Сценарий к мини-сериалу “Попавшие в ловушку” опирается на одноимённый детективный роман 2010 года американского писателя Харлана Кобена (Harlan Coben).
“Попавшие в ловушку” – это продукт Netflix/Аргентина, а для Кобена это часть масштабного сотрудничества со стриминговым гигантом, который заключил контракт с писателем в 2018 году, а через четыре года продлил его.
Роман я не читала, но по общим данным, доступным на сайте Wikipedia, очевидно, что кроме имён и локации (в романе действие разворачивается в Нью-Джерси, а в сериале – в аргентинском городе Барилоче), изменения коснулись портретных данных основных действующих лиц, а также и их количества. В сериале их значительно меньше, здесь обстановка камерная, немного отдаёт герметичным детективом. Мне кажется, к этому и стремились, когда выбирали именно Барилоче, окружённый горами.
В целом по качеству производства, подбору актёров и их игре этот сериал не уступает другому остросюжетному сериалу по Харлану Кобену – “Харлан Кобен. Невиновен” (2021, El inocente). Действие очень бойко развивается, одно событие подхватывает другое, открывая всё новые детали. Как водится, то, что казалось основной темой, было лишь маленькой деталью в конструкции настоящей аферы. Стоит начать смотреть, захочется мгновенно знать продолжение, так как возникает много вопросов, на которые захочется поскорее узнать ответы.
Сюжет
Эма Гарай (в исполнении Соледад Вильямиль) – журналистка цифрового издания Lado Bariloche, она специализируется на разоблачениях людей, которые пытаются избежать правосудия. Эма имеет за плечами целую серию репортажей, объединённых на сайте издания общим названием “Попавшие в ловушку” (Atrapados).
Её текущее дело – это попытка поймать растлителя несовершеннолетних девочек. Он заводит с ними общение в сети на сайте “Город людей”, втирается в доверие и в итоге заманивает в отель, где подвергает их насилию. Он всегда одет в чёрное, молчит, а его лицо скрыто балаклавой.
Эма зарегистрировалась на сайте “Город людей”, выдавая себя за малолетку, чтобы привлечь внимание преступника. Ей это удалось, она вступила в переписку с тем, кто скрывается под ником finalegame05.
Но Эме не хватает данных в расследовании, полиция не допускает её до дел пострадавших. Эма решает лично поговорить с последней жертвой растлителя – Камиллой Кастро. Приехав к семье Кастро, она знакомится с Лео Мерсером (в исполнении Альберто Амманна), близким другом семьи. Лео не позволяет Эме приближаться ни к Камилле, ни к её родителям, объясняя это тем, что их чувства надо уважать, а свою жажду сенсации отодвинуть на второй план.
Когда Лео находит в сети информацию об Эме Гарай, он сам решает ей помочь и предлагает объединить усилия. Лео Мерсер – владелец Фонда “Фронтерас”, занимающегося воспитанием молодёжи, – приглашает Эму, чтобы она опросила воспитанников, сталкивались ли они со странными пользователями в переписках, пытались ли их грумить. Оказалось, все так или иначе были в подобной ситуации.
Тем временем Эма в своей переписке с finalegame05 договорилась о личной встрече, она взяла с собой на установленный адрес съёмочную группу, чтобы поймать преступника с поличным. Тем человеком, кто пришёл на место с расставленной журналистами ловушкой, оказался Лео Мерсер.
Каким получился сериал – увлекательный, с бойко развивающимся сюжетом, затрагивающим тему груминга
Выражаясь метафорически, если потянуть за ниточку, можно распустить весь свитер. Для журналистки Эмы Гарай – это рабочие будни. Она использует любую возможность, любую деталь, чтобы разоблачить преступника, даже идёт в обход полиции. Очередное дело с растлителем малолетних её особенно задевает, так как она – мать подростка, и теоретически его это тоже может коснуться.
Но чем хорош этот сериал, так тем, что он раскрывает человеческую сторону не только через наличие проблем в семье (например, у самой Эмы два года назад трагически погиб муж, но она мало говорит о нём, от чего её сыну Бруно кажется, что она не чтит его память), но и тем, что и профессионалы могут ошибаться. Самоуверенность, слишком быстрые выводы и неистовое желание разоблачить злодея, будучи уверенным в своей правоте, порой сильно подводят. Эма становится жертвой собственного тщеславия, представив в итоге результаты небрежного расследования. И это делает повествование безусловно более интересным – с главной героини слетает супергеройский лоск, ей приходится признать свою вину и, ‘протрезвев’, попытаться исправить ошибку (насколько это возможно).
История тут состоит из нескольких линий, которые переплетаются в один толстый канат. Постепенно раскрываются взаимоотношения Лео Мерсера и его лучшего друга Маркоса Брауна (в исполнении Хуана Минухина), у кого имеются тесные деловые отношения с очень богатым и могущественным бизнесменом Франом Бригелем; показана тайная жизнь подростков – их вечеринка “Бинди-тусовка” становится важной деталью во всей истории, так как после неё исчезает 17-летняя скрипачка Мартина Шульц (в исполнении Кармелы Риверо); линия Мартины, как важного звена в расследовании, получает своё развитие, шокируя откровенными фактами, потому что девочка предстаёт очень предприимчивой и сумасбродной. Сценарий намекает на троп из скандального романа “Лолита” в её сюжетной линии.
В финале сериала есть момент, когда сын Эмы Бруно отмечает неискренность школьной учительницы, которая назвала Мартину Шульц душой компании. Бруно сказал, что та никогда такой не была – она всегда была напряжённой. Этот момент можно засчитать основным посылом истории – люди часто характеризуют что-то/кого-то условными понятиями, которые, как им кажется, должны быть правильными и довольно точными, но сама правда, до которой уже мало кто доходит, скрывается где-то… почти рядом. Собственно, Эма поддалась поверхностным характеристикам, когда выносила приговор преступнику, и это стало причиной тяжёлых последствий.
Конечно, этот сериал не упускает возможность указать на то, как много значат большие деньги и связи, как развлекаются богатые мужчины (предпочитая девочек, годящихся им в дочери), зная, что их средства делают их невинными перед полицией; как легко распространить информацию в сети в настоящее время, как сгоряча загруженное видео меняет ход истории; как, казалось бы, незначительная информация может послужить оружием против неугодного человека, если её правильно применить.
Я не являюсь искушённым зрителем сериалов, потому у меня нет пресыщения этими сюжетами. Потому всё, что я увидела, было интересно и захватывающе.
Удачный выбор актёра на роль Лео Мерсера
Режиссёрами мини-сериала выступили Мигель Кохан (Miguel Cohan) и Эрнан А. Голфрид (Hernán Goldfrid). Это Кохан пригласил на роль социального работника Лео Мерсера Альберта Аммана (Alberto Ammann), аргентинца по происхождению, но постоянно проживающего в Испании. И очень уважаемого мною актёра.
Лео Мерсер появляется на экране не так часто (как бы мне хотелось – из-за исполняющего эту роль актёра я сериал и стала смотреть), но является очень важной персоной во всей истории. Я считаю выбор актёра очень удачным, так как в образе Мерсера словно слились две предыдущие – более ранние – роли Амманна и посыл, заложенный в персонаже, совпадает с жизненными ценностями самого актёра. Меня тронуло, как они связали описание профиля актёра в Instagram с финальной сценой.
В 2014 году Амманн исполнил роль журналиста и начальника отдела полицейских расследований в редакции газеты El Tribuno в детективном триллере “Бетибу” (Betibú) Мигеля Кохана, а в 2020 году он был приглашён в короткометражный фильм “Невинность” (Inocencia) Пако Сепульведы (Paco Sepulveda), который стал социально значимым в Испании из-за поднятой в сюжете темы. Мини-сериал “Попавшие в ловушку” я бы назвала сильно расширенной версией “Невинности”.
Если в “Бетибу” Мариано Саравиа, персонаж Амманна, сам был журналистом, то в мини-сериале он стал главным подозреваемым в журналистском расследовании. А в короткометражном фильме он сыграл неоднозначную роль наблюдателя и родителя одновременно, при просмотре возникает тревожное чувство – собственно, возникает нечто похожее, когда видишь и Лео Мерсера. Актёр так исполняет свою роль, что в его повадках, которыми он наделил Лео, может скрываться как хороший человек, так и шакал, использующий своё обаяние. А точки зрения Эмы или общественности только усиливают смятение, заставляя гадать, что он скрывает.
****