Найти в Дзене
Григорий И.

Как французский граф покорял Бразилию

Оглавление

Алексей Храпчевский, специально для: Григорий И. Дзен из Бразилии

Я наткнулся на эту статью в Motor1, когда переводил очерк Жоао из Рио «Эпоха автомобиля». Взялся за перевод, не дочитав пары абзацев. Так концовка стала для меня таким же сюрпризом, каким станет и для уважаемого читателя.

Как нам относиться к таким историческим персонажам? Думаю, решение французского суда от 1950 года вполне отвечает на этот вопрос. А о том, как относиться к свершениям этих в персонажей, описанным в Статье, решать вам. Так или иначе, многие из брендов, которые мы и по сей день продолжаем обогащать, оплачивая услуги или товары оных, вымазаны теми же красками, что и история героя приведённого ниже текста. Свершения есть свершения. Героизм есть героизм.

Напоследок лишь приведу пару комментариев бразильцев, оставленных под оригиналом Статьи:

«Увы, парень мог бы оставить после себя достойное наследие подвигов, но склонился перед больной идеологией...» – Бруно Пелергине
«Сенсационная история. Как и многие друзья, я перешёл от восхищения к отвращению. Удивительно, как соблазняют мифы. Выход — изучать историю» – Тиагу Кавалканти

История автомобилизма: первая поездка из Рио в Сан-Паулу продлилась 36 дней (оригинал)

Удивительные истории графа де Ледэна, которому предстоял долгий переезд по Бразилии на автомобиле.

Отважный, богатый и предприимчивый граф Жак Були де Ледэн (Jacques Bouly de Lesdain) не стеснял себя рамками тривиального. Когда он высадился в Рио-де-Жанейро летом 1908 года, двадцатисемилетний француз уже был опытным путешественником, объездившим добрую половину Азии как дипломат «научно-исследовательских миссий» в глубинках Монголии и Китая.

Граф прибыл в сопровождении своей первой жены, американки Мэйбл Бэйли, так же успевшей повидать и Тибет и Индию в своих путешествиях. Их караваны из лошадей, мулов и верблюдов уже нашли отражение в хорошо иллюстрированных книгах об этнографии и приключениях.

-2

Граф де Ледэн и Мэйбл в Тибете

Граф привёз в Рио новенький автомобиль компании Richard-Brasier – 16/26HP. Brasier тогда как раз были на подъёме, они только что заключили контракт с Леоном Тери, дважды чемпионом Кубка Гордона Беннета (1904 и 1905 годов) – одного из главных автомобильных соревнований начала века. Граф вынашивал идею открытия представительства Brasier в Бразилии.

-3

Реклама компании Brasier того времени

Соблазнённый горой Корковадо (на тот момент ещё не украшенной Иисусом Искупителем), Ледэн решил взобраться на неё на автомобиле. В то время единственной дорогой на вершину горы была дорога железная. Благородный Жак был назван «сумасшедшим», однако своего добился, покорив и Корковадо, и заголовки местной прессы.

-4

Подъём на Корковадо

«Конкурент» доехал из Рио до Петрополиса за три дня

Именно тогда пошли слухи о том, что кто-то пытается добраться в Сан-Паулу на машине. Азартный де Ледэн без промедления помчался в гараж собирать команду из трёх друзей – шофёров и механиков (так же французов: Анри Тротэ, Гастон Конт и Альбер Вивэс). Собирались в спешке: часть кузова Brasier-а сняли, освободив место для инструментов, цепей, тряпок, керосина и 18-ти канистр бензина. Так же в команду вошел 12-летний бразильский мальчуган, имя которого для потомков не сохранилось.

-5
-6
-7

Засветло 6 марта 1908 года из гаража Garage Excelsior в самом центре Рио-де-Жанейро Brasier выехал в сторону Жакарепагуа. Ледэн, однако, слышал звон, да не знал, что «конкурент» его не собирался ехать в Сан-Паулу, а только первым добраться на машине из Рио в Петрополис. Три дня тогда понадобилось Гастау де Алмейде (Gastão de Almeida), чтобы достичь имперского города на своём Dietrich (на поезде этот путь занимал чуть больше одного часа).

-8

Конкурент Гастау и его Lorraine-Dietrich на пути в Петрополис

Пока Гастау праздновал успех в Серра Флуминенсе, Ледэн уже сожалел о своей авантюре. В связи с отсутствием дороги, которая бы соединяла два крупнейших города страны (первое шоссе Рио – Сан-Паулу будет открыто только в 1928 году), решено было использовать пути перегонки скота и тропы, соединявшие ближайшие фазенды.

На пятый день поездки автомобиль всё ещё волочился через Белен (современный муниципалитет Жапери, сегодня являющийся столичным районом Рио-де-Жанейро). Ледэн сгонял на поезде в столицу и обратно, чтобы запастись дополнительной горючкой, запчастями и провизией. Даже еда уже заканчивалась.

-9
-10

Жапери, Рио... Сан-Паулу. Приключения только начинались

За Мендишем (практически там же – прим. переводчика) группа Ледэна снова и снова блуждала под летними тропическими дождями. Кроме отсутствия ориентиров, путников донимала грязища бездорожья, в которой ботинки увязали по щиколотки. Еще одной проблемой явилось отсутствие мостов через всевозможные речки и ручьи. Автозаправок, разумеется, не существовало – приходилось тащить с собой канистрищи по 50 литров. Нередко Brasier нужно было буксировать местными быками.

15 километров за 34 часа

Проезжая очередной городок, экспедиция останавливалась и телеграфировала в столичные газеты, рассказывая о последних приключениях. Из Барра-ду-Пираи, например, сообщили, что хорошенько застряли без возможности продолжать путь. На преодоление 15-ти километров ушло аж целых 34 часа. Несмотря на неудачи и вызовы судьбы, группа продвинулась через долину Параиба, часто ночуя под открытым небом.

-11

Народ окружает Ледэна по прибытии в Сан-Паулу

В городе Ареяс, уже в штате Сан-Паулу произошел очередной интересный инцидент: местные собрались со всей округи на центральную площадь, чтобы впервые в жизни посмотреть на автомобиль. Мэр города воздал путешественникам почести, и всё шло, как по маслу, пока Ледэн не решился таки завести машину. После нескольких оборотов рукояти четырехцилиндровый двигатель Brasier запыхтел и разразился микро-взрывами. Народ в панике побежал, а один гражданин в толпе даже сломал ногу.

-12

Карикатура про невзгоды Ледэна. "Сперва лучше бы тысячу раз взобрались на Сахарную гору!"

Преодолев половину пути, герои послали телеграммы в Сан-Паулу, оповестив о своём неминуемом скором прибытии. В день 11 апреля сотни любопытных и увлечённых автоспортом собрались в районе Пенья, в столице штата, чтобы встретить героя.

Ледэн поблагодарил бразильцев за доброту, они направляли и принимали на ночлег его команду на протяжении всего приключения, продлившегося 36 дней и 700 километров (путь был далеко не прямой, в отличие от современного...). В ресторане Rotisserie Sportsman, отмечая успешное завершение эпопеи, с бокалом шампанского в руке граф объявил, что намерен продолжить свой путь к следующему городу, а затем и следующему...

-13

Публикация о подъёме на гору Корковадо

Сан-Паулу – Сантос, на машине, в первый раз

Всего через четыре дня с момента прибытия Ледэна в Сан-Паулу был дан старт новому «рейду», в этот раз – в Сантос. Франзуский граф собрал команду из местных водителей, куда вошли: Паулу и Антониу Прадо, Кловис Глисериу, Бенту Канаварро и Луиз Барбоса да Силва. Так же в путь собрались журналист Мариу Кардим и группа механиков.

На этот раз могучий Brasier шёл в сопровождении Sizaire-Naudin и Motobloc – так же французских автомобилей. Это были первые машины, проехавшие путь из Сан-Паулу в Сантос в новом приключении, которое заняло 36 часов.

-14

Brasier на Гран-при 1907 года

Первая гонка Бразилии

В день 26 июля Ледэн снова оказался в Сан-Паулу и готовился принять участие в первой бразильской автогонке на трассе Итапекерика (Circuito de Itapecerica). В этот раз удача отвернулась: во время тренировки Brasier был разбит. Одолжили другую машину (Herald), и снова авария. Ледэн сломал челюсть.

Но благородному французу, видимо, была мила Бразилия, здесь он остался ещё надолго. В феврале 1909 года съездил на своём Brasier из Сан-Паулу в Кампинас. Путь в 180 километров (тогда) был пройден за 25 часов. Главной трудностью тогда стало топливо. В городке Атибая, например, графа спас мотоциклист, проезжавший мимо с полным баком бензина.

После этого приключения никакой информации о иных свершениях Ледэна здесь нет.

-15

Граф Жак де Ледэн

Конец графа

Граф прожил ещё много лет, в конечном итоге таки запятнав свою красочную биографию. Восторженный сторонник нацизма ещё с 30-х годов, он стал верным немецким коллаборационистом во время оккупации Франции в годы Второй мировой войны. После поражения нацистов Ледэн бежал из родной страны, где в 1950 году был заочно приговорён к смертной казни. Под защитой Ватикана он долгое время работал, издавая журнал L'Osservatore Romano. Жак де Ледэн умер в Риме в январе 1976 года, ему было 95 лет.

Оригинальный текст: Джейсон Вожел (Jason Vogel) для Motor1
Фотографии и подписи к ним оттуда же ничего не менял.
Помощь с французами и их именами: Margaux en France

----------------------------------------------------------------------------------------

Алексей Храпчевский из Бразилии: