Решила тут немножко визуально вдохновиться, и пересматриваю экранизацию "Петра I" Сергея Герасимова.
Картинка, конечно, бесподобная. Эстетика допетровских времен - деревянное зодчество, одежды (и богатых и бедных), тесные светлицы и широкие просторы. А актеры какие все красавцы!
Как говорится, хочется смаковать каждый кадр. Сергей Аполлинариевич, видимо, и смаковал - отчего кмк динамика иной раз страдает. Но все равно - красиво очень!
Но внимание мое в этот раз на Алексашке Меншикове в исполнении Николая Еременко.
Это не самый мой любимый Меншиков - все-таки немножко дружеской "химии" у них с Золотухиным/Петром недостает. Ну и как-то неправильно, мне кажется, что у Меншикова на лбу крупными буквами написано "ЖУЛИК")) такой не по годам разумный Петр наверно держался бы от этого мутного типа подальше))
Но это все ложка дегтя. А бочка меда такова...
Ну КАК, КАК Герасимову так удалось подобрать актеров?
Петр - он же прям Петр! С картин сошедший.
И Меншиков - одно лицо с Николаем Еременко! Как это удалось? Мистика какая-то.
Сам Николай Николаевич считал Алексашку Меншикова одной из своих самых любимых ролей. Представляете, он даже в Березово ездил...
Приехал зимой, иду, навстречу дядька такой насмешливый идет под хмельком, поравнялись. «Хе, - говорит, - что, на могилку свою пошел?». В общем, встретили меня в Сибири с юмором, - рассказал киноактер.
И могу понять почему.
Было там, где актеру порезвиться.
Ну во-первых, шикарно обыгрывается, что у реального Меншикова были "очень живые глаза". Ну кому, как не Еременко ими стрелять?
Вот он замышляет упасть на хвост Петру
Ну и далее по тексту.
Хлопая честными-честными глазами, втюхивает герру Питеру про англицких негоциантов.
Изображает государственную важность
Шутить про Монсиху изволит
Моя самая любимая сцена - в саксонском кабаке, где их находит гонец от курфюрстин.
Вот Меншиков видит сочную (как жареная колбаска) деву-трактирщицу
Оценивает диспозицию
Идет в атаку
И в фильме СТОЛЬКО говорящих деталей (которых и в книге-то нет)!
Вот в том же кабаке обсуждает с Алешкой Бровкиным более модного кавалера
Алексашка Меншиков впился глазами в голубого кавалера, пхнул под столом Алешку:
— Вот — это политес... На ципках стоит, — картинка... Парик, гляди, короткий, а у нас — до пупа...
И что вы думаете? В следующей сцене, где Петр с компанией в гостях у курфюрстин - Меншиков уже в коротком парике. По последней моде!
Ну и много других потрясающих деталей. К примеру - вот наклоняется Меншиков в поклоне и - и увидев свой приспущенный чулок, тут же начинает (в поклоне) его поправлять.
Ну и конечно, особо ценно, что несмотря на комедийный рисунок роли - она играет новыми красками в редкие минуты, когда Меншиков позволяет себе показать свое истинное лицо. И оно вовсе не милое)
"Смотри, дворянский сын, сссволочь!" - шикарная сцена с "отбиванием" Ивашки Бровкина у хозяина Василия Волкова. Такой Меншиков и в опричную компашку к Малюте и Федьке Басманову прекрасно бы вписался.
И это правильно.
А как вам Николай Еременко в роли Алексашки Меншикова?