По интернетам ходит притча о мудреце, который на все соболезнования и восторги отвечал: "Посмотрим, ещё рано судить". У него убежала кобыла, потом она привела жеребца, его сын сломал ногу, объезжая этого жеребца, из-за этого сына не взяли в армию на войну... Односельчане печалилась, радовались, качались на эмоциональных качелях, как заведённые, а мудрец отвечал лишь одно и оставался спокоен.
Судить всегда рано.
Сейчас я читаю британского историка Доминика Ливена "Российская империя и её враги". Книга была написана в 90-е, а вышла в 2002. В главе про Австро-Венгрию Ливен пишет:
О многих традиционных юридических институтах империи Габсбургов современные европейские федералисты могут только мечтать. Империя в 1914 году была одновременно архаичной и опережающей своё время. Приметы архаизма очевидны. Но мелочность и цинизм поздней австрийской национальной политики, разноголосица мнений и интересов, покорное согласие с тем, что "умеренная неудовлетворительность" — лучшее из того, что можно ожидать от любой политики, — всё это знакомо и современной демократии. Старая Австрия была весьма неэффективной великой державой в эпоху национализма и империализма, социального дарвинизма и всеобщей воинской повинности. Она выглядела бы лучше в мире, где экономическая мощь значила больше, чем военная, многонациональный капитализм и мультикультурная политика были на подъёме, а огромные армии — ненужными.
А вот книга "Крах проекта человечество", которую в 2019 году написал питерский журналист и писатель Юрий Шевчук. В качестве фактического соавтора он пригласил своего коллегу, фантаста и футуролога Андрея Столярова написать комментарий к каждой главе. В одном из таких комментариев Столяров утверждает:
В определённом смысле нынешняя Европа повторяет состояние Австро-Венгерской империи конца XIX столетия, где при всем внешнем державном блеске не существовало национальности «австриец». Никто даже не пытался её сформировать. Упор также делался на конфедерацию наций. И потому при первом же серьёзном кризисе, вызванном мировой войной, величественная империя легко, как глиняный горшок, развалилась на части.
Ливен и Столяров пишут фактически об одном и том же, но как различаются оценки! В первом случае Австро-Венгрия имела некоторые прогрессивные черты и этим напоминала современный Евросоюз. Во втором — Евросоюз своей политикой напоминает дряхлую Австрию, и потому неизбежно падёт.
А ведь каких-то двадцать лет прошло!
Sic transit gloria mundi.
Если вы решили первым
Стать в рядах своих сограждан —
Никогда не догоняйте
Устремившихся вперед.
Через пять минут, ругаясь,
Побегут они обратно,
И тогда, толпу возглавив,
Вы помчитесь впереди!
(Григорий Остер)
Рисунок: Михаил Златковский.