Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Обитель смерти/The Rule of Jenny Pen (2024 г.) психологический триллер в доме для престарелых, в котором старики собираются из оставшихся...

Кадр из фильма "Обитель смерти".
Кадр из фильма "Обитель смерти".

Сложно представить себя на специальной кровати, с джойстиком регулирования высоты изголовья, пока молод. Но ближе к той самой ямке, ожидающей всех и каждого, волей-неволей задумываешься о том, как проведёшь остаток существования, в бодром здравии и внезапном ударе или долгом и мучительном состоянии парализованного этой жизнью. И ладно бы просто лежать и благосклонно принимать уход специально обученных людей. Однако случаются и в такие годины испытания, похлеще казней египетских. Судья Стефан Мортенсен, крайне справедливый в этой должности, даже некоторым образом жестковатый, и не только с обвиняемыми, переживает не лучшие времена. Инсульт свалил его буквально в заседании и в силу неграмотного распоряжения накоплениями он попадает не в частную богадельню, а в общественный интернат для инвалидов спорта. Стефан уверен – до восстановления ждать не долго, но когда его начинает морально преследовать другой жилец лечебницы, судья уже не так уверен в выздоровлении и готовится сам нарушить закон.

Тема старости, её принятия, различных форм проявления, метаморфоз, происходящих с людьми в возрасте, неисчерпаема, ибо почти каждый из нас «вкусит» этот не долгожданный опыт. Тут отметились многие выдающиеся артисты за семьдесят. И Майкл Кейн (с Морганом Фриманом и Аланом Аркином) в боевике на пониженных скоростях Уйти красиво, и Джек Николсон в О Шмидте, шикарный Энтони Хопкинс в Отце, Жан-Луи Трентиньян в картине Михаэля Ханеке Любовь, Дарио Ардженто в провокационном Вихре Гаспара Ноэ и сонм прочих достойных работ. Тем не менее этот процесс настолько многосторонний, что в фильме о нём можно раскрывать не только внутреннее и внешнее состояния субъекта, но и обстановку вокруг. В данном случае нам демонстрируют процесс резкой перемены жизни более-менее дееспособного старца на заточение в стенах, вызывающих исключительно отторжение, специального учреждения. Делают это с псевдоанглийским достоинством и спокойствием, так, что мы всецело понимаем героя Джеффри Раша.

Кадр из фильма "Обитель смерти".
Кадр из фильма "Обитель смерти".

Кино полно образов, режиссёр мастерски иллюстрирует как состояние прединсульта, которое распознает всякий зритель не будучи медиком, так и морок от психологического воздействия «паразита» на жертву. Здесь образы и видения играют важную роль. Они точны и не содержат излишнюю выразительность. Примерно такими нам снятся тревожные сны о неминуемом. Это дополняет и становится неотъемлемой частью произведения. Главенствует, среди прочих метафор, здесь кукла, элементарное обличье человеческого страха. Она безглазая, но с характером – тёмной стороной Дэйва Крили, абьюзера многих постояльцев. Именно эта сущность является квинтэссенцией всех тревог и опасений каждого, кого собираются разместить, на время или до конца, в доме престарелых. И именно она тут, наравне с едкими замечаниями судьи, создаёт колоссальный объём картине.

Название может ввести в заблуждение, наши локализаторы тонко, большая редкость, пошутили. Это не хоррор, хотя элементы фильмов-ужасов тут, конечно, присутствуют в изобилии. Однако в первую голову это драма о нахождении сил в самой безвыходной ситуации, избавлении от страхов, способных возникнуть в крайне бесстрашном возрасте, когда ничего уже не боишься, ни чёрта, ни смерти, а оказывается жить и умереть хочется в покое, без уничижительных издевательств, граничащих с пытками в концлагерях Освенцима.

Кадр из фильма "Обитель смерти".
Кадр из фильма "Обитель смерти".

Обитель смерти напомнит каждому о том, что припоминать не хочется вовсе. Тем не менее, это необходимо держать в уме, чем далее с годами, тем более реалистично. Ведь происходящее вокруг не в силах контролировать, даже собственное здоровье, никто, отсюда и распоряжаться накоплениями (желательно, чтобы они росли) и временем (которое стремительно тает) нужно аккуратно, осторожно, так, чтобы и себе на солидную пенсию хватило, и деткам-внукам досталось что-нибудь. И надо констатировать, в ряду качественного кинематографа о превратностях старческих поисков прибавилось.