Найти в Дзене
Зарисовки

Мудрость на каждый день

Оглавление

Алякушка, калач и игурцы

«Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач», —
нараспев приговаривала бабушка Наталья, утешая нас, двух своих внучек, и переключая детское внимание на что-нибудь приятное.

В речи бабушки сохранялись старинные народные слова, например, непропечённый хлеб она величала «алякушка». Если заглянуть в Толковый словарь В. Даля, узнаем, что «алякиш» — это именно "недопечённый хлеб, полусырой, с закалом; мякиш; ком теста".

В связи с этим вспомнилось, как девочка-одноклассница в классе первом-втором написала в диктанте ИГУРЦЫ *, слово из говора уральских казаков. Наша Мария Николаевна [Зубова], помню, ругала её за это: разговорный и литературный язык — совсем не одно и то же.

--------------------------------
* игурцы — огурцы. "У них скус плохой, у поздних игурцов." (Н.М.Малеча, "Словарь говоров уральских (яицких) казаков", ст."Скус").

Об искусстве спора. "Стрижено-брито"

Бабуся Наташа не одобряла бессмысленное упрямство, считая, что упорство, если оно противоречит здравому смыслу, может привести к печальным последствиям. В качестве примера бабушка рассказывала нам притчу «Стрижено-брито». В этой истории два человека затеяли спор о том, как именно были укорочены волосы — ножницами («стрижено») или бритвой («брито»)? Пока спорили, один из спорщиков свалился в воду. И вот упрямец тонет, уже головы не видать, а всё два пальца сводит и разводит, имитируя ножницы, мол, "стрижено"!

Вольному — воля, спасённому — рай

Когда оппонент всё же упорно ни с чем не соглашался, бабуся, вздохнув, завершала дискуссию: "Что ж, вольному — воля...". Так она мягко отстранялась от спора, позволяя человеку действовать по-своему: “вольному — воля” означает, что человек волен поступать, как хочется. В её словах было уважение к свободе чужого выбора — даже если сама бабушка не разделяла обсуждаемую точку зрения. Хотя в глубине души она, не исключено, была уверена, что её мнение окажется правильным, пусть это станет ясно и не сразу, а со временем, когда человек обретёт жизненный опыт. Ведь вторая часть пословицы напоминает, что истинная ценность — в жизни по совести, в соответствии с Божьими заповедями: "спасётся" тот, кто живет достойно ("спасённому — рай"). "Не живи, как хочется, а живи, как Бог велит", — вторит ей другая народная пословица.

Тайна, покрытая мраком

Когда бабушка сомневалась в чьих-либо туманных или нелепых версиях событий, она кратко резюмировала: "Тайна, покрытая мраком".

Наука

Бабушка считала, что любая ошибка — это прежде всего своеобразный урок. Столкнувшись с неудачей, бабуся говорила: «Вперёд дуракам наука». За этой пословицей стояла ироничная самокритика («Сами виноваты, зато поумнеем») и умение принять ошибку без самобичевания – с юмором и достоинством. И вот провал уже воспринимается как опыт, а досада уходит прочь. И нет печали!