Что ждет лейтенанта, если он решит написать эпиграмму на уродливое здание, ставшее посмешищем для жителей города?
Смотря в какое время живет данный лейтенант…
Все знают Исаакиевский собор, возведенный Огюстом Монферраном в Петербурге?
Когда архитектор прибыл в столицу Российской империи, на данном месте уже стоял собор, называвшийся по имени Исаакия Далматского. Третий по счету, между прочим.
Страсть ставить практически на одном и том же месте собор легко объясняется. В день Исаакия Далматского родился Петр I.
Поэтому в 1710 году на лугу возле Адмиралтейства возвели деревянную церковь, в которой и венчался Петр Первый с Екатериной Скавронской. Деревянный храм изначально строился как временный. А вторую церковь возводили основательно: и материал – камень, и место иное – там, где сейчас стоит «Медный всадник».
Строили церковь №2 10 лет, с 1717 года, но простояло здание недолго. Архитектор Г. Маттарнови не учел, что вода Невы размывает неукрепленный берег. На здании появились трещины + случился п о ж а р.
Каменный храм разобрали.
В 1768 году начали возводить третий храм. Антонио Ринальди не довел начатое до финала и уехал за границу. Продолжил его работу Викентий (Винченцо) Бренна.
Архитектор познакомился с Цесаревичем Павлом Петровичем, когда тот со второй женой якобы инкогнито путешествовал по Европе. Пригласил изначально для декорирования своего дворца в Павловске, а там посыпались и другие заказы.
Ринальди задумал прекрасный собор, но Павел I отдал приказ: упростить.
Мрамор, предназначенный для Исаакиевского собора, пошел на Инженерный замок для Павла I.
Результат увидели жители столицы: непропорциональное здание с облицовкой только у основания.
Собор стал посмешищем. Некий лейтенант Акимов сочинил эпиграмму:
Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный, -
Основа его мраморна,
А верх его кирпичный.
Историк Андрей Островский охарактеризовал данную эпиграмму словом «ядовитая». В статьях об архитекторах Санкт-Петербурга А.Л. Островский утверждал, что расплата за эти четыре строчки последовала незамедлительно. Лейтенанта Акимова э-э, скажем так: немного уменьшили в размерах. Чуть-чуть, на два уха и язык. И в таком виде отправили в Сибирь.
А через несколько лет после освящения Исаакиевского собора Академия художеств стала рассылать приглашения архитекторам. Выражаясь современным языком, провела тендер на постройку собора №4. С тем же названием. Хотели перестроить то, что есть, но почти все знаменитые зодчие заявили: нужно сносить и строить заново.
Александру I сие не нравилось: он видел в сносе собора неуважение памяти отца. А возводить Исаакий в нынешнем виде стал уже Монферран.
Получается, что
- за эпиграмму при Павле I предлагалась бесплатная экскурсия в Сибирь,
- при его сыне Александре I за нехорошие эпиграммы чиновника А.С. Пушкина отправили на юг в командировку, выдав на проезд одну тысячу рублей ассигнациями,
- правнук Александр III начал постройку железной дороги в Сибирь,
- поэтому при праправнуке Николае II уже особо не стеснялись выражать свои мысли поэтическим образом с использованием всяких слов.
Статья – «добавка» к бегемоту на комоде:
Для вкушения аромата эпохи.