Дорогие читатели и гости данного блога!
Настало время совершить очередную увлекательную виртуальную экскурсию по Москве. Пройдемся по переулкам, паркам и бульварам весенней Москвы и попытаемся среди хорошо знакомых, исхоженных вдоль и поперек мест увидеть те достопримечательности, сооружения, скульптурные композиции и памятники архитектуры, которые прежде по каким-то причинам не замечали. В Москве, как известно, таких мест и объектов десятки, а то и сотни, хватит на многие и многие прогулки и экскурсии, одной из которых и будет посвящена сегодняшняя статья. Ее цель – рассказать уважаемым читателям (а кому-то просто напомнить) о 10 замечательных местах в российской столице, не столь широко известных, но при этом отлично подходящих для посещения и осмотра в ходе очередной прогулки по весенней Москве. Итак, в путь. Весна идет, весне дорогу!
1. «Пряничный домик» в Ружейном переулке
Начнем мы сегодняшнюю прогулку с одного из самых ярких и в то же время наименее растиражированных столичных зданий в русском стиле. Речь о доходном доме Титова в Ружейном переулке, единственном сохранившемся здесь дореволюционном здании, ныне буквально зажатом кирпичными девятиэтажками 1970-х годов. За свой нарядный облик и богато декорированный фасад это здание 1914 года постройки получило свое наиболее известное неофициальное название – «Пряничный домик». Строение и впрямь изобилует всевозможными украшениями и «архитектурными излишествами», включая арки и колонны, наличники и кокошники, шатровую крышу и две декоративные башенки по бокам. Недаром несколько лет тому назад это изящное здание наконец-то обрело заслуженный статус объекта культурного наследия регионального значения.
«Пряничный домик» является одним из немногих сохранившихся в столице зданий, выполненных по проекту архитектора Михаила Исакова, а владельцем его вплоть до самой революции был московский мещанин Николай Титов, чье имя и унаследовало само здание. В доходном доме Титова изначально было десять квартир, предназначенных под сдачу внаем, перепрофилированных в советские годы под общежития. Не будет большим преувеличением сказать, что дом Титова был самым красивым общежитием во всей советской Москве. Но и сегодня это примечательное здание, оформление которого характерно для русской архитектуры XVI-XVII веков, служит настоящим украшением Ружейного переулка, застроенного сплошь советскими и постсоветскими зданиями.
Да и в целом, здания в русском, или, если угодно, неорусском стиле, во все времена являли собой абсолютно беспроигрышный в архитектурном смысле вариант городской застройки, будь то старинные палаты, главный усадебный дом или даже современная постройка. Дом в Ружейном переулке, со всех сторон окруженный более поздними строениями, в этом плане служит лишним тому доказательством и отличным объектом для осмотра в рамках прогулки по лучшему городу Земли.
2. Двор усадьбы Васильчиковых
Далее мы перемещаемся на Большую Никитскую улицу, где по адресу дом 46/17, строение 1 можно найти нарядное классическое здание, построенное еще в конце XVIII века. Это бывшая усадьба князей Васильчиковых, которая за годы своей историей успела побывать и доходным домом, и женской гимназией, и обычной московской школой. Несколько лет тому назад главный усадебный дом был тщательно отреставрирован, включая воссоздание фасада, архитектуры и внутренней планировки, после чего в его стенах открылся Музей военной формы. Была благоустроена и прилегающая к усадьбе территория, вход на которую сегодня доступен всем желающим.
Ради чего стоит посетить двор бывшей усадьбы? Во-первых, для осмотра памятников десяти выдающимся российским полководцам. В ряд здесь установлены бронзовые бюсты Александра Невского, Петра I, Суворова, Кутузова, Нахимова, Милютина, Скобелева, Брусилова, Черняховского и Жукова. Но, что не менее интересно, в 2021 году на территории усадьбы появились еще два памятника, куда более необычных и даже фривольных, а еще никоим образом не связанных с историей военной формы. Перед зданием установили скульптуры двух замечательных русских писателей, Николая Гоголя и Михаила Булгакова. И главное, как выбор писателей, так и само место установки памятников в данном случае более чем оправданы.
