Найти в Дзене

По Байкалу на лодке ПВХ: КБЖД и нерпы

Продолжение. Начало здесь Тишина рассвета накрыла Байкал, словно тонкий, хрупкий лёд. Вода дышала едва заметной рябью, отзываясь на лёгкие движения воздуха. Над озером повисла низкая облачность, скрывая горизонт, но оставляя ощущение простора и глубины. Первые проблески света появились внизу, под облаками, будто в недрах самого Байкала загорелся огонь. Сначала робкие, неуверенные, они вспыхнули, разрастаясь в алое пламя, прорезая серую пелену. Облака на мгновение запылали, рассыпавшись охристыми, медными, багряными оттенками. Свет струился снизу, словно огромный костёр разгорался за дальним краем воды. А потом солнце шагнуло выше. Оно прорвалось сквозь облака, и те, потеряв своё огненное сияние, рассеялись в мягкой белёсой дымке. Лучи, пронзая воздушную завесу, упали на водную гладь, растекаясь по ней золотой дорожкой. Вода, ещё минуту назад скрытая в полумраке, заискрилась живым светом, переливаясь, отражая в себе восходящее солнце. Пока Аня гуляла по Золотому Утесу и снимала потрясаю
Оглавление

Продолжение. Начало здесь

Рассвет у Золотого утёса

Тишина рассвета накрыла Байкал, словно тонкий, хрупкий лёд. Вода дышала едва заметной рябью, отзываясь на лёгкие движения воздуха. Над озером повисла низкая облачность, скрывая горизонт, но оставляя ощущение простора и глубины.

Первые проблески света появились внизу, под облаками, будто в недрах самого Байкала загорелся огонь. Сначала робкие, неуверенные, они вспыхнули, разрастаясь в алое пламя, прорезая серую пелену. Облака на мгновение запылали, рассыпавшись охристыми, медными, багряными оттенками. Свет струился снизу, словно огромный костёр разгорался за дальним краем воды.

А потом солнце шагнуло выше. Оно прорвалось сквозь облака, и те, потеряв своё огненное сияние, рассеялись в мягкой белёсой дымке. Лучи, пронзая воздушную завесу, упали на водную гладь, растекаясь по ней золотой дорожкой. Вода, ещё минуту назад скрытая в полумраке, заискрилась живым светом, переливаясь, отражая в себе восходящее солнце.

Потрясающий рассвет у Золотого утеса
Потрясающий рассвет у Золотого утеса

Очередной ремонт?

Пока Аня гуляла по Золотому Утесу и снимала потрясающие, радующие глаз пейзажи, я решил заняться технической частью: накануне я заметил, что зарядка аккумулятора опять не работает. Сняв колпак, я увидел, что рым-проушина, за которую был закреплен преобразователь напряжения, сломалась. Напомню, что это не штатная комплектация мотора, а самостоятельная доработка. Прозвонив все цепи, и не найдя проблем, я пришел к выводу, что неисправен сам преобразователь, который в походных условиях починить не представляется возможным. Что-ж, придется экономить электричество. А на будущее надо брать с собой запасной источник, например, солнечную панель.

Рома ремонтирует мотор
Рома ремонтирует мотор
Обломилоась рым-проушина
Обломилоась рым-проушина

Мы позавтракали, собрали лагерь, и, перелив бензин из резервной 20-литровой канистры в один из мягких баков, поспешили выйти на воду: бензина и продуктов у нас было достаточно, и мы решили задержаться в этих местах еще на денёк, чтобы зайти на КБЖД, – Кругобайкальскую железную дорогу, – еще одну историческую достопримечательность на Байкале, настоящее инженерное чудо и музей под открытым небом.

Собираем лагерь
Собираем лагерь
Прощай, Золотой утес!
Прощай, Золотой утес!

Отправляемся на КБЖД!

Байкал расстилался перед нами, словно огромное серое зеркало, отражающее тяжёлое, облачное небо. Вода была спокойной, но в ней чувствовалась скрытая сила - тёмная, глубокая, непредсказуемая. Лодка, мягко рассекая волны, оставляла за собой длинный белёсый след. Двигатель ровно урчал, отмеряя путь, а прохладный ветер шевелил волосы, наполняя воздух свежестью озёрной воды.

