Найти в Дзене

Чем занимается маркетолог на самом деле

Оглавление
Что такое маркетинг?
Что такое маркетинг?

Вы все еще считаете, что маркетинг – это про цифры и графики? А может быть это – всплывающие окна на сайтах компаний с предложением «купите у меня»? Или – постоянные скидки и акции на товары и услуги?

Из сотен университетских программ и обучающих курсов о том, чем занимаются маркетологи (или должны заниматься), только десятки так или иначе говорят о его основной функции: создавать потребительскую ценность. И лишь единицы признаются в том, что маркетинг – инструмент манипуляции человеческим сознанием. В большинстве же своем мало кто отвечает на вопрос:

Обратная сторона маркетинга, она какая?

Начну с главного:

Почему маркетинговые технологии не работают или работают не так, как этого от них ожидают

Наша неудовлетворенность результатами работы в целом вполне обоснованно выливается в претензии к отделу маркетинга:

  1. Он тратит деньги организации и это – бесспорно
  2. Он не приводит к ожидаемым результатам, что сомнительно, но – допустим
  3. Он не решает текущих задач. А должен?

Подобные претензии появляются тогда, когда маркетинг утрачивает свою основную функцию бизнес-навигатора и переключается в режим «тушения пожара». То есть, начинает заниматься операционкой.

Большая же часть работы маркетолога скрыта под водой и редко выставляется на показ. То есть, мы видим только результат: красивую картинку на выходе и какую-то деятельность на рынке, называя то, что видим, маркетингом. И – легко находим того, кто во всем виноват.

Первое, чем занимаются маркетологи: созданием потребительской ценности

О месте и роли маркетинга в экономике любого бизнеса я подробно уже писал (ссылку оставлю в конце). И о том, почему он жизненно необходим – там же.

Главное, на чем я хотел бы сделать акцент в этой статье:

пока у продукта нет ценности (то есть того, почему потребитель захочет его купить), маркетинг всегда будет убыточным и всегда будет во всем виноват.

Точнее, это говорит о том, что маркетинга в принципе нет у компании и не имеет никакого смысла пытаться его считать, а уж тем более – тратить на него деньги.

Второе: рациональным объяснением иррационального выбора

О том, что люди иррациональны говорит тот факт, что в повседневной жизни мы полностью решаем свои нужды исключительно простыми вещами: еда, вода, место для жизни и удовлетворение основных потребностей в продолжении рода. Но, почему-то, постоянно ищем себе приключений в виде нового опыта, новых ощущений, новых эмоций.

И этим – грех не воспользоваться!

Маркетинг меняет картину реальности для потребителя. Он наделяет простые и понятные всем объекты совершенно новым смыслом:

  • Не просто корм для собак, а выражение любви к своему питомцу
  • Не терабайты и гигабиты, а инструмент для творчества
  • Не ювелирное украшение, а – предвкушение близости

В нем все происходит по принципу Пушкина:

Ах, обмануть меня не трудно!... Я сам обманываться рад!

Люди видят истории даже там, где их нет. Достаточно им просто помочь.

Третье чем занимаются маркетологи: управляют поведением потребителя

Точнее – манипулирует потребителем, отключая критическое мышление, переводя действия человека разумного в режим «Система 1» (по Канеману).

Это беспроигрышный вариант и надежный инструмент так, как мы все полны иллюзий и искажений в своем восприятии происходящих вокруг событий. Более того – мы ими живем. А потому, попадаемся на удочку, чаще, чем успеваем ее распознать.

Массово мы оказывались психологически не готовы к темпам развития рационального мира и до сих пор считаем, что нашими действиями руководит разум, а не эмоции. А потому – даже не замечают, как:

  • Политики, маскируют то, что нужно им под то, чего хотят все.
  • Экономисты, стимулируют текущий спрос за счет непременно благосостоятельного будущего.
  • Рекламщики, демонстрируют людям, что пельмени и колбаса сделают семейную жизнь золушки непременно по-королевски счастливой.
  • Маркетологи, показывают в цифрах и графиках именно то, что нужно увидеть и про ту золушку из рекламного ролика и про миллионы других, но так же счастливых потенциально.
  • Психологи потом лечат этих обладателей счастливых жизней. Иногда делают это годами. Чаще всего – умышленно годами. И так же, как и многие из предыдущих пунктов, упрощают, подменяют и разрушают в нас одни верования, чтобы на их место поселить другие.

А все потому, что люди полны иллюзий и искажений в своем восприятии происходящих вокруг событий. Более того – мы ими живем и попадаемся на удочку, часто даже того не замечая.

Как все выше описанное происходит – покажу на примере.

Как работа маркетологов и маркетинговые технологии выглядят на практике

Как найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет?

– А можно ли вообще найти черную кошку в темной комнате?

– Да, можно.

– Даже если ее там нет?

– Даже, если.

И это – не самая сложная из задач!

Для начала:

Кошку нужно придумать. Придумать, и самим искренне поверить в то, что она существует в темной комнате. Превратить веру и мысли в правдиво выглядящий рассказ, с логически построенным повествованием так, чтобы он возбудил интерес. Интересом вызвать чувства. Чувствами – эмоции. Дело практически сделано!

Затем:

Зарядить этими чувствами и эмоциями каких-нибудь три – четыре процента самых активных и увлеченных тематикой вопроса любителей животных – лидеров мнения, чтобы стали они проводниками того, что было нами придумано.

Далее:

Дать нашим «проводникам» возможность ощутить себя «экспертами по черным кошкам, прячущимся в темных комнатах».

Например: предложить им возглавить движение освобождения кошек от темноты тех предрассудков, которые на этих безобидных животных навешали в виде ярлыков

«говорят не повезет, если черный кот…»

...и так далее

То есть, «ответить» на более простой вопрос, чем был задан изначально. Таким образом: сместив акцент с «поиска в темноте» на «защиту повсеместно» от тех самых предрассудков.

Теперь наши последователи уже говорят:

«Потому черная кошка и прячется в темноте, что люди верят в предрассудки»

Это подразумевает, что

черная кошка в темной комнате есть, но по понятным причинам не хочет чтобы ее там нашли.

А чтобы им поверили:

В поддержку движения создать аналог «красной книги», где наша кошечка станет особо охраняемым объектом.

И, наконец:

Не мешаем движению по охране черных кошек развиваться самостоятельно, лишь слегка подталкивая его в нужном направлении и всячески поощряя его активистов.

Это всего лишь один из механизмов отключения критического мышления у широкой массы народонаселения. Самый очевидный и достаточно простой в реализации.

О месте и роли маркетинга в экономике бизнеса здесь