Найти в Дзене

Как Лев Выготский успешно применил теорию Фрейда

Один из мощнейших российских психологов Л.С.Выготский основал культурно-историческую теорию психического развития. Он ввел понятие низших психических функций (НПФ) и высших (ВПФ). Низшие психические функции - естественны, натуральны и не подчиняются высшим (сознательным, культуральным). Как ИД и ОНО с инстинктами и влечениями у Зигмунда Фрейда. Но в отличие от тотальной биологизации психики психоаналитиком, Лев Выготский экспериментальным путем доказал возможность интеграции ВПФ с НПФ с преобразованием последних. Возможно, он и не знал, что применил на практике НЛП-технику - ПРИСОЕДИНЕНИЕ. Суть метода такова. Взрослый на уровне сотрудничества предлагает ребенку определенный поведенческий паттерн, навык, одобряемый социумом. Для маленького индивида он изначально чужд. Но отторжения не происходит из-за равенства и дружелюбия со стороны старшего. Его Ид ничто и никто не угрожает. И он пробует социально полезное "на вкус". Но УСВАИВАЕТ, ЗАКРЕПЛЯЕТ лишь тогда, когда уже САМ предлагает под

Один из мощнейших российских психологов Л.С.Выготский основал культурно-историческую теорию психического развития.

Он ввел понятие низших психических функций (НПФ) и высших (ВПФ). Низшие психические функции - естественны, натуральны и не подчиняются высшим (сознательным, культуральным). Как ИД и ОНО с инстинктами и влечениями у Зигмунда Фрейда. Но в отличие от тотальной биологизации психики психоаналитиком, Лев Выготский экспериментальным путем доказал возможность интеграции ВПФ с НПФ с преобразованием последних.

Возможно, он и не знал, что применил на практике НЛП-технику - ПРИСОЕДИНЕНИЕ.

Суть метода такова. Взрослый на уровне сотрудничества предлагает ребенку определенный поведенческий паттерн, навык, одобряемый социумом. Для маленького индивида он изначально чужд. Но отторжения не происходит из-за равенства и дружелюбия со стороны старшего. Его Ид ничто и никто не угрожает.

И он пробует социально полезное "на вкус". Но УСВАИВАЕТ, ЗАКРЕПЛЯЕТ лишь тогда, когда уже САМ предлагает подобное другому человеку. Ведь на его биологическое "Я" никто не давит. И он, присваивая себе "преимущество", как хозяин этого нового воздействует на другого. Наблюдает за экспериментом со стороны.

Получающим от него социальное правило может быть любой человек. Как взрослый - в семье, в ДОУ, в школе, так и равный ему по возрасту. Или младший.

А далее, приняв социальный навык, присвоив его себе, проверив на безопасность на уровне биологического, ребенок интериоризирует его, то есть вводит как свой внутрь психики. В соприкосновение с ИД.

Есть мысль, что некоторые активные коучи, предлагая успешные психологические техники ("как стать...") населению, сами находятся на этапе прединтериоризации, апробируя методы на других.

И вот присоединившись к ОНО, когда навык стал его частью, на следующем этапе привитая черта уже трансформирует ОНО в пользу ВПФ. На благо социального развития. Это как без правой руки не обойтись. Она указательным пальцем направляет в сторону важной цели. И все тело идет туда.

В этом, между прочим, смысл ДУХОВНОСТИ, когда инстинкты подчиняются морально-нравственным ценностям личности. Без подавления. Без психологических защит. На основе гуманной трансформации.

Актуальна ли теория Выготского для современности? В полной мере! Выброшенный за борт пласт социо-культуральной направленности развития общества привел к акценту на биологическое, эгоцентризму (детскому этапу развития психики) и даже извратил ценности чистого ИД (инстинкт продолжения рода, стремление к власти за счет подлинных превосходств, а не приспособленчества).

-2