Люди советского Северо-Запада боялись ИХ. Но не сразу. А когда поняли кто это… А вы знали, что под видом правильных партизан действовали еще и лжепартизаны?
Один их особо жестокий отряд имел на вооружении шесть ручных пулеметов, один миномет, советские винтовки и автоматы. Одеты бандиты были, разумеется, по-разному. В основном в гражданскую одежду. Т.е. как настоящие партизаны. Главный изображал из себя капитана Красной Армии. Селяне доверчиво встречали человека со звездой Героя Советского Союза на груди. Каково же было разочарование (это еще мягкое слово!), когда эти люди забирали все и насиловали женщин.
А всех, кто вставал на пути, расстреливали, не щадя даже детей… Что это было за подразделение? И кто был тем самым пойманным человеком?
«Огнестрельные» детство и юность
Игорь Решетников появился на свет в 1920 году. Произошло это в селе Большое Опуево Новгородской губернии. Крупная тогда деревня была надежно спрятана от цивилизации крохотными озерцами, болотами и мелкими ериками. Выучиться здесь хоть на кого-то или получить хоть какую-то работу было не реально. Именно поэтому впоследствии Игорек вместе с мамой и папой поменяли место жительства, оказавшись в городе Луге…
Населенный пункт находится в соседнем (Ленинградском) регионе. Заштатный когда-то внутриуездный городок к 1927 году дорос до административного центра. Тут появилось первое для этих мест обрабатывающее производство. Скромное по масштабам, но кормило всех (не стоит забывать, что половина была сыта обычным сельских хозяйством, которое было тут тоже развито).
Игорь рос избалованным дитятей. Много озорства ему сходило с рук: в ранней части биографии Решетникова было немало шалостей. Но то, что готовы были простить родители и школа, не прощал закон. Школу юноша заканчивал в период начавшихся репрессий. Это был не самый лучший период, чтобы заниматься противоправной деятельностью. Но пацан посмел ею заниматься: дело в том, что он еще с детства увлекался оружием, а потом начал им пугать прохожих, не желающих делиться... ценностями.
Отец всего лишь хотел приучить сынишку к стрелковому спорту. В тире тогда модно было стрелять даже девочкам: нормы ДОСААФ. Батя был справным охотником (как и дед Гоши). Но сам Гоша выбрал огнестрельное оружие не для спорта…
Еще будучи «мелкой шпаной» Решетников познакомился с Мартыновским, представив ему самодельное ружье в деле – решил пальнуть в глаз белке. Но попал себе в голову и даже чуть не лишился одного глаза. С того момента и далее страсть к пальбе по живым мишеням так и не оставляла их. Мартыновский помогал Решетникову грабить людей при помощи того обреза.
Воровская молодость и отсидка
Вернемся к эпизодам разного вида воровства (кражам, налетам, жульничеству и т.д.). Приблизительно в тот же период времени основное действующее лицо моего повествования сумело заполучить два пистолета старого образца (предположительно хранились еще со времен Гражданской войны). «Артефакты» укрыли в птичьем домике. Те самые «пушки», наряду с кражей лыж у товарища по учебе, привели к тому, что юноша был приговорен к трехлетнему тюремному заключению. Согласно одним источникам, Решетников вышел на свободу за шесть дней до начала военных действий. Однако по другим данным, его освобождение произошло 21 июня 1941 года…
Страшный след
Как известно, уже в мае 1942 года, нацисты, так и не прорвавшись ни к Москве, ни к Ленинграду, вдруг поняли, что вообще могут сгинуть на тогдашних рубежах «блицкрига». Партизаны лесистых, сильно обводненных и болотистых местностей СССР оказались смертоносными! Гибли мелкие отряды немцев. Шли под откос составы. Взрывались склады боеприпасов, оружия и всего остального. Получали пулю в лоб или взлетали на воздух шефы Гестапо и даже гауляйтеры…
Главный штаб фюрера выпустил директиву «Борьба с партизанами» для солдат Вермахта, разрешающую формирование фиктивных партизанских групп. Это положило начало одной из самых мрачных и стыдных глав в военной истории, где изменники Александр Мартыновский и Игорь Решетников оставили страшный след, уничтожая деревни. Под видом подлинных партизан.
