Найти в Дзене

Шторм в море. Почему люди попадают в шторм и как его пережить.

Оглавление

Шторм — слово, которое моментально вызывает напряжение у любого яхтсмена. Особенно у новичка. И хотя опытные капитаны знают: «шторм — не приговор», его восприятие часто оказывается куда страшнее объективной силы ветра. Эта статья — о том, как правильно воспринимать шторм, как к нему готовиться и что делать, чтобы пережить его безопасно.

Шторм всегда кажется сильнее, чем он есть

Для новичка любой шквал кажется концом света. Но сила ветра — это не только цифра в баллах по шкале Бофорта. Это ещё и восприятие, которое зависит от многих факторов:

  • Масштаб яхты: на 4-тонной лодке волны ощущаются иначе, чем на 15-тонной.
  • Опыт экипажа: для пары, идущей вдвоём, даже умеренный шторм — стресс, а для команды гоночной яхты — рабочая рутина.
  • Внешние условия: солнечный шторм кажется легче, чем тот же самый ветер под серым небом, в дожде и тумане.
  • Усталость, морская болезнь, бардак на палубе — всё усиливает ощущение хаоса.
-2

Почему мы попадаем в шторм

Самая частая причина — время. Когда отпуск заканчивается и нужно возвращаться домой, капитан пренебрегает прогнозом. В итоге — шторм на горизонте. Если бы не торопились — укрылись бы заранее. Мониторьте прогнозы погоды и всегда оставляйте время на то что бы переждать непогоду.

Подготовка — половина спасения

Чтобы встретить непогоду во всеоружии, нужно:

  • Убрать беспорядок: на палубе и в каюте всё должно быть надежно закреплено. Кастрюля, летящая по салону, может быть опаснее ветра.
  • Проверить спасательные средства: круги, жилеты, линии безопасности — всё должно быть под рукой. Круг, привязанный на корме, — плохое решение: в экстренной ситуации вы не будете развязывать узлы.
  • Разгрузить палубу от лишнего: каждый конец, не убранный в рундук, может стать ловушкой.
  • Выбрать тактику: дрейф, лавировка, бег по волне — в зависимости от направления и силы ветра.
-3

Как вести себя в шторм

  • Не пытайтесь "спастись" у берега — это опаснее. Шторм лучше встречать в открытом море, вдали от отмелей и течений.
  • Следите за навигацией: течение против ветра может увеличить высоту волн вдвое.
  • Берегитесь попутного ветра: он коварен. Всё кажется спокойным, пока волна не накроет кокпит. Особенно опасен риск брочинга.
  • Следите за знаками: гало вокруг солнца — сигнал, что шторм близко.
  • Не недооценивайте дождь: ливень может временно "сгладить" волну, но не отменяет силу ветра.
  • Помните об усталости: даже 4 часа сна делают чудеса. Усталость не убивает сразу, но подтачивает каждый манёвр.
-4

Порывы опаснее постоянного ветра

Важно помнить: давление ветра пропорционально квадрату его скорости. Порыв от 10 до 40 узлов — это не просто "в четыре раза сильнее", это увеличение нагрузки на паруса в 16 (!) раз. Именно порывы опасны: они кренят, выворачивают руль, ломают снасти. Всегда реагируйте не на «средний» ветер, а на то, что он может выдать в пике.

"Ненормальные" волны — как их распознать

В шторм возможны аномальные волны, круче и выше остальных. Их происхождение — результат наложения волн, приливов, особенностей дна и подводных объектов (затонувших судов, скал). На приливных течениях они особенно опасны. Они могут появиться внезапно — и исчезнуть так же быстро. Но если вы их увидели, берегитесь — это серьёзно. Распознать их не так просто как кажется. Внимательно вглядывайтесь в водную поверхность и если увидите резкое изменение амплитуды и длинны волны - готовьтесь! Точно мало ен покажется.

-5

Хорошие новости: яхта выдержит. Главное — не спешить и не делать ошибок.

Хорошо подготовленная яхта переживёт любой шторм — при одном важном условии: если она не окажется на мели или вблизи берега в разгар прилива и ветра.

ПОМНИТЕ:

В открытом море можно выждать, отдохнуть, стабилизировать ситуацию. У берега — у вас нет ни времени, ни пространства. Никогда не заходите в порт на сильном волнении, особенно в незнакомый, особенно ночью.

Выводы:

  • Шторм пугает сильнее, чем он есть — особенно новичков
  • Готовьтесь заранее — порядок спасает
  • Не спешите — лучше задержаться, чем попасть в аварию
  • Спасательные круги, вещи, тактика — всё должно быть продумано
  • Главное — сохранять спокойствие и не принимать импульсивных решений

Если ты хочешь больше узнать о парусе в море, подписывайся на телеграмм канал Про Яхты — здесь только проверенные советы от тех, кто знает, как выглядит шторм из кокпита.