Единый портал задумывался как положительная инициатива: запись к врачу без посещения поликлиники, оформление загранпаспорта, запись ребенка в детский сад — все эти и многие другие услуги должны были упростить и ускорить рутинные бюрократические процедуры и облегчить жизнь российских граждан. При этом больше россиян оформляют запрос на удаление личного кабинета на «Госуслугах» и в целом не доверяют этому сервису.
О том, почему все больше людей отказываются от, казалось бы, беспрецедентно удобного сервиса, читайте в этой статье.
История «Госуслуг» в цифрах — кратко и по фактам
1 апреля 2010 года на «Госуслугах» заработал личный кабинет, а уже к июлю 2010 года на портале зарегистрировалось более 120 тыс. пользователей. По информации, озвученной вице-премьером РФ Дмитрием Чернышенко, в 2023 году на Госуслугах зафиксировано 11 миллионов посещений за сутки, оказано 340 миллионов услуг.
К началу 2025 года на сервисе было зарегистрировано свыше 100 000 000 граждан России — это около 70% всего населения страны. Около 30% не используют возможности платформы — и есть предположение, что это не только дети.
При этом государство активно подталкивает граждан к переходу к использованию онлайн-услуг, что подчеркивает введенный в 7 мая 2012 года Указ № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Согласно Указу, к 2018 году доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна составлять цифру не менее 70%. Можно сказать, что план выполнен.
Что нужно знать перед тем, как зарегистрироваться на «Госуслугах»?
Сегодня никто не может заставить вас зарегистрироваться на «Госуслугах». ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» позволяет вам решать, кому передавать персональную информацию, кто может ее использовать и где ее хранить.
При этом вы должны знать, с какими трудностями можете столкнуться, полностью отказавшись от услуг Единого портала.
С какими трудностями сталкиваются граждане, отказавшиеся от «Госуслуг»
Оформление документов без «Госуслуг»
На примере паспорта можно увидеть, что через портал можно подать заявление онлайн, оплатить госпошлину со скидкой и прийти в МВД только за готовым документом, в то время как без портала придется столкнуться с очередями и бумажной волокитой. Закон «Об актах гражданского состояния» № 143-ФЗ не обязывает использовать электронный формат для получения свидетельства о рождении или справки о браке, но на практике офлайн-вариант становится все менее удобным из-за ожидания в очередях, особенно в сельской местности, где центры обслуживания населения немногочисленны.
Медицинское обслуживание и социальные выплаты — без «Госуслуг» это долго
Запись на прием к доктору через портал — это быстро и просто, без утомительных звонков в регистратуру или посещения поликлиники. И если в крупных городах регистратуры прекрасно работают, то в малонаселенных районах и деревнях граждане все чаще сталкиваются с тем, что запись осуществляется только через «Госуслуги».
Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гарантирует гражданам РФ доступ к медицинской помощи, при этом не гарантирует, что это будет удобно. Именно это и следует учитывать при отказе от возможностей платформы — попасть на прием к нужному специалисту будет сложнее.
С социальными выплатами ситуация еще интереснее. Если вы не готовы собирать справки и часы провести в очередях в Соцфонде — лучше не отказывайтесь от возможностей платформы.
Налоговые выплаты и штрафы
Любые выплаты можно осуществить через банк или терминал, при этом выплату вполне реально просрочить. Дело в том, что уведомление о начислении налоговой выплаты или штрафа может идти месяц или остаться незамеченным вовсе.
На «Госуслугах» извещения о начислениях приходят мгновенно — и так же быстро можно произвести оплату.
Коммуникации с чиновниками
Чтобы записаться на прием к чиновникам, оставить жалобу или просто проверить статус вашего заявления, придется написать письмо, позвонить в приемную или посетить администрацию лично. Ответ на бумаге в соответствии с Законом № 59-ФЗ от 2 мая 2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан» можно ожидать в течение 30 дней.
На «Госуслугах» срок ожидания — до 7 дней.
Проживание в отдаленных регионах
В отдаленных регионах России в небольших городах и поселках можно наблюдать нехватку МФЦ и отделений банков. В некоторых ситуациях гражданам приходится ездить в районные центры за 50 километров в условиях плохого транспортного сообщения.
В данном случае «Госуслуги» — это практичная и удобная альтернатива, экономия времени и средств.
Критика платформы: почему не все граждане доверяют «Госуслугам»
Сегодня все еще можно жить без регистрации на «Госуслугах» — законодательство не обязывает граждан заводить личные кабинеты на платформе. Этим и пользуются многие россияне: либо полностью отказываются от обслуживания, либо пишут заявление на удаление профиля, ссылаясь на законодательство.
Почему люди отказываются от возможностей платформы? Чаще всего граждане боятся стать жертвой мошенников: потерять недвижимость, получить кредит или займ на свое имя, потерять приватность из-за утечки данных.
Что нужно знать?
В большинстве случаев в основе любой мошеннической схемы, связанной с «Госуслугами», лежит увод личного кабинета. На платформе предусмотрена многофакторная аутентификация, в том числе через получение кода безопасности. Именно код безопасности интересует большинство киберпреступников.
Подробнее об охоте на коды безопасности мы рассказывали тут.
Сегодня существуют десятки и сотни мошеннических схем, направленных на выманивание SMS-кода, и все они похожи в одном: люди самостоятельно — добровольно или по незнанию — передают код преступникам.
Как правило, чаще всего это связано с низким уровнем осведомленности о мерах безопасного поведения в сети и правилах кибергигиены. Косвенная причина активизации мошенников — регулярные утечки чувствительной информации о гражданах. Именно утечки персональных данных (ПД) позволяют киберкриминальным группировкам вести целевые атаки на россиян.
К сожалению, несмотря на беспрецедентное ужесточение наказания за утечку ПД, информация, охраняемая по закону, продолжает попадать в общий доступ или продаваться на форумах в даркнете.
В заключение
Как уже говорилось выше, «Госуслуги» — это положительная инициатива, созданная для того, чтобы существенно упростить жизнь простых россиян, сократить число рутинных (и местами избыточных!) бюрократических процедур.
Тем не менее, прогресс и цифровизация несколько опережают осведомленность населения и, как ни странно, законодательство в области кибермошенничества и информационной безопасности.
Чтобы использовать возможности платформы без рисков стать жертвой мошенников, следует соблюдать следующие правила:
- Никогда не передавать код безопасности, который приходит к вам по SMS или через push-уведомления. Он нужен только преступникам!
- По возможности не передавать персональные данные организациям, в частности подозрительным, малознакомым.
- Не переходить по подозрительным ссылкам, даже если они пришли от доверенного источника. По возможности проверять отправителя через другой канал коммуникации — мобильный телефон, соцсеть, другой мессенджер.
- Помнить, что в руках у мошенников может быть даже очень чувствительная информация о вас, членах вашей семьи, соседях и коллегах. И они могут использовать ее, чтобы вывести вас на негативные эмоции, чтобы вы утратили способность мыслить критически и совершили целевое действие.
- Не устанавливать приложения из непроверенных источников, не выдавать приложениям разрешения бездумно.
Если вы оставляете входную дверь всегда открытой, будьте готовы, что в дом легко проникнут воры. Если не уделяете внимания информационной безопасности, будьте готовы, что аккаунты на любых сервисах, на которых вы зарегистрированы, могут быть взломаны.
Помните, ваша безопасность в сети и на «Госуслугах» в частности напрямую зависит от вас и вашей бдительности!
Читайте также: