Найти в Дзене
Александр Снитовский

«Родилась в рубашке»: сербская стюардесса, которая выжила после падения с десяти тысяч метров

Человеческая жизнь, как сюжет интересной книги, иллюстрация. Источник: Achraf Baznani
Человеческая жизнь, как сюжет интересной книги, иллюстрация. Источник: Achraf Baznani

Мой знакомый однажды сказал: «У людей такие истории в жизни происходят, что хоть фильмы снимай, хоть книги пиши». История сербской стюардессы Весны Вулович как раз такая: во-первых, в нее сложно поверить, а, во-вторых, она без преувеличения является уже готовой основой для остросюжетного фильма. Да и как иначе! Много вы знаете людей, которые выживали после падения с высоты в 10 000 метров?! Уверен, что нет.

Кадр из фильма "Древо жизни"
Кадр из фильма "Древо жизни"

Уроженка Сербии Весна Вулович стала знаменитостью и вошла в Книгу рекордов Гиннесса (мировой рекорд высоты для выживших при свободном падении без парашюта (10 160 м)). благодаря чудовищному случаю, столкнуться с которым не пожелаешь и злейшему врагу. Будучи стюардессой, 26 января 1972 года она работала на рейсе JAT 367, который совершал самолёт McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Yugoslav Airlines.

Весна Вулович. Источник: wikipedia.org
Весна Вулович. Источник: wikipedia.org

Когда самолет пролетал над немецким Херсдорфом, он внезапно исчез с радаров, а через 46 минут после вылета взорвался в воздухе. Во время взрыва Весна находилась в салоне, и вместе с обломками самолета она рухнула с огромной высоты. Сербская стюардесса получила многочисленные переломы и травмы и несколько дней пролежала в коме, но в итоге пришла в сознание и стала единственной выжившей в этой ужасной катастрофе…

Весна Вулович, коллаж. Источник: allthatsinteresting.com
Весна Вулович, коллаж. Источник: allthatsinteresting.com

Весна Вулович родилась 3 января 1950 года в Белграде. Её отец занимался деятельностью в сфере коммерции, а мать была инструктором по физподготовке. В детстве Весна мечтала стать врачом, но, повзрослев, пересмотрела свои взгляды на жизнь и поступила на языковое отделение. Девушка хотела улучшить свои знания английского языка, чтобы понимать песни своей любимой группы «The Beatles». По окончании первого курса она отправилась на стажировку в Великобританию, после чего все же вернулась обратно в Белград.

Весна Вулович. Источник: allthatsinteresting.com
Весна Вулович. Источник: allthatsinteresting.com

Изначально Весна даже не рассматривала возможность когда-нибудь стать бортпроводницей – ее мало интересовали самолеты. Однако, вернувшись в Белград, она вдруг загорелась идеей освоить эту профессию. По одной из версий, на ее решение повлиял знакомый, который уже отучился на пилота государственной авиакомпании JAT и предложил Весне освоить работу стюардессы, чтобы иметь возможность чаще бывать в Лондоне.

Весна Вулович. Источник: dailytelegraph.com.au
Весна Вулович. Источник: dailytelegraph.com.au

По другой, Весна решила стать бортпроводницей после общения с подругой, которая уже работала стюардессой в JAT и расписывала эту профессию, как уникальный шанс больше путешествовать и посмотреть мир. В общем, Весна Вулович решила, что непременно станет стюардессой. Ну и, собственно, стала…

Весна Вулович. Источник: yahoo.com
Весна Вулович. Источник: yahoo.com

В 1971 году девушке предложили присоединиться к национальной авиакомпании Югославии JAT Airways, однако еще до трудоустройства в JAT врачи диагностировали у Весны пониженное давление: это грозило тем, что она могла не пройти медкомиссию и, соответственно, не получить столь желанную работу.

Весна Вулович. Источник: guinnessworldrecords.com
Весна Вулович. Источник: guinnessworldrecords.com

Этого Весна допустить не могла, поэтому перед прохождением медкомиссии выпила очень много кофе, и в итоге успешно прошла обследование. Так с 1971 года она начала свою работу в качестве стюардессы в компании JAT Airways, а уже в 1972 году оказалась на том злополучном рейсе, который разделил ее жизни на «до» и «после».

Весна Вулович. Источник: AP Photo
Весна Вулович. Источник: AP Photo

Утром 25 января 1972 года в Копенгаген прибыл сменный экипаж, которому предстояло вести рейс 367 авиакомпании JAT, совершавшему перелёт из Стокгольма в Белград с остановкой в Копенгагене. В состав экипажа вошли командир воздушного судна Людвиг Раздрих, второй пилот Ратко Михич, бортпроводники Драган Димитревич, Слободанка Гавранович и, собственно, Весна Вулович.