Как вы поняли, мой рассказ посвящен исключительно второму. Он не был командиром, но нанес достаточный ущерб людям в те беспощадные годы.
В СС
На Северо-Западе СССР первые партизанские формирования (я сейчас про настоящих лесных мстителей) совершили опустошительные рейды еще в июне-июле 1941 года. А в августе 5-й Ленинградский партизанский полк пустил на воздух 40 грузовиков на шоссе Псков – Луга. Советские партизаны создали большие проблемы на пути 16-й и 18-й немецких армий, рвавшихся к Ленинграду. Наряду с белорусскими, ленинградские партизаны – одни из двух самых старых…
Ситуация обострилась настолько, что генерал-фельдмаршал фон Лееб, командующий группировкой армий «Север», решил отказаться от посещения штабов армий и корпусов, даже несмотря на наличие усиленной охраны. Он просто уже не верил ни в какую безопасность…
Осознав, что точечными действиями остановить партизанское сопротивление невозможно, командование группы армий «Север» издало распоряжение о проведении масштабных операций против партизан. Абверу было поручено сформировать фиктивные партизанские отряды для дискредитации народных мстителей. К реализации этой задачи привлекли давнего агента Абвера, бывшего штабс-капитана Бориса Смысловского, участника Гражданской войны.
Так уж получилось, что Смысловский, закончив Михайловское артиллерийское училище, хорошо знал именно город Лугу и его окрестности. Проходил практику на Лужском артиллерийском полигоне. Не зря партизаны отправили в штаб шифровку:
«Вся разведывательная и диверсионная деятельность Северного фронта перешла под контроль майора Регенау, он же Смысловский».
То есть Луга стала превращаться в центр подготовки «антипартизан». И еще одно совпадение. Оккупированный город почему-то сразу же перешел в ведение отца нашего «антигероя» – Леонида Решетникова. Тот стал бургомистром Луги. А к описываемому моменту должен был посодействовать в подборе русскоязычных сил для новой структуры внутри Ваффен СС («военных резервов СС», под которыми подразумевались военнослужащие-добровольцы разных национальностей). Структура представляла собой дополнительные отряды в разных ваффен-дивизиях. Те получили наименования «ягдфербанд» (буквально «Сообщества Охотников»)…
Чтобы доказать свою лояльность, бургомистр обязан был первым делом записать в отряд своего сына – слоняющегося без дела освободившегося зека, который показал отличный уровень стрельбы. Уже Игорь подтянул на это дело Санька Мартыновского. Но второй быстро доказал, что именно он в состоянии возглавить команду, а вовсе не контуженный своим же патроном Гоша.
Этих двоих (а также всех остальных попавших в «банду» пацанов) готовили основательно – 2 года.
Подготовка велась с акцентом на практическое применение знаний. По указанию Тайной Полевой Полиции (Гехайме Фельд Полицай или просто ГПФ) Игорь Решетников, став ложным «связным», дезинформировал командование партизанского отряда о передвижениях немецких войск. После сбора информации о численности и расположении врага, он передал эти сведения ГФП в Луге. Далее подразделение Решетникова, маскируясь под народных мстителей, преследовало советских парашютистов, расправлялось с участниками подполья и партизанами, терроризировало мирное население. В начале 1942 года он дважды участвовал в карательных операциях против партизанских отрядов.
Весной 1942 года немецкое командование упразднило «учебный» отряд. А Решетников продолжил сотрудничество с оккупационными властями, перейдя в отдел фашистской пропаганды и в другие структуры. В 1944 году присоединился к новому псевдопартизанскому отряду под командованием Мартыновского. Но сместил его...
Именно там Решетников совершил основную часть злодеяний, в том числе на территории Себежского района. По свидетельству очевидцев, Решетников лично убил и замучил много партизан. В результате разногласий с командиром Мартыновским, Решетников убил и его. Сам возглавил группу коллаборационистов. Именно его (который, кстати, был награжден орденами Железного креста 2 степеней) высшие чины карательных структур ценили за особую жестокость.
Именно тут стоит немного забежать вперед (просто как раз в тему). После летней кампании 1944 года, когда Псков был освобожден силами РККА, эта псевдо-партизанская группа, драпая от «красных», достигла Риги. Тут располагалась штаб-квартира Ягдфербанд-ОСТ. Там группа Мартыновского-Решетникова удивила даже кураторов. Безудержным пьянством и аморальным поведением. В результате, осенью того года, шайка была переброшена в небольшой польский городок Хоэнзальца. Там они начали проходить последний этап диверсионного обучения. Предположительно, во время переезда Решетников убил Мартыновского и его семью: его 2-летнего сына, жену и тещу, которые сопровождали группу.
Структура ягдфербанда
Состав «Ваффен СС Ягдфербанд» комплектовался из подготовленных для диверсий кадров. Костяк составляли сотрудники Абвера и «Цеппелина», ранее служившие в дивизии «Бранденбург-800» и войсках СС. Но с расширением операций (как вы узнали выше по тексту) в ряды вливались уже советские граждане (бывшие полицаи, участники карательных и охранных подразделений и националистических формирований), а также самые обычные военнослужащие Вермахта…
Деятельность организации координировалась главным штабом в городе Фриденталь под руководством гауптштурмфюрера СС фон Фелькерзама. Штаб состоял из отделов: планирования диверсий, материально-технического обеспечения, сбора разведданных и контрразведки, отдела подготовки кадров. В подчинении находились 502-й егерский и 600-й парашютный батальоны.
Личный состав проходил специализированное обучение, включавшее теорию и практику диверсий, тактику террористических групп, способы вывода из строя предприятий, а также изучение вооружения армий СССР, США и Великобритании. Подготовка осуществлялась в подразделениях, школах СС и диверсионной школе близ Трутнова.
Ту создали по указанию Скорцени для подготовки диверсантов на железнодорожные коммуникации в районе Витебска, Смоленска, Минска и Бобруйска. Немцы принимали «зачеты» и «экзамены» скурпулезно. У кого не было «5» – те обязательно отправлялись на доподготовку. К слову, в самом конце рассматриваемой войны агентов обучали терактам против советских руководителей и офицеров.
В октябре 1944 года для диверсий на освобожденных территориях Балтии и Северной Польши был создан филиал Ягдфербанд-Ост. Он включал штаб, три роты спецназначения и даже отдельные диверсионные группы. Одну возглавил Александр Мартыновский. Кстати, по некоторым документам его вообще звали Николай (воры всегда любят конспирацию). Но долго прокомандовать этой группой ему не удалось (причину этого вы знаете – указана выше)…
Страшная деятельность
Страшная деятельность этой парочки и их подельников происходила на пограничном пространстве трех регионов – Новгородского, Ленинградского и Псковского. Был просто геноцид…
Вот вам шокирующий рассказ жительницы села Стега, пережившей налет банды Мартыновского:
«31 декабря 1943 года в наше село зашли двое. Они расспрашивали, где найти партизан. Одна местная, Зина, указала на их связь и местонахождение. Вскоре парни ушли, а на следующий день деревню окружил карательный отряд, выгнав всех из домов, и, разделив нас на группы».
Другой свидетель вспоминает:
«Стариков и детей согнали во двор для скота, а молодых девушек увели под конвоем на станцию для принудительных работ. Каратели подожгли скотный двор. С людьми внутри! Я был как раз там – с бабушкой и двумя сестрами 10 и 6 лет. Люди молили тварей о пощаде, но каратели начали по нам стрелять. Мне одному удалось спастись. На следующий день выжившие увидели обгоревшие тела, многие лежали обнявшись».
По словам Павла Грабовского, через две недели аналогичные расправы произошли в деревнях Глушнево и Суслово. Очевидцы утверждали, что отряд Мартыновского и его заместителя Решетникова отличался особой жестокостью. Вот рассказ еще одного пострадавшего от упомянутой шайки в белых маскхалатах. «Представившись партизанами, они согнали всех жителей нашей деревушки в сарай и подожгли. Я видел из лесу… А потом и соседний хутор».
Что эти молодчики делали с женщинами и детьми?
Национал-социалистское руководство призывало изобретать как можно больше жестокостей, дабы скомпрометировать советских партизан в среде простого народа. Народ начнет их выдавать.
Поэтому Решетников и компания ничего не стеснялись (они воспринимали социалистический режим враждебно).
В частности особую «жесть» они, не сговариваясь, учиняли в отношении представительниц прекрасного пола. В разных захваченных деревнях преступники выбирали самых привлекательных женщин для личного пользования. Их заставляли заниматься стиркой, шитьем, приготовлением пищи и удовлетворять интимные потребности этой постоянно пьяной группы.
Причем, потребности эти были настолько…. цензура, что выжившие не могли вспоминать о них без рвотных позывов… Но выжили единицы. Смотрите дальше, если с нервами у вас порядок… Когда банда перемещалась, этот импровизированный женский конвой обычно расстреливали: на новом месте можно было найти себе новых рабынь.
Так, 21 мая 1944 года карательная группа двигалась из Кохановичей через Сухоруково в Бичигово. Один очевидец утверждает, что его не было дома, когда в родной дом ворвались ОНИ. Его семья проживала в укрытии. У кладбища. Людей нашли. Его дочь забрали в село Видоки. Мать отправилась на поиски дочери, но попала в засаду и была убита. Он тоже пошел туда. И узнал, что его дочь избили, истерзали, изнасиловали и… убили! Он опознал ее лишь по краю платья: могила была неглубокой. В Видоках каратели схватили детей, женщин и стариков. Заперли их в бане и сожгли. Он был там, когда разбирали баню. Погибло около 30 человек.
Куда пропал Игорь?
По легенде во время самой последней фашистской операции (из тех, о которых людям хоть что-то известно) основной персонаж этой истории был пойман отрядом СМЕРШ и расстрелян на месте…
Но на самом деле все было совершенно не так. Гитлеровцы (как и во многих других случаях) решили не разбрасываться ценными кадрами. Решетников был заброшен в Германию. Что он здесь делал – пока еще загадка. У каждого исследователя имеется своя версия. Скорее всего, внедрялся в первые проникающие сюда советские части под видом «своего», «чудом выжившего в одном из авангардных боев и ожидающего остальные силы соотечественников».
Он направлял эти самые части по ложному следу. Может, и диверсии производил. Ему не привыкать… Так как это был советский гражданин (знал, как говорят, как носят одежду и обувь земляки, как шутят, а, главное – как думают), то это, скорее всего, не составляло для него особого труда. В СССР кроме тюрьмы ему и до предательства ничего не светило. А после того, как стал ренегатом, его вообще ждала исключительно «вышка». Вероятнее, решил работать на новых хозяев до самого конца. В смысле – до конца этих самых хозяев. А потом сдался американцам.
Пока ждал пленения – занимался привычными делами. Воровством и грабежом. Ждал!
Арест и суд от американцев. Заброска в СССР и провал миссии
Как и рассчитывал, за свои злодеяния Решетников был арестован сотрудниками американской военной администрации. И, конечно же, попал в тюрьму. Но, увы – отсидеться в качестве обычного зэка, а потом выйти на свободу и слиться с толпой граждан ФРГ ему не удалось…
Американцы оказались куда прагматичнее. Зачем им таким образом «спасать» того, кого в Советском Союзе ждала смерть? Я имею в виду – спасать просто так. Решетников был завербован в 1946-м уже сотрудниками ЦРУ. Осенью 1947-го Игорь Решетников получил логичную миссию проникнуть на свою родину и шпионить.
Но, несмотря на это, бывший русскоязычный оберштурмфюрер был схвачен при попытке выполнить одно из первых же заданий.
Вероятнее, ориентировок на него (в том числе и перепечатанных фото) поступило гораздо больше, чем он ожидал. В любой глубинке чекисты ждали. И дождались, как вы только что поняли. Однако все, что было известно МГБ – то, что он шпионит в пользу иностранного государства.
Получается, про «дела» Решетникова с немецкими захватчиками представители правоохранительной машины советской державы еще не были в курсе. Это значит, что никого из ягд-команды еще не поймали. А если и поймали, то лично его пока еще никто не сдал. Ну, а из мирного населения они в живых никого не оставляли.
Обрадованный таким, в общем-то, неплохим раскладом Игорек получил всего 25 лет лагерей, отправившись на севера. Пусть и через четверть века, но он выйдет на свободу, не боясь уже ничего. Получит в лагерях профессию. Отойдет от «дел».
Выводят на “чистую воду”
Но он радовался рано. 12 лет он действительно преспокойно валил лес на севере (на разных объектах советской исправительной системы). Он уже настроился через 13 лет мирно вкалывать на каком-нибудь заводике (возможно, сиделец переписывался уже с какой-то дамой, мечтая сразу и о месте жительства, и о семье). Сладкие грезы на зоне под Воркутой вдруг рухнули.
Почему? Некто Пашка-Моряк, работавший путевым обходчиком «на железке», вдруг был опознан как коллаборант-эсесовец одной женщиной. Соответственно, он попал на крючок спецам из КГБ. Может, далее уже сам раскололся. Да кто его знает… Но факт остается фактом…
Стремясь избежать ответственности за преступления перебежчиков, Пашка-Моряк без колебаний выдавал своих сообщников. Он, а также еще один парень из обсуждаемой мною «ягдфербанды».
В показаниях следствию, данных Моряком (и аналогично задержанным «коллегой» Василием Тереховым) говорилось:
«В мае 1944 года наш отряд дислоцировался в деревне Жагули, Дриссенского района Витебской области. Во время операции против партизан мы понесли тяжелые потери: погиб командир взвода, лейтенант немецкой армии Борис Пшик. Была захвачена большая группа мирных жителей. В основном пожилые женщины и дети, скрывавшиеся в лесу. Узнав о гибели Пшика, Мартыновский отдал приказ разделить пленных и расстрелять одну из групп «за помин души!».
Решетников отобрал исполнителей среди карателей, включая нас, Нареца Оскара и Николая Фролова. Людей отвели к яме в лесу. Мартыновский наблюдал за казнью, сидя на пне. Я предупредил его о возможных последствиях от немцев, но он проигнорировал это. Решетников отдал приказ открыть огонь, и каратели начали стрельбу. Герасимов, прорвавшись вперед, стрелял из пистолета с криком «Полундра!».
Новый суд и новое наказание
Руководство КГБ после этого сразу же выслало в 1 из воркутинских зон суровую команду. За Решетниковым. Может, он последний, кого не взяли. Ведь после суперзасады (ее устроили им настоящие партизаны под Новоржевом) команда состояла менее, чем из 10 человек. А весной 1945, окруженные со всех сторон советскими танками, они бежали вообще вчетвером.
Почти 3 года собирали материалы. Лишь в 1963 году возмездие, наконец, настигло бывшего эсэсовца. Именно тогда в Пскове состоялся суд над квартетом предателей, ровно половина из которого сдала вторую половину. Пытаясь избежать правосудия, Решетников оказывал давление на свидетелей, в частности, требуя от Пашки-Моряка давать на допросах лишь те показания, которые соответствовали версии следствия. Он также имитировал психическое расстройство, уклоняясь от ответов на вопросы, задаваемые судьями и прокурором.
Тем не менее, совокупность свидетельских показаний, раскрывающих его преступные деяния, стала решающим фактором в вынесении обвинительного приговора. Суд вынес решение – смертную казнь через расстрел…
Но приговор все равно был исполнен лишь 25 мая 1964 года. Чекисты хотели больше сведений: выведать от них ФИО (или хотя бы прозвища и описания лиц) иных предателей.