Найти в Дзене
ОСК | Севмаш

Определить «точку росы» газа

Когда шла на углекислотную станцию цеха 12 предприятия ОСК Севмаш, чтобы встретиться с лаборантом химического анализа Татьяной Русановой, представляла себе лабораторию, в которой много всего интересного: сосуды, мензурки, пробирки, колбы, горелки, реактивы… Ожидания оправдались. Татьяна Евгеньевна поясняет, что в лаборатории по необходимости готовятся растворы. Место же её основной работы – зал углекислотной станции, в котором она делает химический анализ углекислоты, которая по разветвлённой сети газопроводов подаётся в цехи для создания защитной среды при сварке низкоуглеродистых, некоторых конструкционных и специальных сталей и для сушки литейных форм. Идёт реакция – Вот в эту ёмкость, внутри которой зеркало, наливаю спирт, ставлю термометр, – объясняет Татьяна. – Присоединяю к прибору шланг от газопровода, открываю вентиль и загружаю в сосуд сухую углекислоту. Идёт реакция. Постепенно на зеркале начинается затемнение, в ёмкости выпадает осадок. Градусник покажет «точку росы» газа:
Каждый час это делает лаборант химического анализа углекислотной станции
Каждый час это делает лаборант химического анализа углекислотной станции

Когда шла на углекислотную станцию цеха 12 предприятия ОСК Севмаш, чтобы встретиться с лаборантом химического анализа Татьяной Русановой, представляла себе лабораторию, в которой много всего интересного: сосуды, мензурки, пробирки, колбы, горелки, реактивы… Ожидания оправдались. Татьяна Евгеньевна поясняет, что в лаборатории по необходимости готовятся растворы. Место же её основной работы – зал углекислотной станции, в котором она делает химический анализ углекислоты, которая по разветвлённой сети газопроводов подаётся в цехи для создания защитной среды при сварке низкоуглеродистых, некоторых конструкционных и специальных сталей и для сушки литейных форм.

Идёт реакция

– Вот в эту ёмкость, внутри которой зеркало, наливаю спирт, ставлю термометр, – объясняет Татьяна. – Присоединяю к прибору шланг от газопровода, открываю вентиль и загружаю в сосуд сухую углекислоту. Идёт реакция. Постепенно на зеркале начинается затемнение, в ёмкости выпадает осадок. Градусник покажет «точку росы» газа: она должна быть от минус 38 градусов и ниже. Если «точка росы» высокая, нужно разобраться в причинах. Затем снова сделать анализ.

Углекислотных станций на предприятии две. УГС-2 введена в эксплуатацию в 1986 году. Сейчас идёт реконструкция станции.

– Когда реконструкция завершится, мы сможем сами вырабатывать углекислоту, пока работаем на привозной, – говорит старший мастер по эксплуатации оборудования Сергей Зиновкин. – Поступает она в автоцистернах и проходит дополнительную проверку на соответствие требованиям ГОСТа. Затем из цистерн углекислота перекачивается в наши ёмкости, газифицируется и по газопроводам подаётся потребителям. Здесь же, на УГС, происходит техническое обслуживание первичных средств пожаротушения – зарядка углекислотных баллонов и огнетушителей.

Активная позиция

Татьяна Русанова родилась в красивом старинном городе Ржеве; училась в Эстонии, куда переехали родители. Довелось немного пожить в Днепропетровске. В Северодвинск приехала к двоюродному брату, который здесь служил и остался. Город понравился, впечатлил завод. Начинала в цехе 12 газогенераторщиком, обслуживала установку, которая обеспечивала переработку угля в газ. Начальник станции тогда посоветовал ей присмотреться к работе лаборантов, что она и сделала. А когда газогенераторную закрыли, Татьяну отправили на кислородную станцию: девочек-лаборантов подменяла, машины с баллонами принимала, в табельной поработала – одним словом, безотказная: что просили, то и делала. А когда перевели на углекислотную станцию, с интересом включилась в новую работу.

Многие годы фамилия Татьяны была на слуху: избиралась секретарём комсомольской организации цеха, вела подписку на газеты, ни одни спортивные соревнования без Русановой не обходились. Ещё в школе на лыжах хорошо ходила, плавала, из винтовки стреляла, семь лет занималась гимнастикой и получила 1-й разряд. На спортивные соревнования, на цеховую базу отдыха Русановы всей семьёй отправлялись, муж тоже в цехе 12 работал, два сына росли. «Жили весело, – вспоминает Татьяна. – На первомайские и ноябрьские праздники надували воздушные шары, чтобы в яркой и нарядной колонне Севмаша пройти с ними на демонстрации».

Свои подсказки

Сегодня Татьяна Евгеньевна – опытный, высококвалифицированный лаборант, портрет её на Доске почёта предприятия.

– Как и в любую другую, в нашу работу вникать надо, – считает она. – Знания, опыт приходят со временем. Химию надо знать, мне этот предмет в школе легко давался. А если что-то подзабылось, освежить в памяти нужно. Раз в год аттестацию проходим на соответствие занимаемой должности. Вопросы задают разные, например, как будешь кислоту водой разводить. Запомните: нельзя воду в кислоту лить, вода легче кислоты, брызги могут пойти, на человека попасть. Подсказки у нас свои есть, как разводить концентрации растворов, какие дозы использовать, всё в голове удержать невозможно. Хотя, если делаешь постоянно, запоминается.

Углекислотная станция работает в круглосуточном режиме, и всё это время на станции находится кто-то из лаборантов. Сегодня дневная смена Татьяны Русановой, которая уже знает свой объём работы. Главное в ней – каждый час делать химический анализ углекислоты, которая по газопроводам подаётся в цехи-потребители. Она должна быть высокого качества.

Материал из газеты "Корабел"

Людмила Тельтевская

Фото Олега Перова