Найти в Дзене
Вдумчивый сибиряк

Ловушка "подводной маршрутки": истории туристов из России, оказавшихся на затонувшем в Египте батискафе

Оглавление
Сгенерировано ИИ
Сгенерировано ИИ

Увеселительная прогулка обернулась настоящей катастрофой. Очевидцы рассказывают, что во многом причиной стал человеческий фактор.

В четверг, 27 марта 2025 года, из далёкого (от Сибири уж точно) Египта, обожаемого некоторыми русскими туристами, пришла страшная новость – прогулочный батискаф "Синдбад" пошёл ко дну у берегов Хургады, в Красном море. На его борту находились 45 отдыхающих из России – шестеро из них, в том числе двое детей, погибли, ещё двое (женщина и ребёнок) находятся в местной больнице в реанимации.

Первые новости о крушении поступили около 14:00 по московскому времени – о нём сообщил губернатор провинции Красное Море Амр Ханафи, также происшествие подтвердили в консульстве России в Египте. Трагедия случилась примерно в километре от берега, в ясный погожий день и в условиях оптимальной видимости под водой.

Фото: sindbadsubmarines.com
Фото: sindbadsubmarines.com

Причины трагедии сейчас выясняет официальное расследование, а спасшиеся в последний момент туристы благодарят судьбу, что оказалась к ним благосклонна. И всё же экстремальное развлечение продолжает привлекать внимание отдыхающих, а потому, чтобы избежать новых трагедий, важно понимать, почему случилась эта конкретная.

Подводная маршрутка

Хургада – одно из самых популярных направлений для отдыха, а потому неудивительно, что туристическая инфраструктура в городе развита весьма высоко (качество отдельная тема, речь о спектре развлечений). Местные предприниматели вовсю стараются привлечь внимание туристов, в том числе предлагая необычные формы досуга. Одна компания, в частности, предлагала экскурсии на подводной лодке, с возможностью своими глазами посмотреть красоты подводного мира, не утруждая себя подготовкой дайвера.

Фото: sindbadsubmarines.com
Фото: sindbadsubmarines.com

Технически, судно "Синдбад" нельзя назвать ни батискафом, ни субмариной – скорее это прогулочный кораблик с возможностью ненадолго "нырять" на глубину до 25 метров. Он даже не оборудован кислородными баллонами. Просто потому, что и не должен находиться под водой столько, чтобы лдям внутри не хватило воздуха.

Пассажиры проходили на борт через пару простых люков в верхней части корпуса, а салон был общим и не имел шлюзовой системы. Для 40-минутного туристического погружения вполне хватало запасов воздуха, который имелся в салоне. Впрочем, нельзя сказать, чтобы условия были комфортными.

"На борту было очень душно, совсем нечем дышать, очень дискомфортно", - делится впечатлениями Елена Т., ранее катавшаяся на "Синдбаде".

Фото: sindbadsubmarines.com
Фото: sindbadsubmarines.com

Впрочем, на борту всё же имелись кислородные маски и спасательные жилеты, на случай нештатной ситуации и срочной эвакуации. Однако, как оказалось, меры безопасности были предусмотрены только в теории – на практике же туристы рассказывают, что техническое состояние "Синдбада" давно было не иначе как "аварийным", а экипаж совершенно не тянул на "экспертов с многолетним опытом", описанных в рекламных буклетах. Так, например, капитан запросто мог пустить к штурвалу любого желающего, не видя в этом особой проблемы.

Кроме того, оказалось, что некоторые из спасательных жилетов оказались испорчены, масок найти не удавалось даже специально, а с туристами не проводилось никакого инструктажа по безопасности. Саму же подлодку нещадно эксплуатировали, с целью выжать из неё максимум прибыли.

Фото: sindbadsubmarines.com
Фото: sindbadsubmarines.com

"Аппарат, рассчитанный на большое количество пассажиров, требует особых конструктивных решений и точного соблюдения технологий при производстве и эксплуатации. Неизвестно, знал производитель о том, что лодку будут опускать и поднимать без остановок ежедневно. А тут батискаф превратили в подводный трамвай, в маршрутку. Одна группа выходит, другая сразу входит. Зарабатывание денег подводными делами требует большого напряжения и строгого соблюдения правил безопасности — чего тут явно не было", - рассказал в комментарии "АиФ" заведующий лабораторией глубоководных аппаратов Института океанологии РАН Анатолий Сагалевич.

Полное погружение

По словам очевидцев, сумевших выбраться с тонущей субмарины, всё началось во время посадки – к "Синдбаду" их доставили на специальной лодке, после чего они должны были пройти в салон через люки и занять места. Неожиданно для всех подлодка пошла ко дну.

Фото: sindbadsubmarines.com
Фото: sindbadsubmarines.com

"Неожиданно на нас полилась вода. Там было два открытых люка и из них хлынуло так, как будто подводная лодка сорвалась что ли с крепежей, на которых она держалась. Кому-то удалось выплыть, но кому-то не удалось", - рассказывает одна из пассажирок в комментарии "5 каналу".

По словам женщины, в тонущей субмарине остались её мать и дочь – позднее их вытащили и забрали на берег люди, подъехавшие на катерах. Обе оказались в очень тяжёлом состоянии. Женщину и девочку госпитализировали, подключив к аппаратам ИВЛ.

Похожую историю рассказывают и другие пассажиры, опровергая первоначально озвученную версию, согласно которой субмарина якобы налетела на рифы из-за ошибки рулевого. Так, одна женщина утверждает, что люки попросту забыли/не успели задраить.

Фото: sindbadsubmarines.com
Фото: sindbadsubmarines.com

"Вся трагедия случилась из-за ошибки, по моему мнению, ошибки одного человека, который начал погружение, не удостоверившись, что люди все находятся в самой подводной лодке и что люки все задраены. И не было никаких спасательных операций со стороны египетских служб", - рассказывает она.

Впрочем, пассажирка уверена, что, если бы не эта ошибка, жертв было бы куда больше – пойди подлодка ко дну во время поездки, полная туристов, у людей вовсе могло не быть шансов спастись. Пассажиры запросто могли разделить судьбу экипажа печально известного батискафа "Титан", который разрушился на огромной глубине во время поездки к месту крушения "Титаника".

"Погибли" на бумаге

Пожалуй, ярче всего в истории трагедии выделяется судьба семьи врачей Валиуллиных из Уруссу Республики Татарстан. Равиль и Кристина прибыли на отдых вместе с дочерьми 11 и 15 лет, и всей семьёй отправились на подводную прогулку. Перед отправкой девочки написали деду, отцу Равиля, сообщение: "Мы едем на батискафе смотреть на рыб". Вскоре после этого в новостях сообщили о трагедии.

Фото: Кристина Валиуллина / Vk.com
Фото: Кристина Валиуллина / Vk.com

Имена супругов Валиуллиных оказались первыми, когда власти Египта опубликовали списки погибших пассажиров. Для близких это стало настоящим шоком – утрата стала ударом не только для семьи, но и для многих пациентов, которым врачи когда-то спасли жизни. Соболезнование выразили, в том числе, власти Татарстана.

Однако, спустя несколько часов, Кристина вышла на связь и сообщила, что она сама и обе дочери успели выбраться с тонущего батискафа. Просто египетские чиновники в спешке перепутали имена и внесли её в список. Кроме того, чуть позже выяснилось, что выжил и Равиль.

История Валиуллиных, хоть и со счастливым концом, прекрасно показывает уровень организации туристических развлечений. Ведь мало просто закупить технику и устроить аттракцион. Важно не забывать, что правила техники безопасности писаны кровью.

-9

"Безопасность — это и правильно подобранные материалы, и абсолютная герметичность, и регулярные испытания. Без поддержания идеальной чистоты безопасной эксплуатация подобных аппаратов быть не может — этого невозможно добиться, эксплуатируя судно нон-стоп", — подчеркнул Анатолий Сагалевич.