Так, супруга одного из первых владельцев усадьбы, князя Васильчикова, Александра Ивановна была большой ценительницей музыки и стихов. В стенах усадьбы она даже организовала литературно-музыкальный салон, где нередко собирался весь свет Москвы того времени. Невероятно, но факт: гувернером у княжеских детей был сам Гоголь, недавно приехавший в Москву и лишь начинавший делать первые шаги на литературном поприще. А позднее, уже во взрослом возрасте, Гоголь неоднократно выступал в литературно-музыкальном салоне усадьбы. Ну, а спустя много лет в этом же здании поселился Михаил Булгаков: его сестра Надежда Земская была директором организованной здесь женской гимназии. Писатель прожил в здании гимназии несколько месяцев, здесь же он работал над повестью «Роковые яйца» и заканчивал отдельные главы «Белой гвардии».
И вот в 2021 году появилось столь необычное скульптурно-литературное соседство: бронзовый Гоголь теперь восседает на лавочке во дворе, а бронзовый Булгаков так и вовсе «залез» на балкон второго этажа, расположившись там с огромным котом, по-видимому, являющимся отсылкой к Коту-Бегемоту из его знаменитого произведения.
3. «Сквер Булгакова»
Следующее любопытное московское местечко также отчасти связано с именем замечательного отечественного писателя Михаила Булгакова. Впрочем, название сквера в заглавии взято в кавычки неслучайно: ведь официально данное название носит небольшой сквер в Пресненском районе Москвы, близ Патриарших прудов и «Нехорошей квартиры» писателя. Вот только там кроме названия решительно ничего не напоминает о Булгакове, даже памятник писателю был установлен не в сквере его имени, а на Большой Пироговской улице, тогда как сквер, о котором пойдет речь ниже с первого же взгляда отсылает нас к Булгакову и его величайшему произведению – роману «Мастер и Маргарита». Все дело в том, что памятник именно этим заглавным героям произведения установлен в самом видном его месте.
Речь о Сквере у Сивякова переулка, таково его официальное название, расположенном на Садовом кольце, на высоком берегу Яузы, на полпути между станциями метро «Курская» и «Таганская». Бронзовые Мастер и Маргарита – первая скульптура в сквере, которую видят прохожие, идущие по Земляному Валу. Обнимающие друг друга влюбленные располагаются на заднем сиденье (а если быть точным, парят над ним) автомобиля, за рулем которого находится «черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами», точь-в-точь как в булгаковском романе. Данная скульптура появилась здесь десять лет тому назад, успев до того недолгое время простоять в Воротниковском переулке, а еще раньше – во дворе мастерской скульптора Александра Рукавишникова, автора работы, на Большой Молчановке.
В конце 2000-х компанию бронзовым Мастеру и Маргарите составляли скульптуры других героев романа, Коровьева и кота Бегемота, которые в 2011 году, к 120-летию со дня рождения Михаила Булгакова, были перенесены к музею писателя на Садовой-Кудринской, а также памятник отдыхающему Пушкину, который ныне можно найти в музее Солнца русской поэзии на Пречистенке. Ну, а в сквере у Сивякова переулка компания у Мастера и Маргариты теперь новая, и составляют ее другие работы Александра Рукавишникова. Среди них особенно выделяет «Котик на вишневой подушке», туловище которого сложено из маленьких рыбок.
Большинство работ весьма нетривиальные и даже фантасмагоричные, хотя вообще-то большинство памятников по проектам Рукавишникова выполнены в классической манере. Ну, а среди тех, что установлены в сквере, лично мной была узнана лишь голова гладиатора, того самого, что установлен во весь рост около спартаковского стадиона в районе Тушино.
Сам сквер у Сивякова переулка был благоустроен в начале 2000-х годов, вскоре после чего здесь и стали появляться новые скульптурные композиции. А вот на противоположном, столь же высоком берегу Яузы расположен масштабный приусадебный парк, один из старейших в столице, сохранившийся в своем первоначальном виде. Ему на канале посвящена отдельная статья.
4. Доходный дом Кириллова
Следующий объект в сегодняшнем списке − словно небольшой осколок Петербурга, переместившийся из Северной столицы в московскую Немецкую слободу, на Доброслободскую улицу. О Санкт-Петербурге здесь напоминает практически все, от общего архитектурного облика до отдельных деталей, вроде ведущей во двор арки, и даже общего состояния здания. Хотя стоит признать, что в городе на Неве даже с учетом того, что состояние исторической застройки там существенно уступает Москве, до подобного вида доводят лишь редкие здания. Как это вышло в столице с ее бесконечными реставрациями и реконструкциями, большой вопрос.
Здание на фотографиях выше и ниже − бывший доходный дом московского купца Никиты Кириллова, построенный в 1899 году. Здание являлось жилым на протяжении целого столетия, но еще в начале 2000-х году было признано аварийным. Предполагалось, что вскоре его должны будут полноценно отреставрировать, но по факту за последнюю четверть века никакие работы так и не были проведены, а состояние этого классического, богато украшенного здания лишь продолжает ухудшаться. В 2019 году здесь к тому же произошел пожар, частично разрушивший кровлю, так что теперь то, что не было уничтожено огнем, медленно, но верно уничтожается водой, а здание с каждым годом, а то и месяцем становится все ближе к сносу. Он, кстати, более чем вероятен, учитывая, что статус памятника архитектуры и, как следствие, соответствующую защиту, дом Кириллова так и не получил.
Все это весьма и весьма печально, ведь если уничтожать подобные строения, то что тогда вообще оставлять? Здание мало того, что чрезвычайно фактурное и богато украшенное, так в нем еще и незримо угадывается атмосфера Петербурга, немного мрачная и чарующая одновременно. Увы, состояние его продолжает ухудшаться, а перспектива возможного сноса становится все более осязаемой. Кажется, что точка невозврата еще не пройдена, но надежд на положительный исход, откровенно говоря, немного.
5. Колокольня храма Екатерины
С другой стороны, быть может, излишне сгущать краски тоже не стоит, тем более что еще одно старинное сооружение, также расположенное вблизи от станции метро «Бауманская», совсем недавно получило свою вторую жизнь, хотя до того на протяжении долгих лет пребывало в удручающем, полуразрушенном состоянии. Речь о колокольне старообрядческого храма Екатерины на Бауманской улице, построенной в 1915 году и полноценно отреставрированной в 2024-м. Еще с советских времен и до начала 2020-х колокольня пребывала в аварийном виде, но в рамках завершившейся в прошлом году реставрации были воссоздана кирпичная кладка и штукатурный слой, приведены в порядок отдельные декоративные элементы, над аркой установили художественное панно, а купола были вновь украшены крестами. Колокольня засияла пуще прежнего.
История ее появления, к слову, тоже весьма любопытна. Колокольня относилась к появившейся еще в 1872 году церкви во имя святой великомученицы Екатерины. Правда, старообрядцы в те годы не имели права строить собственные храмы, в результате чего в городе зачастую появлялись тайные церкви и молельни. Одна из таких располагалась в доме купцов Карасевых на Бауманской улице, в те времена именовавшейся Девкиным переулком. После объявления веротерпимости в 1905 году домовую церковь Карасевы перенесли из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе своего владения, а спустя несколько лет у дороги появилась и звонница с аркой, пройдя сквозь которую, можно было пройти к церкви. В 1979 году здание, выполнявшее роль церкви, было снесено, а колокольня так и осталась одиноко стоять на улице, постепенно разрушаясь. Сам я намеревался включить ее еще в одну из прошлых подборок, но, приехав, обнаружил лишь затянутое защитной тканью сооружение. В конце прошлого года реставрация завершилась и колокольня наконец вновь приобрела яркий, парадный облик.
6. Общежитие МГЛУ
А вот конструктивизму в Москве традиционно не везет. Кажется, нет ни одного другого архитектурного стиля, образцы которого столь же часто сносились бы или пребывали в крайне незавидном состоянии, и это несмотря на то что возраст большинства из них пока что не превышает даже сотни лет. Вот и ансамбль зданий общежития Коммунистического университета национальных меньшинств Запада им. Ю.Ю. Мархлевского из числа тех монументальных строений, что остро нуждаются в полноценной реставрации. Это без преувеличения гигантское здание удивительным образом гармонично разместилось во дворах Маросейки: заметить его с улицы сложно, а подойдя ближе, остается лишь удивляться, как можно было не заметить это грандиозное сооружение прежде.
Университетское общежитие было построено в 1931 году по проекту впоследствии репрессированного архитектора Григория Данкмана. Жили в нем преимущественно представители дружеских на тот момент стран, поляки, чехи, румыны и другие, которых в университете готовили «для будущей борьбы за торжество коммунизма во всем мире». Однако, уже в 1936 году Коммунистический университет был закрыт, а общежитие передали Московскому институту новых языков, позже ставшему Московским лингвистическим университетом. Сменился к тому времени и генеральный план развития Москвы: изначально планировалось, что вдоль всего здания, вытянувшегося на полторы сотни метров, должна будет пройти трасса малого полукольца Москвы, дублера Бульварного кольца. Но от этих планов в итоге решено было отказаться, а общежитие оказалось «спрятано» в глубине Петроверигского переулка.
Так, если свернуть на него с Маросейки, то уже вскоре впереди покажется округлое здание, рядом с котором дорога сворачивает влево. Это столовая, намеренно вынесенная в сторону улицы: предполагалось, что идущие в общежитие студенты неминуемо будут проходить через нее и смогут подкрепиться после трудового дня. Корпус столовой на сегодняшний день вполне неплохо отреставрирован, чего, увы, не скажешь о корпусах общежития, расположенных за ним. Чем дальше от Петроверигского переулка, тем хуже их состояние, а последний так и вовсе на сегодняшний день заброшен и фактически превращен в руины.
При этом даже в своем нынешнем виде само здание смотрится более чем эффектно: сочетание округлых и прямоугольных форм, вертикальное остекление, расположенные попарно балконы, необычный зеленый цвет, сочетающийся с парковой территорией, плюс само местонахождение общежития на самом краю Ивановской горки. Здание служит более чем примечательным образцом архитектуры советского авангарда, но, увы, уже который год пребывает в ненадлежащем состоянии и остро нуждается хотя бы в минимальном косметическом ремонте, а в идеале − в полноценной реставрации.
А прямо у его подножья в 2017 году на месте бывшего пустыря был открыт парк «Горка», ставший одним из первых современных общественных пространств в городе. Парк вышел на славу, хотя и сумма, потраченная на его благоустройство, исчисляется десятками миллионов рублей. Хотелось бы верить, что и на ремонт конструктивистского памятника архитектуры, одного из крупнейших в центральной части Москвы, необходимые средства тоже найдутся.
7. Даниловская аллейка
Следующее место в сегодняшнем списке расположено совсем недалеко от парка «Горка», к слову, на той самой Ивановской горке, одном из семи исторических холмов Москвы. Оно пусть и не может похвастаться скульптурными или архитектурными памятниками, но тем не менее являет собой весьма небезынтересное и к тому же нетипичное для тесного центра столицы зеленое пространство. Речь о так называемой Даниловской аллейке, соединяющей Хохловский и Колпачный переулки. Название это неофициальное, но хорошо известное коренным москвичам, жителям окрестных домов. Даниловская аллейка представляет собой пешеходную дорожку вдоль вековых тополей, сокращающую путь между близлежащими переулками.
Своим названием она обязана заглавному герою романа Владимира Орлова «Альтист Данилов», который согласно сюжету нередко проходил по этим переулкам. «Налево убегала знакомая Данилову проходная тропинка в Колпачный переулок, к палатам гетмана Мазепы» − проходная аллейка узнается в этих строках абсолютно безошибочно. И хотя сегодня это по факту всего лишь узкая пешеходная дорожка между двумя заборами, за одним из которых расположен тихий сквер с детской площадкой, место это можно назвать по-настоящему заповедным по меркам старой Москвы, где сегодня нет-нет да и вспыхнет стройка очередного жилого комплекса или офисного центра.
Вот и несколько лет тому назад над Даниловской аллейкой нависла опасность: под предлогом благоустройства, внезапно совпавшего со строительством нового БЦ и модернизацией арт-квартала Хохловка, аллейку захотели сровнять с землей, вырубив вековые тополя. Местные жители отстояли аллейку благодаря своему упорству и решительности. И хотя сегодня с обеих сторон от аллейки во всю идут строительные и реставрационные работы, есть надежда, что вскоре это место вновь станет тихим и уютным зеленым оазисом посреди Старой Москвы.
8. Скульптурный дворик старинной усадьбы
Следующее место в сегодняшнем списке одно из самых странных, и как нельзя лучше характеризующих расхожее выражение «Москва − город контрастов». Контрасты, по крайней мере скульптурно-архитектурные подобные здешним, и впрямь с трудом найдешь где-либо еще в столице. По адресу Архангельский переулок, 5, строение 4 располагаются старинные палаты XVII века, неоднократно перестраивавшиеся и реконструировавшиеся, но все же сохранившие облик, близкий к первоначальному. Имена архитектора и заказчика данного здания история, увы, не сохранила, но известно, что в XIX веке его приобрел горнопромышленник Христофор Лазарев, и бывшие палаты превратились в главный усадебный дом. В советские годы здесь так и вовсе располагались коммунальные квартиры, а под конец XX века здание пришло в упадок и чудом уцелело.
В наши дни в стенах бывшей усадьбы размещается общественная организация, по словам охранника, связанная с ветеранами. Но, пожалуй, самые любопытные изменения произошли на приусадебной территории, где появилось свыше десятка разнообразных и, главное, никоим образом не связанных друг с другом памятников и скульптурных композиций.
Самому мне перед посещением этого места было известно лишь о двух скульптурах пионеров, мальчика и девочки (на фотографиях выше), но, как оказалось, пионерами здесь дело не ограничивается, а помимо них здесь установлены религиозные, мифологические и просто абстрактные памятники, есть даже бюст президента, судя по всему, единственный в столице.
Рядом стоят деревянные скульптуры пчелок... Но главное, все эти объекты скульптурного мастерства размещены на маленьком приусадебном участке размера буквально 10 на 20 метров. Появились они, судя по архивным уличным панорамам, лишь в последние несколько лет. Как и зачем они здесь оказались, по какому принципу были подобраны, история умалчивает, но сам факт их существования и такого вот сочетания несочетаемого крайне примечателен.
А я позволю себе сделать в этом месте небольшое лирическое отступление. Когда я подходил к усадьбе в Архангельском переулке, то увидел нескольких кошечек, гуляющих по ее территории. В дальнейшем они переместились в двор по соседству, где расположена бывшая богадельня, а ныне психоневрологический диспансер.
Оказалось, что котики в количестве не менее пяти особей обитают прямо здесь же, во дворики для них сооружен полноценный дом, точнее сразу несколько домиков из коробок. Они на удивление оказались не слишком-то пугливыми, хотя в большинстве своем уличные коты и кошки в Москве почти никогда не идут на контакт с незнакомыми людьми. А еще котики очень пушистые и симпатичные, не исключено, что «домашнего» происхождения.
Я потом еще вернулся к ним вечером, принеся с собой немного корма, хотя корм у кошек тоже был. Видимо, подкармливают сотрудники диспансера. Так что, если надумаете взглянуть на статуи советских пионеров на фоне старинной русской усадьбы или просто будете проходить мимо, не забудьте заглянуть и к кошечкам тоже. Вдруг какая-то из них вам приглянется особенно:)
9. Туалет на Плющихе
Что касается следующего «объекта столичной инфраструктуру», то я долго сомневался, стоит ли включать его в список малоизвестных достопримечательностей Москвы, но в итоге подумал, почему бы и нет. Ведь во-первых, речь идет об историческом сооружении, построенном в конце XIX века. Во-вторых, его автором выступил прекрасный русский архитектор Максим Геппенер (одной из его выдающихся построек в блоге недавно была посвящена отдельная статья). И, наконец, в-третьих, речь в данном случае идет ни много ни мало о старейшем общественном туалете Москвы, непрерывно работающем еще с дореволюционных времен. Расположен он в сквере Девичьего поля, точный адрес объекта – Плющиха, 57, строение 4, хотя по факту он скорее относится к Большой Пироговской улице.
Внешний вид туалета на Плющихе мало поменялся за его вековую историю. Более того, несколько лет тому назад он был масштабно отреставрирован и теперь выглядит значительно моложе своего почтенного возраста. Внутри очень чисто, убрано и ухожено – поверьте на слово или загляните при случае сами – как, впрочем, и во всех общественных туалетах Москвы. Жаль только, у нас в городе их довольно немного, а новые, мало того что дорогие, так еще и крайне непривлекательные снаружи. То ли дело туалет на Плющихе, который по ошибке легко принять за настоящий дореволюционный особняк, да еще и расположенный посреди парковой территории в старой Москве. Чем не настоящая московская достопримечательность?
10. Квартал поэтов
Заключительная московская достопримечательность – самая новая в сегодняшнем списке, появившаяся в 2021 году на месте безымянного пустыря, превращенного в стихийную парковку. Точнее безымянным он был до того, а теперь обрел не только современное благоустройство, но и полноценное название, и какое – Квартал поэтов. Новый скверик появился близ станции метро «Новослободская», на пересечении четырех улиц: Новосущеской, Селезневской, переулков Чернышевского и Достоевского. Благоустройство здесь довольно простое, но вместе с тем вполне приятное: несколько высаженных деревьев, лавочки, стилизованные под старину фонари, памятник Неизвестному поэту и «Стена поэтов» с цитатами известных поэтов прошлого, сливающихся в единую композицию.
Фактически сам сквер представляет собой лишь начало Квартала поэта, тянущегося дальше по переулку Чернышевского, вплоть до Есенин-центра. От сквера и далее по переулку установлены скульптуры «ржавых» человечков, ведущих в сторону музейного и общественного пространства Московского государственного музея С.А. Есенина. Вокруг него, кстати, можно найти еще несколько современных скульптур, объединяющих поэтов разного времени, например, Высоцкого и Маяковского или Бродского и Пушкина, завершающих тот самый Квартал поэтов, о которых я уже рассказывал прежде. Ну, а на этом завершается и наша сегодняшняя виртуальная прогулку по отличным, но в то же время малоизвестным местам Москвы. Впрочем, погода в эти дни прямо-таки шепчет, что пора переходить от виртуальных прогулок к самым что ни на есть реальным. Буду очень рад, если сегодняшняя статья подарила вам новые идеи для весенних прогулок по лучшему городу Земли!
И на этом о малоизвестных достопримечательностях Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Другие подборки интересных мест Москвы
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом!