Суровой зимой 1921 года в Петрограде мучается от холода и голода русский художник с испанскими корнями Александр Каур. От некрасивой, болезненной действительности его спасают лишь воспоминания о лете да огневой испанский мотив «Фанданго», который он постоянно насвистывает.
И вот однажды по поручению состоятельного знакомого он идёт покупать картину авторитетного, но скучного художника. Ее продает приятель Каура. Пока Каур с приятелем ведут торг, в дверь раздается стук, приятель уходит и возвращается с картиной под мышкой.
Неизвестный голодный художник продал ее за гроши. Приятель считает, что это его, сделанное, чтоб отвязаться, приобретение бездарное. Однако, когда Каур видит картину, то приходит в восторг. А нарисована там всего лишь комната, которая, судя по всему, располагается в южном городе.
Далее главный герой следует в культурное учреждение, где людям умственного труда выдают продуктовые пайки и встречает там делегацию испанцев, которая привезла голодным питерским интеллигентам царские подарки. Рубины и редкие перламутровые раковины, ароматные свечи и оливки, гитары и мандолины, шелка и ковры... Волей судьбы полиглот Каур становиться переводчиком испанцев.
Однако северные сердца не могут снести такой роскоши, вспыхивает скандал, испанцы испаряются в воздухе, успев сообщить Кауру, что о местонахождении предводителя - по имени Бам Гран - расскажут цыгане.
Переход из Петрограда в Зурбаган - исследователи Грина говорят, что это Севастополь - происходит как раз в каморке продавца картин. И этот переход наглядно вещественно показывает истинную ценность каждой находящейся там картины. Полотна авторитетного художника, оказывается, сделаны из мух, а бедного и непонятого - из горячего ароматного вдохновляющего воздуха Зурбагана.
... Прогостив в Зурбагане сладостную четверть часа, Каур оказывается в своей квартире через 2 с половиной года - летом 1923-го. Но каким-то таинственным образом эти 15 зурбаганских минут вместили в себя многие события его незурбаганской, а питерской жизни: он успел даже жениться.
Прочитала вчера этот рассказ Александра Грина - «Фанданго», написанный ровно 100 лет тому назад.
Взаимоотношения человека и времени - такая таинственная и глубокая тема! При желании, при развитом воображении и, может быть, при достаточных знаниях человек может взять да нырнуть в какое-нибудь прекрасное место, чтобы пережить там трудные времена.
И вот цитата ещё, что думает герой о цыганах и о будущем:
«Я видел тех самых бродяг с магическими глазами, каких увидит этот же город в 2021 году, когда наш потомок, одетый в каучук и искусственный шелк, выйдет из кабины воздушного электромотора на площадку алюминиевой воздушной улицы».
Цыгане не попались, а улица вот, правда, нынешнего года, но зато с алюминиевыми (?) рельсами!)
Такое вот зажигательное фанданго!
На картинках: зима 2025 года тоже не особо хороша собой, но что поделаешь! Вместо фанданго напеваю «Я встретил вас - и всё былое...», а в качестве Зурбагана у меня - библиотека.
... Хотя, пожалуй, этот жуткий вид на Зурбаган никак не тянет!