Найти в Дзене
Библиотекарь

Вознесет главу твою

Неожиданно интересная тема нарисовалась при чтении 40-й главы книги Бытие. Это история Иосифа и двух сановников египетского фараона, оказавшихся в одной темнице с ним. История с виду простая и понятная даже детям, но в ней есть пару привлекательных моментов с точки зрения красоты языка и игры последнего. Сны, которые снились главному виночерпию и хлебодару в какой-то степени были похожи. В обоих фигурирует срок в три дня,
и некоторые детали. Но самое главное и общее в обоих снах, вернее в толковании, изложенном Иосифом, становится образ вознесенной головы. Фраза "вознесет главу твою" в еврейской языке является идиомой, подразумевающей восстановление в правах, социальном положении и в целом означает полное возвращение к былому, что выглядит в самом позитивном смысле. Привлекает конец этой истории. Головы обоих "вознесены". Виночерпий на дне рождения фараона получает освобождение, возвращается к своим обязанностям, подает вновь, как и прежде чащу фараону, голова хлебодара "вознесена",

Неожиданно интересная тема нарисовалась при чтении 40-й главы книги Бытие. Это история Иосифа и двух сановников египетского фараона, оказавшихся в одной темнице с ним. История с виду простая и понятная даже детям, но в ней есть пару привлекательных моментов с точки зрения красоты языка и игры последнего. Сны, которые снились главному виночерпию и хлебодару в какой-то степени были похожи. В обоих фигурирует срок в три дня,
и некоторые детали. Но самое главное и общее в обоих снах, вернее в толковании, изложенном Иосифом, становится образ вознесенной головы. Фраза "вознесет главу твою" в еврейской языке является идиомой, подразумевающей восстановление в правах, социальном положении и в целом означает полное возвращение к былому, что выглядит в самом позитивном смысле.

Привлекает конец этой истории. Головы обоих "вознесены". Виночерпий на дне рождения фараона получает освобождение, возвращается к своим обязанностям, подает вновь, как и прежде чащу фараону, голова хлебодара "вознесена", но с куда худшими последствиями, её отрубат. Главного пекаря казнят, тело вешают и птицы клюют плоть с его тела (учитывая отношение египтян к смерти, это было действительно ужасно). Одно и тоже выражение в тексте оригинала приводит к совершенно разной кульминации. "Вознесение главы" не всегда оказывается приводит к радостному и счастливому концу. Вот как звучит текст в современном изложении.

"Три дня спустя, в день своего рождения, фараон устроил пир для всех придворных своих. В их присутствии он «поднял» головы и главного виночерпия, и главного пекаря". (Быт. 40:20)

Если рассматривать в более широкой перспективе словоупотребление, связанное с исследуемой нами темой, то обнаруживается ряд еще более интересных моментов, которыми и спешу с вами поделится.

От общего и буквального к метафорическому и фигуральному, вплоть до идиом. Еврейское "rö´š" (рош) изначально может означать как голову, так и "главу" в смысле руководства, народом, племенем и так далее. Иногда под "главой" подразумеваются вершины скажем холмов и гор. Пару раз это существительное встречается в совсем неожиданных местах, когда речь идет о яде или желчи. Скажем в книге Псалмов, есть такие слова;

"И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом". (Пс. 68:22)

Подобным образом выражается и пророк Иеремия;

"Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью". (Иер. 9:15)

Желчь и уксус в данном случае означает нечто такое, что входит в уста или голову, может поэтому в тексте оригинала мелькает одно и тоже слово, связанное с "главой".

Минуты отчаяния в библейской истории тоже выглядят, как нечто связанное с "головой\главой". В книге Есфирь есть отрывок самым красочным образом описывающий состояние человека подвергнутого глубокому разочарованию.

"И возвратился Мардохей к царским воротам. Аман же поспешил в дом свой, печальный и закрыв голову". (Есф. 6:12)

Интересное можно найти в книге Неемии. В одном из текстов под главой всплывает фигура вождя, ведущего народ обратно в рабство, и мне хотелось бы привести эту цитату.

"Не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго, и, по упорству своему, поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое. Но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их". (Неем. 9:17)

Девятая глава этой книги содержит в себе одно из красивейших исповеданий чуть ли не во всей Библии. Прочтите ее самостоятельно, очень трогательно!

Во всей картине использования библейской темы "главы" находятся два текста, где одна и таже идея в русском переводе изображается разными тонами, послушайте их;

"В тридцать седьмой год переселения Иехонии, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать седьмой день месяца, Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения, вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного". (4-Цар. 25:27)

и другой.

"В тридцать седьмой год после переселения Иоакима, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать пятый день месяца, Евильмеродах, царь Вавилонский, в первый год царствования своего, возвысил Иоакима, царя Иудейского, и вывел его из темничного дома". (Иер. 52:31)

Да, это один и тот же эпизод, из исторической хроники и произведения пророка Иеремии, который будучи очевидцем описал происходящее (хотя вопрос спорный, дожил ли он до этого дня, но не будем об этом).

В двух отрывках идея "вознесения главы" описывается такими глаголами, как "вывел" и "возвысил". В оригинале в обоих текстах вновь встречается знакомое нам существительное "рош". В целом говорится о возвращении Иоакима, его освобождении и в некотором смысле возвышении над остальными пленниками вавилонского царя. До конца своих дней Иоаким питался от стола царского и занимал привилегированное положение в отличии от остальных. Этот процесс и назван в Библии "вознесет главу твою".

Надеюсь, вам было интересно провести со мной этот краткий экскурс. Читайте Слово Божие, в нем немало потрясающе интересного.

Если желаете поддержать автора: Сбер: 4276 2200 1586 0243