Найти в Дзене
The Music That Rocks

60 лет альбому The Byrds 'Mr. Tambourine Man' (1965)

Оглавление

Ретро-фонотека: выпуск двадцать шестой

Иван:

Признаюсь сразу – я эту группу до подготовки к нашему очередному выпуску не слушал. Т.е. для меня это будет открытием – тем интереснее совместить новые впечатления с тематикой рубрики. Ты же, если я правильно помню, можешь похвастать уже ранее состоявшимся знакомством с «Птицами»…

Тимур:

Да, дискографию «Птыц» (так, пожалуй, будет вернее) я прослушал уже давненько, хоть следует признать, что знакомство скорее поверхностное. Именно по этой причине я выискивал новую возможность вернуться к их творчеству. Понятно, что представление о том, как звучат The Byrds, у меня сложилось, однако точно не смог оценить его по достоинству. Как минимум в связи с иными ментальным состоянием в то время. Так что с радостью вернулся к их дебютному альбому Mr. Tambourine Man. На этот раз, мне кажется, я начинаю осознавать примечательность звучания группы.
-2

Иван:

Здесь, конечно, преобладающее влияние Дилана, но, к чести The Byrds, оно настолько видоизменяется их стилем, что кавер-версии оказываются преображёнными, как будто они исполняют собственный материал. Ну и как не заметить очередное подтверждение распространённого мнения, что песни Боба Дилана звучат лучше именно в перепевке… При всех моих симпатиях к нему, слушаю Mr. Tambourine Man и понимаю, что в этой интерпретации потенциал песни раскрывается в новом направлении.

Тимур:

Ну, настолько громко я бы не стал утверждать. Конечно, влияние Дилана здесь имеется, потому что на альбоме группа перепевает ряд его песен. Но всё-таки уважаемый господин Циммерман не является первопроходцем фолк- и традиционной (roots) музыки (хотя он очевидно одна из крупных фигур, отметившийся в американской популярной культуре). Пит Сигер, чью композицию The Bells of Rhymney группа также перепела на Mr. Tambourine Man, является не менее видной фигурой данного направления. Правда, в поп-культуре он в итоге остался не столь известен, не в последнюю очередь по политическим причинам.
Заметно и влияние Beatles, куда уж без этого. Но мне кажется, разговор всегда становится скучным, если всё сводить к простому перечислению влияний. А ведь The Byrds не просто берут, но преображают (и продолжат это делать далее) заимствованные элементы – нельзя однозначно сказать, что они являются простой калькой с Дилана или Beatles.
-3

Иван:

Кстати, знаменитая I'll Feel a Whole Lot Better с её «битлоподобной» мелодикой сразу запала в душу – великолепная песня, наглядно показывающая, что авторские возможности к моменту записи дебюта уже позволяли далеко пойти. Но, как было тогда принято, группа осторожничает и делает ставку на проверенные достижения других. Влияние «Большого британского брата» чувствуется и в You Won't Have to Cry, которая при этом также обладает индивидуальностью.

Тимур:

Как раз количество авторского материала, представленного на дебютной пластинке, мне кажется очень примечательным. The Byrds предложили целых пять композиций собственного сочинения, а не ограничиваются перепевками и пере-аранжировками работ других. Кажется, что в то время дебютирующие коллективы начинали скромнее, ограничиваясь одной-двумя композициями. В этот год круче оказались только The Who с их первой пластинкой My Generation, который аж на ¾ состоял из оригинального материала.

Иван:

Давай попробуем выделить главные черты группы, хотя тут, по-моему, всё очевидно: вокальные гармонии Кларка, Макгуинна и Кросби, игра Макгуинна на двенадцатиструнной Rickenbacker. Соединив одно с другим, они получили нечто новое, что и привело к прорыву и всплеску их популярности на ранней стадии. Но я бы ещё добавил настроение, которое тут создаётся. С одной стороны, лёгкость юношеской наивности. С другой, некая умудрённость и светлая грусть, обусловленные наличием лирического контекста, идущего не только от Дилана. Опять же, сочетание этих качеств вырисовывает некий характер…

Тимур:

Я бы всё-таки выделил именно их узнаваемый гитарный звон, гармонии к тому времени были привычным делом и использовались многими. А вот про настроение ты верно подметил. Действительно, представленное на Mr. Tambourine Man сочетание электрического звучания и фолково-акустических структур создаёт иные оттенки в отличие от привычного подхода. Раньше как будто было два основных режима: разудалый рок-н-ролл и печальная баллада. У The Byrds даже задорные номера словно приобретают дополнительную плоскость за счёт новой музыкальной экспрессии.

Иван:

Интересны некоторые наименования, попавшие под влияние The Byrds, которое, в частности, породила эта пластинка: Big Star, Tom Petty and the Heartbreakers, R.E.M., the Church, Hüsker Dü, the Long Ryders, the Smiths, the Bangles, the Stone Roses и другие. Четырёх исполнителей из этого списка мне довелось слушать, могу согласиться, что в их музыке это наследие порой чувствуется. Что про свои ощущения можешь сказать?

Тимур:

Думается, список тут может быть бесконечным. Среди перечисленных групп какие-то, конечно, обладают внешним сходством, теми самыми звонкими гитарами. Однако ты вряд ли станешь утверждать, что те же R.E.M. являются калькой с The Byrds, даже несмотря на использование схожего звучания. А с Hüsker Dü у них вообще нет ничего общего. Возможно, панк-рокеры в данном случае вдохновлялись лирической стороной The Byrds. Так что да, некоторое сходство, конечно же, имеется, но исключительно за счёт использования звонких гитар и jangle-стилистики.

Иван:

Мне на альбоме больше их собственные песни понравились. Вот не могу отметить ещё It's No Use – она вообще неожиданно выскакивает, когда не ждёшь. Напряжённая и немного нервная, с бо́льшим рок-уклоном. Тут же появляется ещё один аспект их формирующегося звучания. Или вот следующая за ней Don't Doubt Yourself, Babe – вроде простая песенка, но есть в ней какой-то вибрирующий эффект, отчего появляются дополнительные оттенки восприятия.

Тимур:

Опять же полностью согласен. Композиции их собственного сочинения звучат гораздо убедительнее кавер-версий. Это не значит, что последние сделаны из рук вон плохо, хотя ощущается некоторое проседание в моменты, когда играет не их собственный материал. Кажется, будто группа верит в него, и данная уверенность начинает затягивать нас.

Иван:

Не скажу, что был потрясён, но впечатление от дебюта The Byrds весьма положительное – это, безусловно, видные представители зачинателей жанра и пример достойного ответа Британскому вторжению. Их особенности проявляются сразу же на Mr. Tambourine Man и оказываются убедительно воплощены в нём.
-4

Тимур:

Да, дебют оставляет очень положительное впечатление. С другой стороны, дебютные пластинки того времени сейчас не воспринимаются потрясающими (думается, доступ ко всему сразу здесь как раз с нами играет плохую шутку). Даже первые две работы The Beatles не производят подобного впечатления. В этом преуспевают те альбомы, что последуют потом. Зато дебюты прекрасно справляются со своей основной задачей – а именно закладывают фундамент.
Mr. Tambourine Man
Альбом «Mr. Tambourine Man» (The Byrds) в Apple Music

Источник изображений: www.discogs.com

|||

← Читайте предыдущий выпуск ретро-фонотеки

Читайте следующий выпуск ретро-фонотеки →