Вдруг у самой поверхности воды показалась круглая мордочка. Затем ещё одна. Нерпы! Они смотрели на нас большими тёмными глазами, полными любопытства. Одна медленно нырнула, исчезнув в глубине, но через мгновение снова вынырнула чуть ближе, словно решив разглядеть нас получше.

Нерпы!
Нерпы!

Встали лагерем у м. Половинного

Так, в окружении нерп, бакланов и чаек, мы не заметили, как остались позади Б. Голоустное, м. Кадильный, Б. Коты, и мы достигли истока Ангары. Всего до м. Половинного нам нужно было пройти около 120 километров, и мы шли вдали от берега по наиболее выдающимся в воду мысам, чтобы сократить время в пути и расход бензина. Издали полюбовавшись тоннелями и галереями КБЖД, мы решили оставить более детальное их изучение на следующий день, и остановились для отдыха в уютной бухте восточнее м. Половинный. Координаты стоянки 51.800031, 104.369394

mys Polovinny
Спугнули бакланов в районе поселка Б. Коты
Спугнули бакланов в районе поселка Б. Коты
Впереди Листвянка и исток Ангары, а так же очень много судов, постоянно создающих волны 🙈🌊🚤🌊
Впереди Листвянка и исток Ангары, а так же очень много судов, постоянно создающих волны 🙈🌊🚤🌊
Причалили к мысу Половинный
Причалили к мысу Половинный

Рядом с нами расположились отдыхающие на катере Авега:

-15

Устроив лагерь и поужинав вкусным гороховым супом, мы решили сходить в тоннель № 12 Половинный. Тоннель на мысе Половинном - один из самых известных объектов Кругобайкальской железной дороги (КБЖД).

Завтрак ням-ням :)
Завтрак ням-ням :)

КБЖД и тоннель Половинный

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) – одна из самых живописных и инженерно сложных железнодорожных линий России. Она была построена в начале XX века как часть Транссибирской магистрали, но вскоре утратила свою стратегическую важность. В конце XIX века, когда строился Транссиб, Байкал стал серьёзным препятствием для соединения западной и восточной частей железной дороги. Сначала использовали временное решение - перевозили вагоны по Байкалу на ледоколе-пароме «Байкал» (1899–1904 гг.), но это было неудобно и зависело от погодных условий.

В 1899 году было принято решение о строительстве "Кругобайкальского участка" от станции Байкал до Мысовой. После изысканий инженеры выбрали сложный, но кратчайший путь вдоль скалистого берега. Основные работы были проведены в 1902-1904 гг. Работы велись вручную, с использованием динамита.

Дорогу строили в сложных условиях: крутые скалы, постоянные обвалы, отсутствие дорог для подвоза материалов. Из-за этого её прозвали «Золотой пряжкой стального пояса России» - строительство обошлось в огромные суммы (по некоторым данным, на каждый километр КБЖД было потрачено больше денег, чем на любой другой участок Транссиба).

Тоннель Половинный - один из самых длинных и красивых тоннелей КБЖД. Судя по табличке на восточном портале, его построили в период 1902 – 1904 гг. Его длина составляет, по разным источникам, 778 – 779 м., а стены выложены прочной бутовой кладкой. Несмотря на то, что с момента постройки тоннеля прошло 120 лет, он отлично сохранился и до сих пор впечатляет своими гранитными порталами.

Рядом с тоннелем расположены руины фундамента небольшого здания: возможно, домика рабочих путевого хозяйства или охраны:

Во многих местах вдоль КБЖД берег озера укреплен:

-20

Закат и лунная ночь у м. Половинного

Солнце клонилось к закату, отражаясь оранжевым пятном в спокойных водах Байкала, и осмотрев ближайшие окрестности, мы поспешили вернуться в лагерь. Когда окончательно стемнело, мы, изрядно уставшие за день, легли спать. И только Луна то пряталась за облаками, то вновь выглядывала, разрывая темные полотна ночного неба. Ее свет рассеивался мягким сиянием, а потом, пробившись сквозь разрывы в облаках, падал на воду, рисуя серебристую дорожку. Отражение дрожало на легких волнах, то исчезая, то вспыхивая снова. Ветер разгонял облака, и лунная дорожка становилась ярче, уходя вглубь ночного Байкала, словно зовя за собой в таинственное путешествие по безмолвной глади.

Вечерний пляж у м. Половинный
Вечерний пляж у м. Половинный
Солнце садится
Солнце садится
Луна и звезды
Луна и звезды

Утро 13-го дня

Утро выдалось пасмурным и немного дождливым. В наших планах было пройти вдоль КБЖД в восточном направлении, выйти в Ангару, и заночевать где-нибудь поближе к Иркутску. Поэтому быстро завтракаем и отправляемся в путь: впереди нас ждут интересные исторические сооружения "Золотой пряжки России" - КБЖД 🙃

Рассвет на КБЖД
Рассвет на КБЖД

Идём вдоль КБЖД

Прошли Пономаревку, - поселок, основанный в 1902 году для строителей КБЖД, в котором расположен остановочный пункт 107 километр, - и Ивановку: о.п. 106 километр. В этом районе расположена база нейтринной станции, принадлежащая физикам-атомщикам Иркутского университета. Здесь функционирует Байкальский подводный нейтринный телескоп NT-200+, установленный под водой Байкала в 1993 году.

поселок Ивановка
поселок Ивановка

Пока мы осматривали округу, проходящий мимо поезд поприветствовал нас гудком 🤗

-28

Еще когда мы отходили от берега, мне показалось, что лодка сильно роет носом, и плохо разгоняется. В полный газ скорость едва достигала 25 км/ч, а мотор надсадно гудел. И это при том, что мы сильно облегчили загрузку лодки, израсходовав почти весь бензин. Сначала я подумал, что может быть это связано с увеличившимся дифферентом на нос из-за малого остатка бензина, запас которого у нас лежал в корме. Но потом, оглянувшись назад, увидел, что забыл поднять транцевые колеса, и они "пахали" воду в опущенном положении. Бывает же 🙈

Дальше перед нашим взором раскинулась заброшенная галерея № 9 (104 километр), выведенная из эксплуатации в 1956 г.

За мысом Ивановским мы увидели галерею № 8 "Шумихинская малая", также выведенную из эксплуатации в 1956 году. Она вплотную примыкает к Итальянской подпорной стенке, расположенной на 102 километре. Подпорная стенка была построена в 1905 году под руководством итальянского архитектора Л. Феррари. Строительство велось в сжатые сроки - с 10 мая по 1 августа 1905 года - в период Русско-японской войны, когда требовалось ускоренное завершение работ для обеспечения военных перевозок. Характерной особенностью стенки являются глухие каменные арки, которые перераспределяют нагрузку на своды, обеспечивая прочность и устойчивость конструкции.

Название «Итальянская стенка» отражает вклад итальянских специалистов, приглашённых для участия в строительстве КБЖД. Их опыт в возведении подобных сооружений способствовал созданию уникальных объектов, гармонично вписанных в сложный ландшафт Байкальского побережья.

В непосредственной близости от подпорной стенки расположен мост через р. Малая Шумиха. Мост представляет из себя довольно странную конструкцию: лишь один его пролет между двумя опорами является сквозным, а между остальными опорами выложены каменные стены:

Весь путь вдоль КБЖД нас сопровождали нерпы. Одна из них оказалась очень любопытной, и нам удалось подойти к ней поближе. Для этого мы использовали небольшую хитрость, приближаясь к нерпе по спирали 🌊😊

Нерпа!
Нерпа!

Примерно на 100 километре КБЖД на мысе Березовом видны развалины электростанции, а на другой стороне бухты Березовой - заброшенная галерея № 6, выход из которой обрывается прямо в воду.

Развалины электростанции
Развалины электростанции

Изначально через бухту был перекинут 128-й метровый мост, в то время самый длинный на Байкале. Но спустя какое-то время в обход бухты пробили тоннель № 9-бис, а мост демонтировали.

На 98-м километре КБЖД расположена станция Уланово. Изначально станция называлась Хвойная. За ней (по ходу нашего движения на восток) мы увидели заброшенные галереи №№ 4 и 5 (Холодная 1 и 2), мосты через реки Холодная и Мокрая. Рядом с мостом через Мокрую наше внимание привлекла интересная подпорная стена, сложенная из камня.

