Большой дом был построен еще в советские времена, но был крепким и устойчивым. Он имел три отдельных входа. И это не был таунхаус с выделенными долями, а значился как полноценный многоквартирный дом с тремя квартирами.
Ивановы, Иван да Марья, заселились в дом позже всех, но сразу стали дружить с соседями. До этого соседи хотели просто здороваться, дружить не рвались, но Ивановы посчитали это неправильным.
- С соседями надо общаться близко и много, - считали Иван да Марья, и отправлялись к Петровым на чай.
- А чего это, Маша, от Сидоровых вкусно пахнет шашлыком?
- Так дети приехали, жарят.
- С соседями надо дружить, - дружно говорили Ивановы, брали кетчуп и шли помогать Сидоровым, по дружбе поедать чужое мясо.
Перед домом был палисадничек, за домом участок земли, используемый каждой квартирой под огород. Долгое время там не было никаких заборов. Ровно до появления Ивановых, которым было очень удобно подходить к своему среднему участку через земли соседей. Если не через них, то приходилось обходить по дороге, вокруг, а это не так быстро и менее приятно.
Ведь пока идешь к своему участку, модно разглядеть, что посалили соседи, сжевать спелый помидор, ягодки немного подъесть, огурчиком похрустеть. А что-то и себе в ведерко положить.
Тут удалось всем завершить оформление земельных участков, каждый свою часть в собственность оформил. И палисадничек с огородиками стали частным домовладением. Ну стали и стали, Ивановы все так же ходили через участки соседей.
Первыми возмутились Сидоровы:
- Марья, у тебя совести нет! Ладно, подворовывали вы наши овощи понемногу, мы терпели. Когда много – не жалко. Но зачем ты клубнику оборвала всю? Мы внукам берегли, а ты собрала.
- Ой, а я подумала, что портится, перезревает, вот и собрала, уже и варенье сварила.
- Там ведро было, минимум.
- Вам уж ягодки жалко? Да и нету их уже, - улыбнулась Мария.
Сидоров сказал жене:
- Мне этот постоянный трафик через участок надоел, я ставлю забор.
- Давно пора, - горячо поддержала его супруга.
К изумлению Ивановых, Сидоровы отгородились от мира непроходимым забором, сделав запертую калитку при въезде. Марья позвонила в калиточку через день, открыл Сидоров, а она хотела пройти, но плотная фигурка хозяина при входе не давала просочиться вовнутрь.
- Ой, а чего это вы забор поставили? Надо нам ключи от калитки, и с той стороны калиточку сделать, чтобы мы могли к своему огородику пройти.
- У вас есть свободный проход к огороду, нечего через нас шастать.
- Мы же соседи.
-Я в курсе, что мы соседи. Но это наш участок, и нечего вам тут делать.
Ивановы обиделись. А через день приехали к Сидоровым дети с внуками, опять вкусно запахло жареным мясом, и старший Сидоров, открыв калитку, увидел радостных Ивановых с той же самой, столетней бутылкой кетчупа.
- А вот и мы.
- Вижу, что вы. Зачем пожаловали?
- Как это? У вас праздник, пришли поддержать.
- У нас своя компания, дети приехали, посторонних мы не звали.
- Ты что, сосед, надо же жить дружно, по-соседски.
- Мы и так не ругаемся, но у нас семейная встреча, вам тут делать нечего.
И Сидоров захлопнул калитку. Ивановы ушли домой, весь вечер дулись, вдыхая вкусные запахи от соседей.
- Еще и колбаски жарят.
Ивановы так обиделись, что в суд на Сидоровых подали: мешают проходу и проезду, установив забор. Им на участок неудобно ходить. И раньше Иванов машину ставил на краю участка Сидоровых, а теперь не подъехать, приходится огибать участок и ставить на своем, а это так неудобно.
Суд все рассмотрел, и в иске отказал, тем самым легализовав запрет прохода и проезда через участок Сидоровых.
Ивановы прямо сердитостью и ворчанием исходили, особенно когда ягоды поспевали. Ведь Сидорова была отличным садоводом-огородником. У нее клубника была крупная, ее всегда было много. Да и помидоры с огурцами росли, как на дрожжах, а у Ивановых было намного меньше. Они раньше-то подъедали, да собирали понемногу, и не понемногу тоже. А что, им жалко, что ли? Они же соседи, с соседями надо дружить.
С другой стороны дома жила третья семья, Петровы. Через них приходилось ходить Ивановым, чтобы срезать путь. Но Ивановы были уже в почтенном возрасте, огород у них выкашивал внук, те ничего не сажали. Так, пару цветочков, и все. Никакого интереса это у Ивановых не вызывало.
Петровы спокойно относились к тому, что Ивановы ходят туда и сюда под окнами по их палисадничку. Ходят и ходят.
Тут внук зачастил в бабушке с дедом Петровых, и Ивановы через месяц увидели, как те грузят свои немудреные пожитки.
- Вы куда это собрались?
- К внуку жить переезжаем. Совсем немощные стали, нам уже тяжело без помощи. Так внук у нас выкупил квартиру, а сами мы будем жить в однокомнатной, дочкиной. Та в том же подъезде, на два этажа выше. И отдельно, и под присмотром.
Внук Петров приехал со строителями, и они быстро сделали ремонт в квартире, после чего молодой мужчина перевез жену и маленького ребенка.
Участок они перекопали, супруга у Петрова сделала грядки, развела цветы, и как только пошел урожай, заметила, как соседи – такие дружелюбные Ивановы – пасутся у них, обирая немалую часть. Она растерянно спросила у мужа:
- Ой, Слава, а что делать-то? И сказать неудобно, они такие любезные, но как саранча.
-Я тебе говорил, что надо ставить забор, как у Сидоровых. Им тоже Ивановы надоели, урожай волокли, как не в себя. И как какой праздник или шашлык, они тут как тут – с пустыми тарелками несутся. Угостит не жалко, так ведь идут не угоститься, а наесться на пару дней вперед. Сидоров говорит, что однажды, пока они с детьми на внуков отвлекались, те шашлык поели, все остатки, что не влезло, сложили в тарелку и ушли. Те вернулись, а на столе только зеленый лук да хлеб.
- Ты был прав, я не думала, что они такие наглые. А выглядят-то как благостно: соседи, надо дружить.
На выходных участок Петровых отгородил забор. Ивановы были возмущены, высказали Петрову-мужу:
- Вы что натворили, нам же неудобно теперь ходить, это какой крюк делать, обходя ваши участки, а Марья вообще через окно зала стала вылазить в огород, чтобы не обходить.
- Ну и обойдете, мы-то причем. Доступ к участку у вас есть, мы не обязаны за свой счет создавать вам повышенный комфорт. Мне неудобно, когда вы дефилируете туда и сюда через наш участок, прихватывая то, что плохо лежит.
- Мы это так не оставим, в суд пойдем, установим сервитут, и ты все равно нас пропускать будешь.
Ивановы подали в суд иск:
- Просим установить сервитут на участок Петрова, для прохода на наш участок. Обходить далеко, мы уже и через окно даже выходим.
Петровы возражали:
- Есть дорога возле участка, могут подъехать, есть обход вокруг участка. Для удобства мы не обязаны предоставлять свой участок. Дальше захотят через нашу квартиру ходить, и что, мы обязаны их пропускать?
Сидоровы привлекли, но суровый глава семейства сказал:
- Мы-то причем? У нас есть решение суда, где Ивановым проезд и проход через наш участок запрещен.
Суд назначил экспертизу, проверить, есть ли проход и подъезд к участку Ивановых.
…Согласно экспертному заключению комплексной землеустроительной, оценочной, строительной экспертизы (том 2, л.д. №) проход и проезд к земельному участку с кадастровым № и квартире Ивановых … возможен непосредственно с земельных участков общего пользования без установления сервитута …. А также по грунтовому проезду, который существует на местности с 1995 года (указан на стереофотосъемке 1995) и существует на местности в настоящее время, выполнение ДД.ММ.ГГГГ экспертных мероприятий на местности показало существование грунтового проезда в конце границ земельных участков жилых домов по <адрес>. Согласно фрагменту публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым № – <адрес>.
Как усматривается из акта осмотра земельных участков комиссией Администрации …, проведенном по поручению суда (том 1, л.д. №) к земельному участку с кадастровым номером № имеется доступ с тыльной стороны.
Суд дело рассмотрел, да и отказал в иске Ивановым:
- Доступ к участку у вас есть, необходимости ходить через соседские участки нет.
- Но м ы всегда так ходили, вот фотографии, вот свидетельские показания.
- Теперь придется ходить в обход.
Расстроены были Ивановы, никакой дружбы с соседями, да и ходить неудобно. И что Петровы, что Сидоровы не желают пускать их на свои участки, жадные какие. Да еще и собаку Петровы завели, теперь даже через забор к ним не залезешь. У Сидоровых-то дома постоянно кто-то есть, а у Петровых не было: уезжала молодежь на работу, а ребенка в садик увозили, а теперь собака бегает. Нет, не дружелюбные соседи, плохие. Не то, что Ивановы, ко всем идут с открытой душой, добрым сердцем и абсолютным доверием.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:
Решение от 22 июля 2024 г. по делу № 2-1/2023, Ельнинский районный суд (Смоленская область)