Сразу хочется отметить : многие наблюдения, о которых пойдет речь в этой статье, характерны не только для Нидерландов, но и для многих стран современной Европы.
Итак, главный парадокс местного сервиса, который сильно удивит любого жителя России, это то, что публичный сервис (то есть сфера гос. услуг) здесь работает гораздо лучше частного .
Все, что касается государственных документов (любых - , начиная от ВНЖ и заканчивая покупкой дома) , здесь работает максимально эффективно и дружелюбно по отношению к клиенту.
Местные чиновники , в отличие от их российских коллег, прекрасно осознают, что живут они за счет налогоплательщиков и поэтому обязаны им всячески помогать.
В местных присутственных местах Вы никогда не встретитесь с хамством и грубостью, Вам всегда постараются помочь решить Ваш вопрос, а не отправить восвояси.
Это , безусловно , хорошо.
А вот в сфере частного сервиса все не так безоблачно.
Нет, с грубостью и хамством Вы там тоже не столкнетесь.
Но вот ориентации на нужды клиента и желания помочь Вы можете не увидеть, от слова совсем.
Несколько примеров.
1) самый вопиющий - работа курьеров и служб доставки . В большинстве случаев, Вы просто не можете выбрать удобное для Вас время доставки. Они приедут, когда угодно им, а не когда удобно Вам. В тех же случаях, когда время выбрать можно , либо задается широкое окно для приезда (около трех часов), либо велик шанс, что курьер просто сильно опоздает (последнее - про сервис доставки еды), даже не уведомив Вас заранее .
Немного смягчает остроту проблемы то, что посылку всегда оставят у соседей , если Вас нет дома. Но ведь порой бывают дорогие или громоздкие заказы , с которыми такой номер не пройдет, и в этом случае Вам просто придется тупо "куковать" дома, пока не пребудет курьер. То есть Вы должны свой график под него выстроить , а не он под Вас .
Или вот еще прикол - Вашу посылку могут оставить у соседей, а уведомление , у кого именно, забудут положить. И придется либо надеяться на порядочность соседей, либо рыскать по всей улице, разыскивая посылку. С нами такое случалось. Всего пару раз, но было.
Чувствуете разницу с Россией ?
2) здесь практически невозможно оперативно вызвать ремонтника . Средний срок ожидания - 2-3 недели. И неважно, что цены на их услуги высокие. Приведу пример . У нас как-то в ванной сгорел выключатель. Сам блок. Электрика мы ждали больше месяца. Хорошо, что это случилось летом, когда длинный световой день, и хорошо, что у нас зеркало в ванной с встроенным освещением. Иначе было бы совсем печально .
3) магазины одежды и обуви, аптеки. Это все работает только до 18 часов, кроме четверга (по четвергам - до 19 -20). Поэтому , если Вы, к примеру , хотите купить обувь, Вам нужно раньше закончить рабочий день, и не дай Бог Вам прийти к 17:50-17:55. На Вас не просто буду смотреть косо. Вам могут прямо сказать (вежливо, но настойчиво) , что они скоро закрываются и ради Вас не останутся тут дольше положенного. Нормально так ?
Что касается магазинов, это звучит странно, но мы слышали, что тут у работников торговли либо вообще нет бонусов за продажи, либо они маленькие. Добавьте к этому безумные налоги, и получите объяснение вышеуказанного феномена - да у людей просто нет никакого экономического стимула перерабатывать.
Очень странно, но как есть...