задание найти среди других картинок те, которые были показаны.

· На последующих этапах — называние рядов предметов с постепенным увеличением числа элементов и задание показать те предметы, которые были названы.

· Обыгрывание отрабатываемых рядов слов: каждый предмет, обозначаемый словом, дается в руки ребенку, затем детей просят встать в том порядке, в котором эти предметы будут называться психологом.

· Рисование или лепка предметов в порядке их называния преподавателем. Постепенно их число увеличивается с 2 до 4–5.

· Запоминание двух групп по 3 слова, объединенных между собой ритмически, категориально или ситуативно; запоминание серии из 7 ситуативно связанных слов в заданном порядке с последующим объединением их в рассказ.

Стимуляция слуховой памяти и слухового внимания

• Запоминание слуховых и зрительных рядов в заданной последовательности. Например, ребенку даются 10 картинок, которые он должен просмотреть одну за другой и затем выложить в той же последовательности.

• Разбивка текста на фразы путем расстановки в нужных местах точек. Для этого ребенку дается текст, в котором отсутствуют точки, и он должен сам определить, где начало одного и конец другого предложения, ориентируясь на смысл.

• Постепенное распространение предложений и запоминания окончательного варианта целиком. Например, даются два слова — Лает собака. Задача ребенка — прибавить еще одно слово, допустим, Лает злая собака, затем — еще одно слово — На улице лает злая собака… и т. д. Можно составить таким путем длинное предложение: На улице лает злая собака овчарка, которая потеряла своего хозяина и теперь ищет его. Ребенка просят сказать по памяти все предложение целиком.

• Пересчет слов в предложении, предъявленном устно (предлог считается отдельным словом).

• Запоминание «столбиков» слов. Например, ребенку даются пары слов, составляющих два столбика:

кошка — собака;

стол — стул;

яблоко — груша;

машина — велосипед.

Ребенка просят запомнить все слова. Затем второй столбик закрывается листком бумаги, и ребенок должен назвать парное слово. Слова в столбиках могут быть не такими близкими ассоциативно, а гораздо более далекими, например кошка — машина, стул — рисунок и пр. Тогда задача запоминания усложняется. Еще более трудной она становится, если закрыть бумагой первый столбик и попросить вспомнить закрытое парное слово.

• Составление фраз по «опорным» (заданным) словам.

• Запоминание цифр: а) цифры даются в прямом и обратном порядке, например, ребенка просят запомнить ряд 2–4–8–1, а затем назвать цифры в обратном порядке. При успешном выполнении задания ряд цифр можно удлинять; б) цифры располагаются по кругу, в середине ставится кружок с передвигающейся стрелкой. Обучающий поочередно указывает на какую-либо из цифр. Ребенок должен запомнить последовательность движения стрелки.

• Работа с пиктограммами. Старшему дошкольнику или младшему школьнику можно дать задание нарисовать понятия «Дружба», «Веселый праздник», «Моя семья» и пр. Пиктограмма является значимой опорой для запоминания слов, связанных с рисунком.

• «Игры в рифму» — подбор слов, совпадающих по ритмическому рисунку.

Приоритетные методы коррекции зрительной памяти.

Интенсивный тренинг зрительной памяти с подключением смыслового обыгрывания различных эмпирических признаков предмета (размер, цвет, форма и т. п.), а также категориальных (живое-неживое, съедобное-несъедобное и т. п.).

Выработка умения видеть отличия между предметами (по форме, цвету, вкусу и т. д.), а также находить сходные признаки.

Для запоминания невербализуемых фигур полезно сопоставление их с похожими по форме реальными предметами.

Использование методов эйдетической (образной) памяти.

Подготовка базы для развития зрительной предметной памяти, то есть выделение различных маркированных зрительных признаков и их смысловое обыгрывание.

Стимуляция зрительного внимания и зрительной памяти

Основными видами коррекционного обучения здесь являются:

ü запоминание геометрических фигур, различных по величине и форме;

ü запоминание различных пространственных ситуаций по порядку.

Например, предлагаются рисунки в последовательности: птичка в клетке, под клеткой, над клеткой, влетает в клетку, вылетает из клетки. Затем картинки смешиваются, и ребенку предлагается разложить их в прежнем порядке.

• Дорисовывание фигур, раскладывание их на отдельные детали и сборка в целостную фигуру.

• Вычленение целого из части. Например, дается рисунок комнаты, обставленной мебелью. Внизу предметы мебели, изображенные по отдельности. Ребенок должен найти те, которых нет в комнате.

• Нахождение различий в двух похожих картинках.

• Прохождение лабиринтов.

• Соединение точек для получения зашифрованного в них изображения.

• Деление отрезков на части: даются два или три отрезка, которые ребенок сам делит на разные по размеру части. Затем их убирают и дают такие же отрезки, не поделенные на части. Ребенка просят разделить их так же, как и в первый раз.

Стимуляция двигательной памяти

Эта функция стимулируется следующими основными видами работы.

• Запоминание серии движений кисти, например, к-л-р (кулак — ладонь — ребро). Затем серия воспроизводится с изменением порядка элементов. Ребенка просят сделать, как в первый, а затем — как во второй раз.

• Ребенку предлагается вылепить из пластилина ряд букв по заданному образцу, а затем по памяти записать их.

• Запоминание движений танца или фигур аэробики. Для этого упражнения привлекается музыкальное сопровождение.