Найти в Дзене
книжный енот

Карина Шаинян «Саспыга» - Атлай, горы и мертвые кони

«Саспыга» - незапланированная книга, которая так усердно смотрела на меня отзывами, упоминаниями и комком перьев с обложки, бросавшимся мне в глаза каждый раз, как я открывала приложение для чтения, что я очень быстро сдалась и открыла книгу. Мне некогда было читать, поэтому я включила аудиокнигу в наушниках и занялась домашними делами. И включить именно аудио оказалось отличным решением — голос актрисы спускается до торопливого шепота во время судорожных, ускользающих воспоминаний, и поднимается почти до крика, когда кульминация уже близка. Именно благодаря этому голосу я провалилась в книгу и иногда замирала посреди дела, затянутая в сюжет. А вот когда я переключилась на текст во второй половине книги, магия немного растерялась и мне было сложно подладиться под стиль писательницы. Наблюдаешь со стороны за загадочными, но, видимо, полными таинственного смысла поступками. Пытаешься понять их, увлекаешься, становишься почти сообщником. А потом оказывается, что тайны никакой нет, а челов

«Саспыга» - незапланированная книга, которая так усердно смотрела на меня отзывами, упоминаниями и комком перьев с обложки, бросавшимся мне в глаза каждый раз, как я открывала приложение для чтения, что я очень быстро сдалась и открыла книгу. Мне некогда было читать, поэтому я включила аудиокнигу в наушниках и занялась домашними делами.

И включить именно аудио оказалось отличным решением — голос актрисы спускается до торопливого шепота во время судорожных, ускользающих воспоминаний, и поднимается почти до крика, когда кульминация уже близка. Именно благодаря этому голосу я провалилась в книгу и иногда замирала посреди дела, затянутая в сюжет. А вот когда я переключилась на текст во второй половине книги, магия немного растерялась и мне было сложно подладиться под стиль писательницы.

Наблюдаешь со стороны за загадочными, но, видимо, полными таинственного смысла поступками. Пытаешься понять их, увлекаешься, становишься почти сообщником. А потом оказывается, что тайны никакой нет, а человек просто безнадежно глуп...

Завязка достаточно проста: Алтай, туристическая база, откуда туристы отправляются в походы на лошадях в сопровождении нескольких работников базы. И однажды на базе появляется плачущий мужчина, утверждающий, что его девушка потерялась во время подобного похода. Вот только эту девушку никто не помнит, да и группа еще не вернулась — как можно было заранее узнать, что кто-то потерялся?

Ася — та самая туристка — отбивается от группы, тихонько ускользая от остальных. Но ее пропажу замечает повар группы Катя, и возвращается за ней, чтобы помочь выйти к лагерю. А Ася не хочет обратно, что-то влечет ее вперед, какое-то повисшее в воздухе отчаяние, почти истеричный страх. И две девушки пытаются спуститься с горы обратно к базе, вот только уходят все дальше, туда, где грань между реальностью и загробным миром стирается, а их кони все меньше похожи на живых.

А еще по горам ходит саспыга, таинственное животное, вкуснее мяса которого нет. Охота на саспыгу — это самое желанное и самое постыдное, но ее кровь хочется слизывать с пальцев, а мясо жадно запихивать в рот сырым, главное - не смотреть ей в лицо. Когда саспыга ходит по горам, люди теряются и забывают друг о друге, мертвые кони возвращаются в табун, а воспоминания становятся похожими то ли на одержимость, то ли на пытку.

Мы здесь здорово умеем забывать подробности. Особенно когда холодный воздух, который спускается с гор в сумерках, несет запахи цветов и крови, мяса и трав, металла и тления. Когда воздух густеет от сладкого дыхания саспыги.

Мое отношение к книге очень неоднозначно. Фон для истории прекрасен — горы, запахи лошадей и костра, чистые родники и буйство трав. Мифологические крошки, рассыпанные поверх магического реализма, тоже неплохи, добавляют в книгу зыбкости, будто смотришь на историю сквозь дым. В книге совсем стирается время, будто бы героини действительно путешествуют по подобию загробного мира, в котором должны либо разобраться в себе, либо окончательно сдаться. И это безвременье погружает в транс, особенно вместе с голосом, звучащим в ушах.

Однако потом это ощущение транса начинает раздражать. В какой-то момент я устала от хождения вокруг, мне хотелось либо ответов, либо нарастания, громкости и кульминации. И кульминация в итоге случилась, да так, что я искренне решила, что книга уже закончилась, и легла спать, чтобы утром обнаружить, что впереди меня ждет еще одна часть, примерно с четверть книги.

В одиночку здесь едет крыша, я уже говорила? Мозг — штука ненадежная. Он сбоит, в нем копятся ошибки, и тогда он правит себя об других. Ему нужна точка отсчета, и она всегда — извне. Но здесь точек отсчета нет, только прозрачное, призрачное пространство. Мозг, которому больше не за кого цепляться, прекращает свою вечную болтовню. Ты повисаешь в психической пустоте. Твоя личность стачивается об эти горы, как кусок сыра о терку, и лучше бы не пытаться понять, в чью тарелку сыпется этот сыр, — а то ведь поймешь. А потом ты перестаешь знать, кто ты.

И эта то последняя часть мне все испортила. Да, тот самый конец части, который я по невнимательности приняла за финал книги, не давал ответов, но на них намекал и давал простор воображению. А последняя часть ощущается так, будто все-таки сходил в горы один, сошел там с ума, и принес свое сумасшествие домой, забыв стряхнуть по дороге. Мне было мало сюжета для такого объема, и это особенно очевидно стало к финалу. Поэтому я осталась с ноткой разочарования. Впрочем, зарубку напротив имени Карины Шаинян я поставила и к ее книгам еще вернусь. Теперь мне любопытно.

Люди прочитывают под теми же обложками нечто совсем другое, просто состоящее из таких же слов.

Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых уютных, захватывающих и интересных книгах.