Уланово
Уланово

В районе мыса Толстый расположен симпатичный песчаный пляж:

Пляж с западной стороны м. Толстый
Пляж с западной стороны м. Толстый

В пади Каторжанка находятся развалины очередной электростанции и тоннели Каторжанский-1 и 2:

Развалины электростанции
Развалины электростанции

Виды скал, тоннелей и галерей потрясают воображение:

В районе Лиственничного залива довольно далеко от берега увидели группу сапбордистов. Оказалось, это ребята из Санкт-Петербурга, шли на сапах из Листвянки. И не побоялись же пересекать огромный залив вдали от берега. Смелые люди! Мы же стараемся идти ближе к берегу. Кстати, не раз замечали байдарочников, которые, видимо для экономии сил и времени, шли от мыса к мысу, порой отдаляясь от берегов крупных заливов на несколько километров.

Так, рассматривая эти монументальные сооружения КБЖД на фоне красивейших пейзажей, мы дошли до порта Байкал, и остановились пообедать недалеко от него на галечном пляже.

Падь Гладиха
Падь Гладиха
Мраморная осыпь
Мраморная осыпь
Встали недалеко от порта Байкал
Встали недалеко от порта Байкал

До нас на этом пляже отдыхали творческие люди, оставившие красивые пирамидки, и множество разрисованных камней:

Пообедав, мы двинулись в сторону порта Байкал и истока Ангары. Строительство порта началось в 1897 году в связи с прокладкой Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). В 1900 году была введена в эксплуатацию железнодорожная паромная переправа, связавшая берега Байкала. Порт Байкал соединили с Иркутском железнодорожной веткой, проходящей по левому берегу Ангары. Вокруг порта начал разрастаться посёлок Байкал. ​В 1905 году с вводом в эксплуатацию участка КБЖД от станции Байкал до станции Слюдянка-2 необходимость в паромной переправе отпала, и порт получил прямую железнодорожную связь со Слюдянкой. Однако в 1956 году, после затопления участка Иркутск - Байкал водами Иркутского водохранилища, порт утратил прямое железнодорожное сообщение с Иркутском и стал перевалочным пунктом между поездами, прибывающими из Слюдянки, и судами, курсирующими по Байкалу.

Поселок порта Байкал
Поселок порта Байкал
Строительство порта Байкал - 1900 год
Строительство порта Байкал - 1900 год
1901. Посадка на паром в порту Байкал на западном берегу озера
1901. Посадка на паром в порту Байкал на западном берегу озера
1901-1902. Машинист Усевич Василий Константинович подводит паровоз к станции Байкал
1901-1902. Машинист Усевич Василий Константинович подводит паровоз к станции Байкал
Как сейчас выглядит паромная переправа
Как сейчас выглядит паромная переправа

Завершение нашего маршрута

Ну а наш водный поход подходил к своему логическому завершению, и сделав почетный круг у Шаман-камня, мы двинулись в сторону Иркутска. Мы не говорим Байкалу прощай, мы говорим: "До свидания, Байкал!"

До свидания, Байкал!
До свидания, Байкал!

За 13 дней мы прошли 800 километров, посетили остров Ольхон и Малое море, прикоснулись к буддийским святыням, поискали древние наскальные рисунки в бухте Ая, и погуляли в тоннелях КБЖД. А в этот вечер мы решили остановиться в той же бухте на Ангаре, в которой прятались от непогоды в самом начале нашего пути, планируя на следующий день дойти до лодочной станции и отправиться в обратный путь.

Бухта на Ангаре
Бухта на Ангаре

Правда на следующий день нас ждала непогода: весь день поливал сильный дождь, будто сама природа не хотела нас отпускать. Но у всего есть свое начало и свой конец. Вот и мы, не смотря на ливень, все-таки дошли до лодочной станции, где оставили машину, собрали и погрузили вещи, и поехали домой. Впереди нас ждет дальняя дорога в 3500 километров.

Дождливое утро на Ангаре
Дождливое утро на Ангаре
Дождь сопровождал нас остаток пути...
Дождь сопровождал нас остаток пути...
Собираемся. Собачке привет ))
Собираемся. Собачке привет ))
Долгий путь домой 😊
Долгий путь домой 😊

Спасибо всем, дочитавшим эту историю до конца 🤗. А посмотреть фильм о нашем путешествии можно в YouTube:

И конечно же в Дзене ))):

Конец 😊