Более ста лет Coca-Cola и Pepsi ведут борьбу, такую же бурлящую, как и их напитки. Это противостояние вышло за рамки вкуса, сформировав маркетинг, культуру и мировую экономику. «Кола-войны» стали мастер-классом в области брендинга, инноваций и выживания.
Coca-Cola появилась в 1886 году в Атланте (США) как тонизирующий сироп от «нервов и головной боли», созданный фармацевтом Джоном Пембертоном. Уникальный логотип и секретный рецепт быстро сделали её национальным феноменом.
Компания Pepsi родилась чуть позже, в 1893 году в штате Северная Каролина, под названием «Напиток Брэда» (Brad’s Drink) от Калеба Брэдхэма — это была смесь газировки, сахара и пепсина. В 1898 году напиток переименовали в Pepsi-Cola, намекая на его целебные свойства для пищеварения («пепсин»). Но несмотря на упор на призрачную пользу напитка, компания едва выживала и дважды объявляла о банкротстве к 1920-м. В этом же году компанию выкупил Чарльз Гут, который во время Великой депрессии сделал гениальный ход и стал продавать бутылки объемом 12 унций (340 мл) по 5 центов, тогда как Coca-Cola предлагала 6 унций за те же деньги. Это спасло Pepsi и положило начало ценовой войне между двумя компаниями.
В 1970-х Pepsi запустила легендарный «Pepsi Challenge» — слепые дегустации, где потребители чаще выбирали Pepsi как более сладкий напиток. Coca-Cola, долгие годы лидировавшая на рынке, запаниковала. В 1985 году компания выпустила New Coke — более сладкую версию, подражающую Pepsi. Тысячи возмущенных фанатов оригинальной Coca-Cola требовали вернуть старую формулу. Всего через 79 дней New Coke капитулировала, а классический напиток вернулся под именем Coca-Cola Classic. Этот провал неожиданно укрепил лояльность к бренду.
В 1980–90-е обе компании превратили рекламу в оружие. И маркетинг стал главным полем битвы. Coca-Cola сделала ставку на ностальгию и универсальные ценности. Её рождественские ролики с Санта-Клаусом (образ которого компания популяризировала в 1930-х) и кампания «Открой счастье» стали символами оптимизма.
Pepsi, напротив, выбрала путь бунта и атаковала молодежную аудиторию, привлекая Майкла Джексона, Мадонну, Бритни Спирс, а позже Бейонсе, с лозунгами вроде «Выбор нового поколения» или «Поколение Pepsi», превратил напиток в символ молодежной культуры.
Иногда конкуренция принимала курьезные формы. В 1992 году Pepsi в шутку заявила, что кокакольный Санта пьёт Pepsi. Ответ Coca-Cola был изящен: «Каждый может ошибаться».
К концу ХХ века обе компании вышли далеко за пределы США. Coca-Cola доминировала в Европе, Африке и Азии, став символом американского образа жизни. Pepsi же, проигрывая на мировом рынке, сделала ставку на СССР. В 1959 году на выставке в Москве Никита Хрущев попробовал Pepsi, а в 1972 году компания стала первой западной потребительской маркой, официально продаваемой в СССР и заключила бартерную сделку, обменивая газировку на водку «Столичная». Позже Pepsi даже владела подводными лодками и военными кораблями (в рамках бартера с Советским Союзом)!
Сегодня обе компании сталкиваются с новыми врагами — критикой из-за пластикового загрязнения и вреда сахара. Coca-Cola и Pepsi инвестируют в переработку и снижение углеродного следа, но активисты требуют большего. Кроме того, рынок газировки сокращается из-за тренда на ЗОЖ, что заставляет гигантов искать альтернативы. Поэтому с падением продаж из-за проблем со здоровьем оба гиганта сменили фокус. Сейчас Coca-Cola инвестирует в воду (Dasani), соки (Simply) и кофе. А Pepsi развивает снеки (Lay’s, Quaker Oats) и здоровые альтернативы вроде газировки Bubly.
Экология стала новым полем битвы за имидж: Coca-Cola планирует достичь «Мира без отходов» к 2030, а Pepsi обещает углеродную нейтральность к 2040.
Финансово Coca-Cola лидирует по капитализации ($270 млрд против $240 млрд у PepsiCo в 2023), но Pepsi с её снеками имеет больший доход ($84 млрд против $43 млрд у Coke в 2022).
Кола-войны — не просто корпоративная дуэль. Это двигатель маркетинговых прорывов, глобальной экспансии и адаптации. Помню, на лекциях по экономике в институте нам часто приводили примеры, связанные с этими двумя компаниями.
Сейчас компании борются с трендами на ЗОЖ и климатическими вызовами, а какие битвы будет в будущем, покажет время. А в конце у меня вопрос: что выбираете вы? Или может наши отечественные колы, которых после введения санкций стало великое множество, нравятся больше? Пишите своё мнение в комментариях, подписывайтесь на мой Телеграм, поддерживайте или просто читайте дальше: