Найти в Дзене
КИНО TALK

"Гений": как бандит-изобретатель обвел вокруг пальца всю страну (и почему этот фильм стал культовым)

Оглавление

В 1991 году на экраны вышел советский (уже почти постсоветский) фильм «Гений» — криминальная комедия, в которой чувствуется дух эпохи. Снятый на излёте СССР, он оказался пророческим: вместо социалистической романтики — лихие 90-е, жулики с интеллектом и милиция, которая вечно опаздывает.

Как "Картофельный папа" стал "Гением"

Изначально сценарий Игоря Агеева назывался «Картофельный папа» — странно, правда? Но в процессе работы название сменили на более звучное — «Гений». И это куда лучше отражало суть: главный герой, гениальный аферист Ненашев (Александр Абдулов), не просто ворует, а делает это с изяществом и юмором.

Кстати, с подбором актёров вышла целая история. Абдулова чуть не «завернули» из-за бюрократии — в его анкете не было фотографии. А Ларису Белогурову, которую режиссёр Виктор Сергеев видел на главную женскую роль, худсовет забраковал за «недостаток опыта». Но Сергеев проявил характер: «Либо снимаю их, либо ухожу с проекта». И победил.

Бандиты, ОМОН и камео: как снимали культовый фильм

Съёмки проходили летом 1990-го в Ленинграде. Интересно, что в кинотеатрах «Гений» продержался всего четыре дня — но с расцветом видеопроката обрёл вторую жизнь. Уже в 1993-м он стал одним из самых популярных фильмов на кассетах.

А ещё в фильме было много крутых моментов, которые сделали его по-настоящему народным:

  • Настоящий ОМОН в кадре. В сцене задержания авторитета «Принца» (Иннокентий Смоктуновский) снялись реальные бойцы ленинградского ОМОНа.
  • Звёздные камео. Во второй серии мелькают Олег Газманов, Андрей Макаревич, Жванецкий, Кобзон, Задорнов и даже Юрий Лужков! А девушку из спецназа сыграла Анастасия Мельникова — будущая «Мурзик» из «Улиц разбитых фонарей».
  • Импровизация Абдулова. Знаменитая фраза «страна непуганых идиотов» — его придумка. Режиссёр её одобрил, и она вошла в фильм.
  • "Взрослая" сцена с юмором. Белогурова (бывшая гимнастка) снялась топлес, а Абдулов «поддержал» её… сползающими брюками при виде милиции.
-2

Почему «Гений» стал культовым?

  1. Абдулов — новый Остап Бендер. Его герой не просто жулик — он интеллектуал, который издевается над системой. Патенты и изобретения, которые никто не оценил, он вешает… в туалете.
  2. Смоктуновский в роли «пахана». Его персонаж — не просто бандит, а театральный злодей, которого играют с намёком на абсурд.
  3. Ирония вместо пафоса. В отличие от многих «бандитских» фильмов 90-х, здесь нет романтизации криминала — только стёб над властью, милицией и даже самими ворами.
-3

Что было дальше?

Режиссёр Виктор Сергеев так впечатлился работой с Абдуловым, что снял с ним ещё три фильма:

  • «Странные мужчины Семеновой Екатерины»
  • «Грех. История страсти»
  • «Шизофрения»

Но именно «Гений» остался в памяти зрителей — как символ эпохи, когда страна смеялась над хаосом вокруг.

А вы помните этот фильм? Или, может, только собираетесь посмотреть?