Тот же тип самолета, на котором летела Весна Вулович. Источник: youtube.com
Тот же тип самолета, на котором летела Весна Вулович. Источник: youtube.com

Примечательно, что изначально Весна не должна была находиться на борту: компания перепутала её с другой бортпроводницей по имени Весна Николич. На тот момент Весна проработала в компании 8 месяцев, но продолжала числится стажёром. Тем не менее, она выразила желание лететь, поскольку очень хотела увидеть Данию, в которой никогда не была.

Стюардессы самолетов JAT. Источник: exyuaviation.com
Стюардессы самолетов JAT. Источник: exyuaviation.com

26 января 1972 года самолёт McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании JAT вылетел из аэропорта Стокгольма и, спустя час, приземлился в копенгагенском аэропорту Каструп. Члены сменного экипажа, в составе которого была и Вулович, отправились на посадку. Как потом вспоминала Весна, среди выходивших из только что приземлившегося самолета людей, она заметила весьма подозрительного мужчину, на которого обратили внимание и другие члены экипажа, и даже один из руководителей аэропорта.

Аэропорт Каструп в Копенгагене. Источник: wikimedia.org
Аэропорт Каструп в Копенгагене. Источник: wikimedia.org

Позже стало известно, что этот человек не вернулся на борт самолёта, а значит, он вполне мог быть причастен к последующим трагическим событиям. Дело в том, что в те годы меры безопасности в аэропортах были не строгими, и теоретически пробраться в багажное отделение самолёта мог кто угодно.

Аэропорт Каструп в Копенгагене. Источник: wikimedia.org
Аэропорт Каструп в Копенгагене. Источник: wikimedia.org

Несмотря на то, что неизвестный привлек внимания членов экипажа, никаких мер предпринято не было, и команда спокойно погрузилась в самолет. В тот день на борту рейса 367 находилось 28 человек - 5 членов экипажа и 23 пассажира. Самолет произвел взлет и набор высоты в штатном режиме, и весь последующий полет проходил на высоте около 10 тысяч метров. По плану, рейс 367 должен был прибыть в Белград в 17.00 по Гринвичу (19.00 по московскому времени), однако уже в 16.01 прекратилась работа бортовых самописцев, и самолет исчез с радаров.

JAT DC-9 YU AHL, 1972 год. Источник: wikimedia.org
JAT DC-9 YU AHL, 1972 год. Источник: wikimedia.org

Исчезновение борта с военных радаров Чехословакии заметили не сразу, а когда все же заметили, военные сперва сослались на технические неполадки, которыми тогда страдали все радары. Но когда по прошествии трёх минут самолет на радарах так и не появился, диспетчеры заподозрили неладно.

Самолет на радаре, иллюстрация. Источник: Getty/iStockphoto
Самолет на радаре, иллюстрация. Источник: Getty/iStockphoto

Они и представить не могли, что в 16.01 по Гринвичу на борту рейса 367 прогремел взрыв, в результате которого самолёт в буквальном смысле развалился на куски прямо в воздухе. Все члены экипажа и пассажиры вылетели из самолета и разбились насмерть, обломки воздушного судна упали рядом с деревней Србска-Каменице, а расстояние между разбросанными обломками достигало 30 км.

Обломки самолета. Источник: dailyrecord.co.uk
Обломки самолета. Источник: dailyrecord.co.uk

Тела пилотов были найдены примерно в 7-8 км от места падения: кислородные маски у них не сработали. Позднее медики сделают заключение, что у всех погибших взорвались лёгкие в результате резкой декомпрессии и лопнули барабанные перепонки. У всех...кроме Весны.

Обломки самолета. Источник: Bureau of Aircraft Accident Archives
Обломки самолета. Источник: Bureau of Aircraft Accident Archives

В момент, когда произошёл взрыв, Весна Вулович работала в пассажирском салоне, и практически сразу потеряла сознание. Впоследствии девушка не могла вспомнить, где именно находилась в момент взрыва.

Искореженный хвост DC-9 после того, как он взорвался в воздухе и приземлился на замерзшем склоне горы. Источник: dailyrecord.co.uk
Искореженный хвост DC-9 после того, как он взорвался в воздухе и приземлился на замерзшем склоне горы. Источник: dailyrecord.co.uk

Эксперты выдвинули версию, что в момент, когда девушка потеряла сознание, она находилась в средней части фюзеляжа или в хвосте самолёта, и ее вместе с креслом просто зажало между трупами и частями багажа. К тому же, часть самолета, в которой оказалась Весна, упала на заснеженную гору в районе чехословацкой деревни, и, вероятно, толстый слой снега и ветки смягчили удар.

Обломки самолета, на котором летела Весна Вулович. Источник: extralife.cz
Обломки самолета, на котором летела Весна Вулович. Источник: extralife.cz

Свидетелем падения самолета стал местный житель Бруно Хонке, который в то время рубил дрова у себя в сарае. Услышав громкий звук взрыва, он выбежал на улицу, где другие жители деревни уже вовсю обсуждали падение самолета, а затем устремился в сторону того места, куда предположительно упал самолет.

Обломки самолета. Источник: reddit.com
Обломки самолета. Источник: reddit.com

Несмотря на темноту, он хотел хотя бы попытаться найти выживших и, по возможности, помочь хотя бы кому-то. Зайдя глубоко в лес, Бруно вдруг услышал женский голос, звавший на помощь, а спустя мгновение он обнаружил обломки самолёта, которыми была зажата Весна Вулович. Бруно Хонке вспоминал, что бирюзовая форма стюардессы была залита кровью, а сила взрыва была такой, что разорваны были даже её туфли!

Обломки самолета. Источник: Archiv Pavla Krejčího
Обломки самолета. Источник: Archiv Pavla Krejčího

Сама же Весна была прижата тележкой для еды, а сверху на ней лежал один из погибших членов экипажа. Хонке, который во время Второй мировой войны был полевым врачом немецких войск, сумел разобрать обломки и оказать девушке первую медицинскую помощь прежде, чем прибыли спасатели.

Обломки самолета. Источник: Archiv Pavla Krejčího
Обломки самолета. Источник: Archiv Pavla Krejčího

Уже в госпитале у Весны Вулович диагностировали, согласно разным источникам, перелом черепа в нескольких местах, и в том числе перелом основания черепа, отёк мозга, внутримозговое кровоизлияние, перелом обеих ног и трёх позвонков, открытый перелом левой голени, перелом левой руки, трёх правых рёбер и нескольких пальцев на правой руке, перелом таза, ушиб печени и почек, а также множество рваных ран.

Весна Вулович. Источник: Nosek Josef / ČTK / Profimedia
Весна Вулович. Источник: Nosek Josef / ČTK / Profimedia

А в связи с тем, что один позвонок был полностью раздавлен, девушка оказалась парализована ниже пояса. К тому же Весна какое-то время провела в коме, а, когда очнулась, ко всему имеющемуся набору повреждений добавилась еще и амнезия: девушка не помнила ничего во временной промежуток, начинавшийся за час до катастрофы и заканчивавшийся по прошествии месяца после катастрофы, когда она встретилась в госпитале с родителями.

Весна Вулович в больнице. Источник: onlinebrest.by
Весна Вулович в больнице. Источник: onlinebrest.by

Вулович перенесла ряд операций, после которых смогла пошевелить левой ногой, а ещё через месяц начала шевелить правой ногой. Но в общей сложности с параличом нижней части тела (от пояса к ногам) она провела 10 месяцев.

Весна Вулович в больнице. Источник: Picha Oldřich / ČTK / Profimedia
Весна Вулович в больнице. Источник: Picha Oldřich / ČTK / Profimedia

Еще шесть месяцев продлилась ее реабилитация, после которой Весна даже попросилась снова летать в рейсы с JAT. Она аргументировала это тем, что совершенно не помнит катастрофу, поэтому и страха полетов у нее нет.

Весна Вулович в больнице. Источник: onlinebrest.by
Весна Вулович в больнице. Источник: onlinebrest.by

Однако девушке отказали и вместо этого предоставили работу в офисе авиакомпании. Теперь весна летала самолетами JAT уже в качестве пассажира, что несколько удивляло других пассажиров, но они все равно старались сесть к ней поближе. На всякий случай.

Весна Вулович. Источник: allthatsinteresting.com
Весна Вулович. Источник: allthatsinteresting.com

У себя на родине Весна стала национальной героиней и получила прозвище «Волшебница Весна». После катастрофы и своей реабилитации Вулович была удостоена приёма у президента Югославии Иосипа Броза Тито, а певец Мирослав Илич даже записал посвящённую ей песню «Vesna stjuardesa» («Стюардесса Весна»). Девушке даже подарили кусок земли из Србска-Каменице и присвоили звание почётного гражданина деревни.

Весна Вулович. Источник: express.co.uk
Весна Вулович. Источник: express.co.uk

В 1985 году имя Весны Вулович было внесено в Книгу рекордов Гиннесса как человека, который упал с наибольшей высоты без парашюта и остался в живых - 10 160 м.

Весна Вулович, фрагмент газетной статьи. Источник: globalvoices.org
Весна Вулович, фрагмент газетной статьи. Источник: globalvoices.org

Вулович побила рекорды многих других людей, выживших в подобных падениях: Алана Маги (более 6000 м), Юлианы Кёпке (около 3000 м), Николаса Алкемада (5490 м) и Ивана Чиссова (6505 м). Свою награду она получила в Лондоне от Пола Маккартни, с которым тогда впервые встретилась.

Пол Маккартни с Весной Вулович. Источник: guinnessworldrecords.com
Пол Маккартни с Весной Вулович. Источник: guinnessworldrecords.com

Не стало Весны Вулович 23 декабря 2016 года. Она умерла у себя дома, в Белграде, в возрасте 66 лет. Предположительно у нее имелись серьезные проблемы с сердцем: незадолго до кончины Вулович перенесла инфаркт.

Весна Вулович. Источник: Filip Horvat for The International Herald Tribune
Весна Вулович. Источник: Filip Horvat for The International Herald Tribune

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!