В Южной Корее тема матерей-одиночек до сих пор остаётся чем-то вроде серой зоны: формально они есть, в новостях о них иногда говорят, на бумаге предусмотрены пособия и льготы — но по-настоящему говорить о них по-прежнему неудобно.
Женщина, которая воспитывает ребёнка без мужа, будто выпадает из привычной картины мира. Она вызывает вопросы, молчаливое напряжение и те самые взгляды, которые говорят больше, чем любые слова.
А в корейском обществе, где важно соответствовать ожиданиям, быть «не как все» — значит постоянно оправдываться, даже если ты ни в чём не виновата.
Корни осуждения — в традициях и послевоенной истории
Традиционный уклад, в котором семья строится по строго определённой схеме — отец, мать, ребёнок, желательно двое, — всё ещё формирует восприятие нормы.
Отчасти это уходит корнями в конфуцианские ценности, где иерархия, порядок и внешнее благополучие ценятся выше эмоционального комфорта и чувства безопасности. Исторически любые отклонения от этой нормы вызывали недоверие и осуждение.
После Корейской войны многие женщины, родившие вне брака, особенно от иностранных солдат, сталкивались с презрением, а их детей старались как можно скорее отправить на усыновление за границу — не из заботы, а чтобы не портить социальную картину.
Сегодня «неполная семья» — всё ещё клеймо
В современности многое изменилось, но внутренние установки остались прежними. Женщина, оказавшаяся одна с ребёнком, автоматически попадает в категорию тех, на кого «смотрят иначе».
Даже если партнёр ушёл, исчез, отказался помогать, даже если развод был необходимым решением, а не чьей-то прихотью — она всё равно сталкивается с ощущением, что должна объяснить, почему её семья «неполная».
Каждый день — на грани усталости и оправданий
Одинокой матери приходится не только решать ежедневные бытовые задачи, работать, воспитывать, быть внимательной и устойчивой, но и как будто постоянно держать оборону.
Потому что общество, по большому счёту, не готово признать, что семья — это не только форма, но и содержание. Женщина без мужа с ребёнком — это не редкость. Но говорить об этом открыто, без стыда и извинений, в Корее по-прежнему сложно.
Формальная поддержка от государства: есть, но не всё так просто
Государственная поддержка формально существует: есть пособия, субсидии на жильё, помощь малообеспеченным родителям. Но на практике всё упирается в условия, ограничения по доходу, необходимость собирать многочисленные документы. Помощь оказывается минимальной, часто — формальной, и не покрывает реальных потребностей. Более того, чтобы её получить, нужно доказать, что ты «достаточно нуждаешься», что ты являешься не только матерью-одиночкой, но еще и малообеспеченной- это ещё один уровень стресса и психологического давления.
Система построена так, чтобы семье был максимально невыгоден развод.
Дети — первые, кто чувствует осуждение
Отдельная тема — отношение к детям. В корейской образовательной системе, начиная с детского сада, ребёнок очень рано сталкивается с пониманием, что у «всех» есть мама и папа. И если у него нет одного из родителей, он быстро понимает, что это — повод для вопросов.
Одни дети задают их напрямую, другие — повторяют то, что слышат дома. В таких разговорах не всегда есть злоба, но почти всегда — неловкость, а иногда — обидное любопытство.
И ребёнок, который, казалось бы, вообще ни в чём не виноват, уже чувствует, что он как будто не вписывается.
Иллюзия семьи- обычная практика для Кореи
Парадоксально, но при этом в обществе существует немало семей, которые внешне выглядят «полными», но внутри давно разошлись.
Муж и жена живут под одной крышей, но каждый своей жизнью.
Они не разводятся — ради ребёнка, ради внешнего спокойствия, ради репутации. В анкетах всё на месте, на семейных фото — улыбки, но за этим — отчуждение и тишина. Такая «полная семья» в глазах общества выглядит благополучной. А мнение общества играет ключевую роль в Корее.
Это не значит, что быть одной — лучше. И тем более это не попытка идеализировать одиночное материнство.
Это всего лишь попытка показать: женщины, которые остались одни с ребёнком, не всегда сами выбирали этот путь. Мы не знаем всех причин, мотивов, деталей — да нам это и не нужно.
Не осуждать — этого уже достаточно. Не навешивать ярлыков. Не задавать вопросов, на которые нет простого ответа. Просто признать: каждая история — уникальна.
И каждая женщина, которая продолжает заботиться, любить, воспитывать —заслуживает не подозрений, а уважения.
Что я думаю?
Возможно Вы согласитесь, что в России женщина изначально привыкла быть сильной.
Исторически так сложилось: войны, потери, трудные времена — всё это научило наших бабушек и мам не бояться оставаться одной. Общество к этому привыкло. У нас это не вызывает шока, не ставит клеймо.
Женщина с ребёнком — это не «неполная семья». Это просто семья.
Может быть, именно поэтому в России к таким ситуациям общество относится с пониманием — не всегда идеальным, но всё же без ужаса.
А в Корее всё ещё слишком важна форма, упаковка, образ идеальной семьи. Если она нарушена — начинаются вопросы, сомнения, осуждение.
Мне хочется верить, что в будущем в Корее появится больше свободы —для женщин, для детей, для семей, которые не похожи на картинку из рекламы.
А если бы вы оказались на месте одинокой матери — чего бы вы больше всего боялись: быта, одиночества или осуждения?
Спасибо за то, что дочитали эту статью до конца. Подписывайтесь:
➡️ДЗЕН - здесь больше видео и влогов о жизни в Южной Корее и нашей интернациональной семье
➡️ТЕЛЕГРАММ— здесь наши повседневные будни в режиме реального времени и много общения между подписчиками 💛
Также читайте: