Мой знакомый однажды сказал: «У людей такие истории в жизни происходят, что хоть фильмы снимай, хоть книги пиши». История сербской стюардессы Весны Вулович как раз такая: во-первых, в нее сложно поверить, а, во-вторых, она без преувеличения является уже готовой основой для остросюжетного фильма. Да и как иначе! Много вы знаете людей, которые выживали после падения с высоты в 10 000 метров?! Уверен, что нет.
Уроженка Сербии Весна Вулович стала знаменитостью и вошла в Книгу рекордов Гиннесса (мировой рекорд высоты для выживших при свободном падении без парашюта (10 160 м)). благодаря чудовищному случаю, столкнуться с которым не пожелаешь и злейшему врагу. Будучи стюардессой, 26 января 1972 года она работала на рейсе JAT 367, который совершал самолёт McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Yugoslav Airlines.
Когда самолет пролетал над немецким Херсдорфом, он внезапно исчез с радаров, а через 46 минут после вылета взорвался в воздухе. Во время взрыва Весна находилась в салоне, и вместе с обломками самолета она рухнула с огромной высоты. Сербская стюардесса получила многочисленные переломы и травмы и несколько дней пролежала в коме, но в итоге пришла в сознание и стала единственной выжившей в этой ужасной катастрофе…
Весна Вулович родилась 3 января 1950 года в Белграде. Её отец занимался деятельностью в сфере коммерции, а мать была инструктором по физподготовке. В детстве Весна мечтала стать врачом, но, повзрослев, пересмотрела свои взгляды на жизнь и поступила на языковое отделение. Девушка хотела улучшить свои знания английского языка, чтобы понимать песни своей любимой группы «The Beatles». По окончании первого курса она отправилась на стажировку в Великобританию, после чего все же вернулась обратно в Белград.
Изначально Весна даже не рассматривала возможность когда-нибудь стать бортпроводницей – ее мало интересовали самолеты. Однако, вернувшись в Белград, она вдруг загорелась идеей освоить эту профессию. По одной из версий, на ее решение повлиял знакомый, который уже отучился на пилота государственной авиакомпании JAT и предложил Весне освоить работу стюардессы, чтобы иметь возможность чаще бывать в Лондоне.
По другой, Весна решила стать бортпроводницей после общения с подругой, которая уже работала стюардессой в JAT и расписывала эту профессию, как уникальный шанс больше путешествовать и посмотреть мир. В общем, Весна Вулович решила, что непременно станет стюардессой. Ну и, собственно, стала…
В 1971 году девушке предложили присоединиться к национальной авиакомпании Югославии JAT Airways, однако еще до трудоустройства в JAT врачи диагностировали у Весны пониженное давление: это грозило тем, что она могла не пройти медкомиссию и, соответственно, не получить столь желанную работу.
Этого Весна допустить не могла, поэтому перед прохождением медкомиссии выпила очень много кофе, и в итоге успешно прошла обследование. Так с 1971 года она начала свою работу в качестве стюардессы в компании JAT Airways, а уже в 1972 году оказалась на том злополучном рейсе, который разделил ее жизни на «до» и «после».
Утром 25 января 1972 года в Копенгаген прибыл сменный экипаж, которому предстояло вести рейс 367 авиакомпании JAT, совершавшему перелёт из Стокгольма в Белград с остановкой в Копенгагене. В состав экипажа вошли командир воздушного судна Людвиг Раздрих, второй пилот Ратко Михич, бортпроводники Драган Димитревич, Слободанка Гавранович и, собственно, Весна Вулович.
Примечательно, что изначально Весна не должна была находиться на борту: компания перепутала её с другой бортпроводницей по имени Весна Николич. На тот момент Весна проработала в компании 8 месяцев, но продолжала числится стажёром. Тем не менее, она выразила желание лететь, поскольку очень хотела увидеть Данию, в которой никогда не была.
26 января 1972 года самолёт McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании JAT вылетел из аэропорта Стокгольма и, спустя час, приземлился в копенгагенском аэропорту Каструп. Члены сменного экипажа, в составе которого была и Вулович, отправились на посадку. Как потом вспоминала Весна, среди выходивших из только что приземлившегося самолета людей, она заметила весьма подозрительного мужчину, на которого обратили внимание и другие члены экипажа, и даже один из руководителей аэропорта.
Позже стало известно, что этот человек не вернулся на борт самолёта, а значит, он вполне мог быть причастен к последующим трагическим событиям. Дело в том, что в те годы меры безопасности в аэропортах были не строгими, и теоретически пробраться в багажное отделение самолёта мог кто угодно.
Несмотря на то, что неизвестный привлек внимания членов экипажа, никаких мер предпринято не было, и команда спокойно погрузилась в самолет. В тот день на борту рейса 367 находилось 28 человек - 5 членов экипажа и 23 пассажира. Самолет произвел взлет и набор высоты в штатном режиме, и весь последующий полет проходил на высоте около 10 тысяч метров. По плану, рейс 367 должен был прибыть в Белград в 17.00 по Гринвичу (19.00 по московскому времени), однако уже в 16.01 прекратилась работа бортовых самописцев, и самолет исчез с радаров.
Исчезновение борта с военных радаров Чехословакии заметили не сразу, а когда все же заметили, военные сперва сослались на технические неполадки, которыми тогда страдали все радары. Но когда по прошествии трёх минут самолет на радарах так и не появился, диспетчеры заподозрили неладно.
Они и представить не могли, что в 16.01 по Гринвичу на борту рейса 367 прогремел взрыв, в результате которого самолёт в буквальном смысле развалился на куски прямо в воздухе. Все члены экипажа и пассажиры вылетели из самолета и разбились насмерть, обломки воздушного судна упали рядом с деревней Србска-Каменице, а расстояние между разбросанными обломками достигало 30 км.
Тела пилотов были найдены примерно в 7-8 км от места падения: кислородные маски у них не сработали. Позднее медики сделают заключение, что у всех погибших взорвались лёгкие в результате резкой декомпрессии и лопнули барабанные перепонки. У всех...кроме Весны.
В момент, когда произошёл взрыв, Весна Вулович работала в пассажирском салоне, и практически сразу потеряла сознание. Впоследствии девушка не могла вспомнить, где именно находилась в момент взрыва.
Эксперты выдвинули версию, что в момент, когда девушка потеряла сознание, она находилась в средней части фюзеляжа или в хвосте самолёта, и ее вместе с креслом просто зажало между трупами и частями багажа. К тому же, часть самолета, в которой оказалась Весна, упала на заснеженную гору в районе чехословацкой деревни, и, вероятно, толстый слой снега и ветки смягчили удар.
Свидетелем падения самолета стал местный житель Бруно Хонке, который в то время рубил дрова у себя в сарае. Услышав громкий звук взрыва, он выбежал на улицу, где другие жители деревни уже вовсю обсуждали падение самолета, а затем устремился в сторону того места, куда предположительно упал самолет.
Несмотря на темноту, он хотел хотя бы попытаться найти выживших и, по возможности, помочь хотя бы кому-то. Зайдя глубоко в лес, Бруно вдруг услышал женский голос, звавший на помощь, а спустя мгновение он обнаружил обломки самолёта, которыми была зажата Весна Вулович. Бруно Хонке вспоминал, что бирюзовая форма стюардессы была залита кровью, а сила взрыва была такой, что разорваны были даже её туфли!
Сама же Весна была прижата тележкой для еды, а сверху на ней лежал один из погибших членов экипажа. Хонке, который во время Второй мировой войны был полевым врачом немецких войск, сумел разобрать обломки и оказать девушке первую медицинскую помощь прежде, чем прибыли спасатели.
Уже в госпитале у Весны Вулович диагностировали, согласно разным источникам, перелом черепа в нескольких местах, и в том числе перелом основания черепа, отёк мозга, внутримозговое кровоизлияние, перелом обеих ног и трёх позвонков, открытый перелом левой голени, перелом левой руки, трёх правых рёбер и нескольких пальцев на правой руке, перелом таза, ушиб печени и почек, а также множество рваных ран.
А в связи с тем, что один позвонок был полностью раздавлен, девушка оказалась парализована ниже пояса. К тому же Весна какое-то время провела в коме, а, когда очнулась, ко всему имеющемуся набору повреждений добавилась еще и амнезия: девушка не помнила ничего во временной промежуток, начинавшийся за час до катастрофы и заканчивавшийся по прошествии месяца после катастрофы, когда она встретилась в госпитале с родителями.
Вулович перенесла ряд операций, после которых смогла пошевелить левой ногой, а ещё через месяц начала шевелить правой ногой. Но в общей сложности с параличом нижней части тела (от пояса к ногам) она провела 10 месяцев.
Еще шесть месяцев продлилась ее реабилитация, после которой Весна даже попросилась снова летать в рейсы с JAT. Она аргументировала это тем, что совершенно не помнит катастрофу, поэтому и страха полетов у нее нет.
Однако девушке отказали и вместо этого предоставили работу в офисе авиакомпании. Теперь весна летала самолетами JAT уже в качестве пассажира, что несколько удивляло других пассажиров, но они все равно старались сесть к ней поближе. На всякий случай.
У себя на родине Весна стала национальной героиней и получила прозвище «Волшебница Весна». После катастрофы и своей реабилитации Вулович была удостоена приёма у президента Югославии Иосипа Броза Тито, а певец Мирослав Илич даже записал посвящённую ей песню «Vesna stjuardesa» («Стюардесса Весна»). Девушке даже подарили кусок земли из Србска-Каменице и присвоили звание почётного гражданина деревни.
В 1985 году имя Весны Вулович было внесено в Книгу рекордов Гиннесса как человека, который упал с наибольшей высоты без парашюта и остался в живых - 10 160 м.
Вулович побила рекорды многих других людей, выживших в подобных падениях: Алана Маги (более 6000 м), Юлианы Кёпке (около 3000 м), Николаса Алкемада (5490 м) и Ивана Чиссова (6505 м). Свою награду она получила в Лондоне от Пола Маккартни, с которым тогда впервые встретилась.
Не стало Весны Вулович 23 декабря 2016 года. Она умерла у себя дома, в Белграде, в возрасте 66 лет. Предположительно у нее имелись серьезные проблемы с сердцем: незадолго до кончины Вулович перенесла инфаркт.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!