Как забавны могут быть маленькие личные открытия! Кладём рядом "Евгения Онегина" и книгу "Русский фельетон". Открываем её на статье Крылова "Способ казаться разумным, не имея ни капли разума"...
Фельетоны - краткие сатирические заметки на злободневные темы, были популярным газетным жанром, и Крылов Иван Андреевич писал их лет за двадцать до своих первых БАСЕН. И лет за сорок до публикации " Онегина".
И рекомендации юношеству для успеха в свете - кто их внимательно прочёл сорок лет спустя? Пушкин? Или сам Онегин?
Прежде всего, делится соображениями молодой Крылов, не будем принимать всерьёз поговорку "Ученье - свет, а неученье - тьма". Кто учён, если и сам Сократ сказал: "Я знаю только то, что ничего не знаю"? А раз быть знающим невозможно, надо уметь разумным КАЗАТЬСЯ!
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре...
Главнейшая в свете наука - блистать. И лучше всего - блистать остроумием.
Не первая ли должность мужчины - нравиться женщине?
... в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной...
Но заговорив о науках, вы заставите зевать и самую учтивую даму. И напротив, даже и седой мужчина будет ей мил и забавен, если в кругу женщин станет рассуждать не основательнее пятнадцатилетнего! Тут главное - способность не умолкать часами. А если чего не знаешь - научись улыбаться многозначительно.
Помни: ты - дворянин, и поэтому рождён поедать произведённое крестьянами. Предки твои думали и действовали для того, чтобы доставить тебе право НЕ думать. И НЕ действовать.
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
Говорят, славнейшая борьба и победа - это борьба со своими страстями и победа над ними? Но откуда возьмутся "страсти" у того, кого слуги поднимают-чешут-кормят-одевают-вывозят... и под утро возвращают в постель? Образ жизни куклы? Конечно. Но как куклам в балагане зрители ПРИПИШУТ характер, страсти и борьбу - так, будьте спокойны, их припишут и вам.
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять...
(Не только легковерным "Татьянам", но и Белинскому Онегин представлялся "недюжинной натурой" лишь оттого что критиковал всё и всех!)
Привыкай заранее шутить над тем, что для предков наших было священно. Ничто так не блистательно, как молодой человек, когда он шутит над важными вещами. Он тогда так мил, как болонская собачка!
Будь насмешлив, но остерегайся смеяться над тем, что и впрямь достойно осмеяния. Нет никакой славы смеяться над гадким писателем. Смеяться - так над Ломоносовым, или над славными актрисами Ле Саж или Делпи. Ты подашь тем знак о превосходстве твоего вкуса, который и столь великими талантами не может быть удовольствован.
... каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).
"... Всех пора на смену.
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел".
Отбери нескольких авторов наудачу, затверди их имена, пожалуй одного из них (лучше иностранного) в свои любимцы и брани всех остальных. Приписывай своему любимцу красоты и достоинства, остальным - погрешности. Всегда будет о чём поспорить, а побеждает в таких спорах тот, у кого горло здоровее.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом...
Остерегайся быть скромен: люди могут подумать, что тебе нечего сказать! Не умолкай - и прослывёшь остряком. Выучи, пожалуй, и чужие остроты - умей только ввернуть их кстати. Если не будет в твоих словах ни связи, ни смысла, если разговор твой получится о пяти предметах сразу - будешь ценным человеком в модном обществе, производителем ПРИЯТНОГО ШУМА.
Чем-то вроде литавра в оркестре. Литавр один ничего не значит, но там, где нужен шум, без него обойтись невозможно.
(Вот здесь скорее вспомнится Хлестаков? Но ведь и Онегин с Ленским беседуют о "пяти предметах сразу"!
Времён минувших договоры, плоды наук, добро и зло... В рамках одной беседы это - "приятный шум!)
Я не самолюбив, - наконец, признаётся Иван Андреевич, - эти прекрасные правила не моей выдумки! Мы обязаны оными французам, которые приехали к нам образовывать наши нравы.
Monsieur l'Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя...
Но что же это получается? Неужели Онегин - не ОТКРЫТИЕ Пушкина? В литературе - открытие. Но прежде литературы - жизнь. Отец Онегина жил точно так же, и быть может, его и заметил Крылов, о его "правилах жизни" и поведал читателю!
Значит, явление уходит корнями в "век золотой Екатерины". Славные времена порождают слабых людей... Екатерининские орлы породили... Онегиных!