Долгое время литературные критики полагали, что сестры Бронте – это один человек, и следовательно, у произведений «Грозовой перевал», «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» и «Джейн Эйр» один автор. Однако это было заблуждением.
Шарлотта, Эмили и Энн появились на свет в многодетной семье священника и рано осиротели – их мать скончалась, когда младшей дочери Энн не исполнилось и года. Многодетный отец, оставшись один с детьми, вызвал приглядывать за племянниками их тетку Элизабет. Однако и ее помощи оказалось недостаточно, поэтому весной 1824 года отец решил отправить четырех старших дочерей в школу-пансион. Энн и единственный среди пяти сестер брат Бренуэлл остались дома.
Жизнь в пансионе была ужасной – детей наказывали за малейшую провинность, часто держали впроголодь и заставляли много работать. Впоследствии Шарлотта Бронте описала жизнь в этом заведении в знаменитом на весь мир романе «Джейн Эйр».
Но самым ужасным испытанием стала эпидемия туберкулеза, начавшаяся в пансионе. Практически каждый день страшный недуг уносил все новые и новые жизни. Две из четырех сестер, живших в пансионе, скончались, и отец спешно забрал домой Шарлотту и Эмили.
Семья жила небогато, и чтобы нанять для дочерей преподавателей, отцу приходилось много работать, ведь девочкам нужно было получить образование. В доме была огромная библиотека и сестры много времени посвящали чтению, вот только обсудить прочитанное девочкам было не с кем – семья жила уединенно. Зато была неуемная фантазия, позволяющая сестрам создавать вымышленные волшебные миры, о которых они потом писали стихи и рассказы.
«Мало кто поверит, — писала Шарлотта в своем дневнике, — что воображаемая радость может доставить столько счастья».
Сестрам рано пришлось задуматься о заработке. Шарлота начала преподавать в местной школе, а Эмили и Энн устроились работать гувернантками. Эмили на такой работе продержалась недолго, а вот Энн была более терпеливой, а вытерпеть ей пришлось немало.
Дети в первой семье, куда устроилась Энн, были избалованными и наглыми. Девушке приходилось постоянно выслушивать оскорбления и сносить издевки. Однако позже Энн устроилась в другую семью, где атмосфера была более благожелательной и проработала там пять лет.
В 1845 году все сестры, наконец, встретились в отчем доме. На тот момент уже все они занимались литературным творчеством, в основном, стихотворным.
Шарлотта даже отправляла несколько своих произведений известному поэту Роберту Саути, который высоко оценил поэтический талант молодой женщины, однако, посоветовал ей все же переключиться на другой род деятельности, так как поэзия, по его мнению, могла нанести вред душевному здоровью Шарлотты.
Шарлотта и не думала порывать с литературой, напротив, воодушевленная лестным отзывом поэта о своих произведениях, предложила сестрам опубликовать их стихи. Произведений трех сестер хватило на целый сборник, однако, публиковаться сестры решили под мужскими псевдонимами, дабы не смущать общественность, не готовую к тому, что женщина может быть литератором.
Увы, первый опыт публикации своих произведений у сестер с треском провалился. Критики приняли сборник весьма благодушно, а вот у публики он интереса, увы, не вызвал – удалось продать лишь пару экземпляров, а ведь сестры публиковали тираж за собственные деньги…
Другие бы опустили руки в такой ситуации, но только не сестры Бронте! Посоветовавшись, они решили перейти от поэзии к прозе, и каждая начала работу над своим собственным произведением. Эмили работала над «Грозовым перевалом», Шарлотта написала роман «Учитель», а Энн корпела над «Агнес Грей». Сестры отправляли рукописи во все издания, но долгое время никто не соглашался публиковать их.
Эмили и Энн повезло первыми – их романы приняли к публикации, а вот Шарлотте посоветовали доработать роман и добавить в него экспрессии. Делать этого она не стала, и отправила в редакцию новое произведение, которое теперь знает весь мир – роман «Джейн Эйр», который опубликовали уже через пару месяцев.
Вскоре сестры стали весьма популярными, их литературное творчество высоко оценили и критики, и читатели, однако, многие были уверены – все произведения Бронте – дело рук одного человека. Сестрам приходилось неоднократно доказывать абсурдность этого утверждения, лично наведываясь в редакции и беседуя с издателями, и вскоре слухи и домыслы сошли на нет.
С приходом популярности у сестер открылись новые возможности, однако, вместо успеха Бронте ждала череда трагедий.
Осенью 1848 года от туберкулеза умер любимый брат сестер Бренуэлл. Молодой человек был весьма талантливым художником, но увы, угробил свое здоровье алкоголем и опиумом, истощённый организм был просто не в состоянии бороться с болезнью.
На похоронах брата Эмили серьезно простудилась и слегла. Женщина отказывалась от помощи медиков и скончалась в 30 лет, через несколько месяцев после брата.
А сразу после Рождества слегла Энн, заболев гриппом. Позже выяснилось, что у женщины та же болезнь, что унесла жизнь брата. Врачи только разводили руками, не в состоянии помочь. Однако вскоре Энн почувствовала облегчение и даже отправилась к морю в Скарборо, надеясь, что морской воздух поставит ее на ноги. Увы, чуда не случилось, вернувшись домой, Энн сказала Шарлоте, чтобы та мужалась, и вскоре скончалась.
Шарлота пережила брата и сестер, но, увы, ненадолго. К слову, она единственная из всех детей Патрика Бронте смогла создать семью, выйдя замуж за помощника отца, священника Артура Белла Николлса. Увы, брак этот счастливым не был – Шарлотта не любила мужа и предпочитала проводить время не с ним, а в своем кабинете, занимаясь любимым делом – литературным творчеством. Из трех сестер Бронте она так и осталась наиболее популярной у читателей - про творчество Энн одно время и вовсе забыли.
Причина тому проста – после смерти Энн Шарлотта запретила публиковать роман сестры «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» по причине того, что в нем слишком реалистичными были описания человеческих пороков, которые шокировали чопорную английскую публику. Шарлотта не желала, чтобы имя Энн после смерти мелькало в желтых публикациях и изобличающих статьях критиков.
Сама же Шарлотта начала работать над новым романом под названием «Эмма». Увы, закончить роман ей не удалось – в 1855 году женщина почувствовала резкое ухудшение здоровья. Врач списал тошноту, головокружение и отсутствие аппетита на беременность. Однако 38-летняя женщина скончалась, предположительно от туберкулеза.
Историки литературы по сей день ломают головы над тем, как девушкам из бедной семьи, живущим в глубинке и не имеющим специального образования, удалось создать столь значительные произведения, которые переведены на множество языков, неоднократно экранизированы и по сей день актуальны.
Также смотрите: