Найти в Дзене

Мошенники больше не позвонят вам, но вы все равно потеряете деньги. Новая схема обмана граждан

Оглавление

За последние десять лет граждане России и стран СНГ могли наблюдать беспрецедентный рост числа телефонных мошенников. Отдав преступникам ошеломляющие 27,5 млрд рублей только за 2024 год, россияне начали активно устанавливать антиспам-приложения и определители номеров на свои смартфоны.

Мошенникам стало труднее дозвониться до своих жертв.

Поэтому они продумали новую схему обмана граждан, о которой мы подробно расскажем вам в этой статье.

Мошенники не могут дозвониться? Значит, жертвы сами позвонят.
Мошенники не могут дозвониться? Значит, жертвы сами позвонят.
Тут важно подчеркнуть: телефонные звонки от мошенников — это все еще актуальная угроза. И особенно — для людей старшего возраста. Не забывайте регулярно напоминать старшим родственникам о простых правилах информационной безопасности: не вести диалог со «специалистами службы безопасности банка» и «сотрудниками из пенсионного фонда», не передавать код безопасности, который приходит по SMS, не переводить деньги на «безопасный счет» и так далее.

«Активирована новая услуга»

На телефон приходит SMS-уведомление якобы от оператора связи. В тексте сообщения говорится о том, что сервис предоставляет новую платную услугу для всех абонентов. Отключить ее можно через личный кабинет пользователя, а можно по указанному номеру телефона. Опытный пользователь сразу заглянет в приложение оператора связи, а вот обычный пенсионер, как правило, все-таки наберет номер.

Новая схема направлена преимущественно на пожилых людей.

При звонке «оператор» сообщает о том, что для отключения услуги будет выслан код по SMS — и, конечно, его нужно назвать оператору.

Что происходит дальше?

В то время как абонент дозванивается до «оператора», мошенники уже вводят данные для авторизации в личный кабинет пользователя на «Госуслугах». Все, что им нужно, это код безопасности. Как только он будет получен, мошенники уведут личный кабинет и используют его в своих целях. В том числе оформят кредит.

Таким же образом могут увести аккаунты и от других сервисов.

Что делать в таких ситуациях?

Проще всего действовать превентивно, то есть не допустить сам инцидент. Для этого нужно соблюдать простые правила цифровой гигиены:

  • не торопиться и не волноваться — это часто приводит к поспешным решениям, чего и хотят от вас мошенники;
  • не переходить по подозрительным ссылкам, не скачивать и не устанавливать приложения из непроверенных источников;
  • не перезванивать по номерам, отправленным по SMS, лучше звонить в такие организации по номерам горячей линии;
  • если вы сомневаетесь в том, что SMS или другое сообщение пришло вам от реальной организации или от мошенников, обратитесь за помощью к близкому родственнику или свяжитесь с представителями организации по проверенному каналу связи.

Откуда у мошенников данные от личного кабинета на «Госуслугах»?

Виной всему утечки информации из различных организаций: интернет-магазинов, страховых организаций, банков и поликлиник. Так, согласно данным Сбербанка, в сеть попали данные 90% взрослых россиян.

Читайте также: