Мое детство пришлось на время, когда страна разломилась на прошлое - СССР и непонятное будущее - СНГ. В настоящем шли бурные 90-е, и мы жили короткими перебежками от одного происшествия (- Слышал, Семенова рэкетиры избили? ... Опять кого-то застрелили) до другого (- Тебе кто губу разбил? Опять подрался? А как не драться, как не защищать себя, когда старшеклассники отнимают мелочь на обеды). Фильмы, на которых мы росли - это те, где Брюс Ли, Шварценеггер, Киану Ривз. Это "Матрица", "Побег из Шоушенка", "Маска", "Молчание ягнят", "Криминальное чтиво", "Бойцовский клуб".
Фильмы страны, разваливающейся под ногами, с идеалами и оптимизмом прошли мимо меня (думаю, как у многих, успевших родиться в советское время, а расти в хаосе девяностых).
Сейчас я взрослый человек. Ностальгия, какой болеет старшее поколение, мне не знакомо. Но тяга к истокам вдруг стала просыпаться. Каким было то время, по-настоящему? Я стал задумываться над этим в связи с тем, что появилось много, очень много фильмов про пору СССР, и интуитивно эти фильмы кажутся мне бутафорскими, каким-то слабым подобием того, что детская память сохранила...
В принципе, сохранила хорошее. Например, как еще с живым отцом мы идем по длинной улице и едим мороженое. А были ли при этом дома кривые, косые, а бульвары неухоженные, и как-там выглядели люди, много ли было машин - все это неважно. Важно лишь настроение того дня.
Решил наконец посмотреть фильм "Я шагаю по Москве", потому что устал реагировать на ахи моих старших родных и знакомых: "Как?!! Ты не видел это фильм?!!". Теперь видел. Светлый, жизнерадостный фильм. И очень смешной. Но есть что-то, что я не понял. И, как говорится, "прошу помощь зала".
Режиссер шутит или издевается?
Как вам этот кадр к военкомате. На стене табличка "Не курить!", а перед майором горка окурков и папиросы "Беломор-канал". Это такой добрый юмор или сатира на неисполнительных военных, которым закон не писан?
Это квартира профессора?
В простой советской квартире, а по убранству и типу планировки видно - обычная квартира, каких много, - очень много книг.
Кстати, кто-то узнал - какие именно собрания сочинений стоят на полках?
Странноватый выбор предметов для квартиры обычного человека; не ученого, не студента (19 лет, забирают в армию - едва ли студент).
Так что там с автомобилями?
Обычно, в новых фильмах про СССР показывают полупустые улицы - автомобилей было мало, дорожное движение спокойное. Но в фильме Данелии многие кадры как раз передают обратное впечатление - город бурлит, движется (напомню, фильм про 1963 год, и это не имитация того времени, а именно то самое время).
Так в фильме выглядят улицы, запруженные автомобилями. Очень было бы интересно получить комментарий знатока, какие марки машин на улице и хорошие ли были автомобили?
Я не разбираюсь в том, как это снято, но ощущение, что кадр специально выстроен так, чтобы показать суету, шум - это густая, плотная картинка.
А так выглядит парковка во дворах. Не скажешь, что машин мало.
Движение активное - без риска улицу не перебежишь. И это шестидесятые! Меньше 20 лет после окончания войны.
Посмотрите на парковку. Места не найти. Интересно, а тогда парковки были бесплатными или платными?
Молоко разливное - закончилось за час?
У кафе напротив дома метростроевца Коли стояла очередь за молоком (квасом?). Я подобную картинку вспоминаю смутно. Вроде из раннего детства - бочки, желтые такие, люди с бидончиками в очередях, но пока я рос, бочки перестали привозить во дворы.
А вот тут идет Саша, друг Коли, будит спящего после смены товарища, и тот сердится, что спал меньше часа. Получается, молоко раскупили за часа два? Такую-то бочку? Вот ее уже увозят.
Почему все читают за столом?
Газеты, книги, журналы...И все читают за едой. Как норма.
Сгущенка свободно в продаже?
Люди старше меня по возрасту, вспоминая СССР, любят перечислять дефицит советского времени: "обувь выкинули", "стиральный порошок дают" и пр. Ничего не выкидывали и не давали - это просто название продаж чего-то нужного, но с трудом доступного. В числе того, что НЕ в Москве, а в Союзе было в дефиците: колбаса, кофе, шоколад, красивые вещи, мебель, бытовая техника, косметика. Называли в числе желанного, но "доставать" надо, - и сгущенку. Ну и как понять этот кадр? Просто для кино поставили?
Почему они все едят мороженое?
Мне казалось раньше, что в советских фильмах все курят. А в фильме Данелии все едят мороженое. Причем, на улицах, в магазинах, в парке, на вокзале. Какое-то поветрие. Это примета времени? Сейчас мороженое не принято есть на улице, хотя никто не отберет, конечно, и не оштрафуют. Но все же - это еда, и едят мороженое в кафе или дома. В наше время человек со стаканчиком кофе на улице - норм, а с беляшом или мороженым - ну, такое себе...
У Данелии едят даже в магазине, когда случайно можно испачкать других, и это странно.
Неужели все пьют из одного стакана?
Вот этого не могу понять, просто не вмещается в мое сознание. Покупателей тут тысячи, ежедневно. Всяких: стоматологических больных, инфекционных, просто неряшливых. И все пьют из одного стакана газировку? Только споласкивают слегка дно стекляшки после предыдущего покупателя. Неужели советские врачи не понимали риски заражения?
Про правду жизни
Мне понятно, когда герой фильма-сибиряк начинает рассказывать коренному москвичу историю Чистых прудов. Даже я помню из школьных лет, как нам внушали любовь к Москве. Ты там первый раз, к примеру, но уже как дома. Понятно, что режиссёр хотел подчеркнуть многонациональный характер страны и международный (сцена в такси с японцем) интерес к городу.
Но не перебор ли это - какие-то восточные люди, кажется, узбеки, в тюбетейках и халатах? Все же время послевоенное, сытое, люди приехали в главный город страны из своих мест, а одеты, как соседний кишлак на ярмарку? Как понять - режиссер подсмотрел этот кадр из жизни или ради изобразительного ряда велел актерам одеться в национальное, чтобы провести идею дружбы народов?
Как упаковывали товар?
Из какого-то советского фильма засела фраза "С бумагой в стране напряженка!". Но фильм Данелии - просто гимн упаковки. Пластинки кладут в отдельный конверт, вещи аккуратно завязывают в тючки и кладут в коробки. Так что там с бумагой - дефицит или все в порядке?
Концерт на открытом воздухе
Снова не могу понять: неужели это бесплатный концерт в парке - яблоку же негде упасть?! Неужели люди так стремились к публичному, не филармоническому искусству (и даже, подозреваю, к самодеятельному), если набивались до отказа на концертные площадки? Или все же - это условность, и такой массовки никогда не было?
Почему невеста скромной внешности?
Саша: Свет, скажи, а ты меня любишь? Что «да»? «Да» — да, или «да» — нет?
Весь фильм ждешь ослепительную красавицу, а вместо нее - не хочу обидеть исполнительницу, наверняка, она женщина приятная, и это всего лишь ракурсы, которые выбраны специально, чтобы подчеркнуть ее заурядность и даже антикрасоту, - мягко говоря, женщина на любителя: нос туфелькой, лицо простецкое. Как так, герой Стеблова помирает от любви и каждые пять минут звонит девушке, опасаясь, как бы "не увели", а по факту - там серый воробушек?
Что мне очень понравилось в фильме
Ощущение молодости, силы, энергии, оптимизма. Много красивых кадров молодых, сильных людей. С фильмом можно заряжаться позитивом.
Какие-то невероятные, щемящие кадры под дождем. Тебя словно самого вода омывает. Остается ощущение свежесть, обновления! Дождь никого не пугает, напротив, много веселых лиц.
Москва понравилась. В ней не чувствуется сегодняшняя напыщенность и отдаленность от страны. Просто кварталы... Широкие проспекты, петли рек, мощные, как рукопожатие, мосты.
И Москва старинная, которая спрятана в улочках не для туристов, для жизни москвичей тоже очаровала. Красивый город.
Вообще от фильма остались светлые эмоции, но и вопросы, на которые пока не нашел ответа.