Найти в Дзене
Сеть АЗС IRBIS

Увеличили продажи топлива на 65% благодаря программе лояльности. Рассказываем, как мы это сделали

Со стороны может казаться, что запустить свою программу лояльности просто. Достаточно установить любую CRM, вбить туда базу клиентов и пробивать скидку, например, по номеру телефона. На самом деле, чтобы система правильно работала и приносила пользу, перед ее запуском нужно решить массу вопросов: от разработки процессинга до налоговых нюансов. Когда мы внедряли свою программу лояльности, то столкнулись с разными сложностями: например, год не могли интегрировать свою разработку в стороннюю систему учета. Делимся опытом, который поможет сэкономить вам время, нервы и деньги. Привет! На связи группа компаний IRBIS. У нас более 100 АЗК в 11 регионах, на которых есть заправки, придорожные кафе, магазины, отели и другие пункты услуг. В 2015 году мы разработали и запустили для клиентов программу лояльности Smart. Чтобы присоединиться к ней, достаточно скачать приложение АЗС IRBIS или приобрести на кассе карту, зарегистрироваться, а потом показывать при покупке пластик или QR-код. Так клиентам
Оглавление

Со стороны может казаться, что запустить свою программу лояльности просто. Достаточно установить любую CRM, вбить туда базу клиентов и пробивать скидку, например, по номеру телефона.

На самом деле, чтобы система правильно работала и приносила пользу, перед ее запуском нужно решить массу вопросов: от разработки процессинга до налоговых нюансов. Когда мы внедряли свою программу лояльности, то столкнулись с разными сложностями: например, год не могли интегрировать свою разработку в стороннюю систему учета. Делимся опытом, который поможет сэкономить вам время, нервы и деньги.

Привет! На связи группа компаний IRBIS. У нас более 100 АЗК в 11 регионах, на которых есть заправки, придорожные кафе, магазины, отели и другие пункты услуг.

В 2015 году мы разработали и запустили для клиентов программу лояльности Smart. Чтобы присоединиться к ней, достаточно скачать приложение АЗС IRBIS или приобрести на кассе карту, зарегистрироваться, а потом показывать при покупке пластик или QR-код. Так клиентам начисляются баллы, которые получится потратить на топливо и товары в маркете, а мы можем собрать информацию, кто у нас покупает и что из нашего ассортимента самое востребованное, а затем внести данные в клиентскую базу.

Рассказываем, что сделали для разработки и запуска программы лояльности, с какими проблемами столкнулись в процессе и как их решали.

Отказались от старой системы скидок и решили создать свою программу лояльности

До 2015 года мы использовали дисконтную систему. Она работала так: клиент приходил, показывал карточку, и кассир пробивал ему скидку. Но так у нас не получалось собрать информацию о покупках и отследить, кому именно даем бонус. Именно поэтому мы решили внедрить собственную программу лояльности и перед тем, как начать разработку, определились, какие характеристики у нее должны быть.

  • Персонализированная система скидок. Чтобы мы могли собрать данные о клиентах и предлагать каждому индивидуальные акции.
  • Основа программы — мобильная платформа. Так людям не придется носить с собой пластик. Еще они в любой момент смогут посмотреть историю покупок и баланс карты через приложение АЗС IRBIS.
  • Система аналитики. Чтобы понимать, какие товары берут чаще всего, почему клиенты начинают меньше у нас покупать, и отслеживать мошенничество с картами.
  • Прозрачная и понятная механика начислений бонусов. Мы решили, что программа будет не дисконтной, а бонусной. Так, вместо фиксированной скидки за покупку будут начисляться баллы — каждый равен одному рублю. Кроме того, система должна работать онлайн, чтобы кешбэк поступал на счет сразу и люди видели свой баланс.
  • Возможность проводить розыгрыши и отслеживать достижения. В IRBIS мы всегда разыгрывали призы для клиентов и дарили даже Mercedes. Но раньше для этого приходилось раздавать всем билетики, а потом приглашать клиентов на одну из заправок и проводить акцию у них на глазах. Людей собиралось так много, что как-то раз их машины перекрыли даже федеральную трассу и проехать было невозможно.

Мы решили, что теперь будем устраивать розыгрыши в приложении. Так клиентам будет видна вся информация об акции, а нам не придется думать, где разместить людей.

Чтобы покупателям не приходилось собирать и носить с собой наклейки и отрывные купоны для призов, мы изначально заложили в программу систему достижений. Например, если купить пять чашек кофе, шестую можно получить всего за рубль.

Чашку кофе за 1 рубль пить особенно приятно
Чашку кофе за 1 рубль пить особенно приятно

Позже из этой системы «выросли» клубы по интересам. Например, теперь кофеманам мы даем повышенный кешбэк на кофе и готовую еду, дальнобойщикам — на сопутствующие товары, а еще предоставляем скидки по топливным картам.

Условия клубных программ можно почитать в приложении АЗС IRBIS
Условия клубных программ можно почитать в приложении АЗС IRBIS

Начали искать подрядчиков, но в итоге почти всё сделали своими силами

На первом этапе мы решили изучить разные решения для программ лояльности и выбрать самое подходящее. На рынке было много отличных вариантов: SAP CRM, Microsoft Dynamics CRM, Terrasoft CRM. Но эти системы стоили от 20 млн рублей и больше. На тот момент мы считали этот бюджет существенным для проекта. Еще понимали, что на доработку и развитие, возможно, придется потратить такую же сумму.

Уже тогда у нас был собственный IT-департамент, который создал внутреннюю систему учета и программу управления транспортом. Благодаря инициативе команды разработчиков мы решили попробовать реализовать проект своими силами. Для этого продумали механику, процессинг и систему достижений — все работы длились около восьми месяцев.

Важной частью проекта была разработка мобильного приложения — мы хотели сделать его классным и нативным. Но внутри компании не было компетенций по разработке мобильных программ. Именно поэтому решили обратиться в стороннюю студию: изучили предложения на рынке и выбрали молодую команду разработчиков. Ребята сразу включились в процесс и за 11 месяцев сделали отличный продукт.

Мы до сих пор сотрудничаем с этой компанией. Каждые два-три года полностью обновляем приложение и добавляем туда новую информацию и функции.

Так выглядела первая версия приложения АЗС IRBIS
Так выглядела первая версия приложения АЗС IRBIS

В итоге за первую версию приложения мы заплатили около 800 тысяч рублей, а всего за работу подрядчиков и покупку оборудования для запуска программы лояльности отдали около 12 млн рублей.

Думали, что построим коалиционную программу, но идея оказалась нерабочей

Часто компании объединяют свои скидочные системы в одну коалиционную программу лояльности с общим названием и едиными правилами начисления бонусов. Так покупатели могут, например, скачать одно приложение и получать по нему скидки у всех участников программы: в кафе, на заправках или магазине одежды.

Мы тоже хотели объединить Smart с бонусными системами других крупных бизнесов — продуктовых и строительных сетевых магазинов. Казалось, это отличная идея: клиент может заправиться, а баллы потратить на инструменты или продукты домой. Но компании не захотели решать проблемы интеграции и заморачиваться с новыми правилами. Именно поэтому в коалицию вошли только мы сами и наши партнеры-франчайзи — на сегодняшний день это более 100 АЗК в 11 регионах страны.

Чтобы клиенты могли расплачиваться бонусами, программу необходимо было интегрировать с кассой. На АЗС стоит внутренняя система учета, которую мы разработали сами, поэтому за два-три месяца настроили всё без проблем.

В наших придорожных закусочных мы пользуемся сторонним решением — системой учета Iiko. Чтобы всё работало, нам необходимо было убедить представителей компании интегрировать нашу программу лояльности в их систему. Никто из Iiko не хотел тратить силы на решение для одной сети, и от нас постоянно отмахивались. В итоге всё получилось, но на переговоры и работы мы потратили год и еще заплатили Iiko около 200 тысяч рублей за интеграцию.

Впрочем, на заправках мы внедрили программу лояльности сразу. И начали смотреть, как она работает.

Запустили рекламу и презентовали программу на первой станции

Чтобы внедрение Smart прошло успешно, необходимо было подготовить персонал и организовать маркетинговое продвижение.

Подготовка сотрудников. Мы проводили обучение, чтобы работники могли подробно рассказать людям о программе лояльности, и написали для этого специальные скрипты. Еще для персонала разработали отдельную систему мотивации: чем больше они помогали клиентам скачать приложение и зарегистрироваться, тем выше получали прибавку к зарплате.

Запуск рекламы. Чтобы стимулировать покупателей подключиться к системе, мы заранее начали продвигать нашу программу лояльности. Давали объявления на радио, вешали билборды, а сотрудники рассказывали о Smart всем знакомым.

Первый запуск мы провели на АЗС в Чебоксарах в декабре 2015 года. Потом стали подключать остальные заправки.

Во время первой презентации программы лояльности все сотрудники были в футболках с логотипом Smart
Во время первой презентации программы лояльности все сотрудники были в футболках с логотипом Smart

На каждой заправке мы расставили для клиентов специальные стойки регистрации. Первые полгода на точках работал отдельный сотрудник, который помогал людям скачать приложение и авторизоваться. Для тех, кто хотел зарегистрироваться самостоятельно, мы поставили моноблоки. В первый месяц к программе подключились 15 тысяч человек, за полгода — 181 тысяча, а за год — 250 тысяч.

Тратили слишком много на СМС-уведомлениях и узнали, как связаны налоги и бонусная система

Программа лояльности работала отлично, но иногда возникали проблемы, которые приходилось решать. Например, вначале мы информировали клиентов об акциях и розыгрышах через СМС. Но первый оператор, которого подключили, работал некорректно: до клиентов доходило лишь 70% сообщений. Мы решили поменять провайдера — в результате доходить стало 97% СМС.

Информирование через СМС нас всё еще не устраивало, ведь каждое сообщение стоило в 2015 году 1,3 рубля, а сегодня цена превышает 4 рубля. Кроме того, в СМС сложно поместить всю информацию. В месяц на уведомления уходило около 600 тысяч рублей. Именно поэтому мы перешли на push-оповещения и так сократили расходы до 200–300 тысяч в месяц.

Через push-уведомления мы рассказываем клиентам о новых акциях и напоминаем условия программы
Через push-уведомления мы рассказываем клиентам о новых акциях и напоминаем условия программы

Еще нам пришлось разбираться с налоговым законодательством. По правилам программы клиентам начислялся 1% за покупку обычного топлива и 2% — брендового. Мы хотели, чтобы люди тратили бонусы, как им нравится, и могли оплатить хоть всю покупку. Оказалось, так делать нельзя: если клиент не внесет в кассу минимальную сумму, бонусы посчитают как доход и потребуют с человека налоги. Именно поэтому, даже если у клиента достаточно баллов, чтобы оплатить всё, он должен отдать хотя бы рубль.

Добавили в приложение новые функции и увеличили продажи с помощью программы лояльности

Мы постоянно обновляем приложение. Теперь в нем есть отдельный магазин, история достижений и розыгрышей. Еще можно оплатить топливо смартфоном и пожертвовать баллы в благотворительные фонды.

Недавно поменяли условия программы и стали начислять кешбэк сразу в рублях: 50 копеек с литра обычного топлива и рубль — с брендового. На сопутствующие товары по-прежнему возвращаем 1% с покупки.

Улучшать приложение планируем и дальше. Например, хотим добавить предзаказ еды, чтобы клиенты могли выбрать пиццу, пока находятся дома, и забрать ее в удобное для них время.

Сейчас в программе участвует более миллиона человек. Около 80% клиентов применяют карту Smart при покупке топлива и около 60% — при покупке сопутствующих товаров. На некоторых заправках их может быть до 92%.

Раньше по дисконтным картам мы не видели информации о клиентах и их приобретениях, поэтому давали всем одинаковую скидку: и постоянным покупателям, и тем, кто оказался на заправке случайно. Так компания теряла деньги на бонусах, которые не приносили пользы. Новые карты лояльности персонализированы: теперь кешбэк зависит от суммы покупок. Мы перестали давать скидку всем и смогли сэкономить около 50 млн рублей в год.

Еще с помощью программы получилось повысить продажи брендового топлива XTRim на 65%. Мы отслеживали, какие клиенты заправляются обычным бензином и дизелем, и предлагали им повышенный кешбэк за заправку брендовым. Сейчас доля XTRim составляет более 52% от общего числа продаж топлива.

Напишите в комментариях, каких бонусов и акций вам не хватает в программах лояльности? А что, наоборот, считаете лишним?