Заключительная статья об интересных местах области будет посвящена интересным местам на севере Челябинской области (да, увы, на востоке ловить нечего). На пути из Челябинска в Екатеринбург по, если честно, искусственному подъезду а/д М5 (повторюсь: международный маршрут AH6, куда входит основной скелет М5, — это шоссейный дублёр исторического хода Транссиба, причём в том виде, как его закончили в 1904 г., т.е. в состав AH6 входит и "шоссейный вариант" легендарной КВЖД, а подъезд к Екатеринбургу — это другая международная автотрасса, AH7, Екатеринбург — Карачи) есть, на что отвлечься, и я расскажу о тех локациях, что запомнились мне больше всего!
Несколько слов об истории этого места. Дело в том, что одно время, на заре существования советской власти, почти вся эта территория относилась не к Челябинской губернии (1919-1923 гг.) и не к Уральской области (1923-1934 гг., вся современная территория Челябинской области входила в её состав сначала несколькими округами, пока они были, а затем и "сплошным массивом" районов до разукрупнения области в 1934 г.), а к Башкирской АССР, являясь её анклавом, окружённым той же Уральской областью со всех сторон — видимо, тут где-то есть компактное поселение башкиров, которое созданием национальных районов (были такие на заре существования советской власти) решить, видимо, не смогли. Только после 16 января 1934 г., когда Уральскую область разбили на Свердловскую (азиатская часть была поменьше, так как кое-что на востоке относилось к области Челябинской, но при этом весь современный Пермский край входил в состав Свердловской области до 1938 г.), Челябинскую (пообширнее нынешней: в её состав входили вся нынешняя Курганская область и ряд городов на современном востоке Свердловской области, включая Каменск-Уральский, но в 1938 г. всё это передадут Свердловской области, а в 1943 г. выделилась и Курганская область) и Обско-Иртышскую (практически по границам это современная Тюменская область, но её довольно быстро включили в Омскую область и только в 1944 г. её воссоздали уже в нынешнем виде, при этом 4 района в 1943-1944 гг. успели побывать в Курганской области), этот анклав вошёл в Челябинскую область. И более её не покидал.
Озеро Увильды
Расположение: Аргаяшский район, посёлок Увильды, также выходит в Карабашский и Кыштымский городские округа..
Это самое известное из озёр севера региона, облюбованное не только местными жителями, но и жителями Екатеринбурга и сопредельных районов Свердловской области — тут очень много автомобилей с номерами Среднего Урала (66, 96, 196, 796). Впрочем, одна из них одно время принадлежала моему дедушке, это была б/у "Нива", а поскольку я в Екатеринбурге вырос и в целом к нему теплее, чем к Южному Уралу, где я по идее родился, для меня это было отдельным предметом гордости, пусть дедушка по маме и жил не в Екатеринбурге и даже не в его окрестностях, а в деревне 8 км к востоку от Копейска и на Средний Урал, естественно, не переезжавший.
Итак, озеро с 1969 года числится в памятниках природы. А ещё оно окружено несколькими санаториями, но даже без них отдыхающих тут не много, а очень много! Ещё в 1975 г. в засуху отсюда прорыли канал в Аргазинское водохранилище, чем посадили уровень воды в озере на 4 м, он вернулся на прежний уровень только 31 год спустя!
В семье рассказывали, что я как-то пошёл в воду в ноябре, когда обычно в воду на открытой местности не заходят, ибо это чревато… пришлось выводить! Больших деталей мне не говорили.
Как добраться?
Из Челябинска выезд по Свердловскому тракту, далее надо следовать некоторое время по обходу города, причём поворачивать надо на запад до того, как начнётся совмещённый участок обхода с северным участком AH7 (AH7 также имеет совмещённый участок с обходом и на юге, а именно — с Троицким трактом) и по районным дорогам. Рядом также есть ж/д станция Рипус.
Аракульские шиханы
Расположение: городской округ Верхний Уфалей.
Этот гранитный массив вообще относится к Среднему Уралу, но геологически, являясь при этом самым высоким и протяжённым, чем немного ближе уже к Северному Уралу (именно там самая высокая точка Урала — гора Народная) и Южному с Зюраткулем и Таганаем. Ещё и озеро Аракуль есть, в честь которого шиханы и назвали. Кстати, само слово "шихан" по-тюркски означает гору со скалами на вершине. Это действительно скалистые горы, на них забраться сложнее, чем на Зюраткуль, поэтому, если хотите начать восхождение сюда, не восходя при этом куда бы то ни было ранее, кроме смотровых площадок, куда попадают по лифтам или серпантину, лучше начать с зюраткульской тропы здоровья, а уже потом идти сюда.
Ещё и любителям доисторического периода здесь понравится: тут нашли стоянки древнего человека времён чуть ли не начала железного века! Всего их 9, и тут, судя по всему, много культов справляли, так как нашли принадлежности для этого, а так как в скалах есть углубления со следами огня и длительном воздействием слишком горячей температуры, то, видимо, тут активно огонь разводили. По мнению археологов, Аракуль был именно место для культов, свидетельств обычной бытовой жизни тут не нашли.
Сюда я ездил в 2021 г., тогда меня к горам ещё тянуло, и дошёл дольше всех, хотя всё равно всходить на вершину не стал, там про зюраткульскую тропу здоровья и вспомнил, что можно начать именно с неё. Младший брат, правда, психанул и даже потерялся, видимо, со зла.
Как добраться?
По Свердловскому тракту до поворотов на Касли и Маук, далее на запад. Кроме того, возле Аракуля находятся 2 ж/д станции, Маук и Силач. Обе обслуживаются пригородными поездами на тепловозе (это историческая железная дорога Екатеринбург — Кыштым — Челябинск, и электрификации там нет). Так как тут интересные геология и археология, то турфирмы наверняка это место вам предложат.
А если вам интересен Южный Урал и всё, что тут есть, пишите мне, я подберу тур для вас!…