Государственный Эрмитаж - крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Он был открыт для посещения в 1852 году. Коллекция Эрмитажа насчитывает более трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. Главный ансамбль Эрмитажа расположен в центре Санкт-Петербурга. В него входят Зимний дворец - бывшая парадная резиденция русских императоров, здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей, Эрмитажный театр и Запасной дом.
Петр I
История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге начинается в 1708 году. Тогда губернатор города Александр Меншиков построил небольшой деревянный особняк на берегу Невы в подарок на свадьбу Петра I с будущей императрицей Екатериной I. Свадебные палаты, как их стали называть, находились на месте современного Эрмитажного театра.
Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание.
Летний дворец можно найти в Летнем саду у истока Фонтанки из Невы.
Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.
Анна Иоановна
На смену Зимнему Дворцу Петра пришёл деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание вышло недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора - Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышёву.
Елизавета Петровна
Императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Франческо Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России.
Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.
Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании "Зингер" в начале 20-го века пришлось отречься от своей задумки выстроить для себя на Невском проспекте небоскрёб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой выстроили башню и украсили её глобусом, создающим впечатление высоты.
Зимний Дворец построен в стиле, так называемого, Елизаветинского барокко. Он представляет собой четырёхугольник с большим двором внутри. Здание было украшено колоннадами, наличниками, а кровля уставлена сотней роскошных ваз и статуй.
Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы.
Своё название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом.
Строительные работы под руководством Растрелли продолжались семь лет, и ещё год потребовался для оформления внутреннего убранства. Правда, в новом дворце императрице так и не довелось пожить.
Екатерина II
В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришёлся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой залов занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал.
Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце 19-го века появились Красный будуар
Золотая гостиная
и библиотека Николая II.
В первые дни революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство взяло здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея
Где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошёл в состав музея.
Кстати, бирюзовый оттенок у дворца появился сравнительно недавно - в 1947 году. Изначально здание покрасили в охристые тона, а декор был белым. При Александре II дворец приобрёл более тёмный оттенок, а Николай II распорядился перекрасить его в кирпичный цвет. После революции цвет здания ещё несколько раз меняли, пока не нашли тот самый, ставший визитной карточкой Зимнего дворца.
Благодарю за прочтение!
Если статья вам показалась интересной, автора можно поблагодарить за материал, по ссылке: "Донат для автора"
Рекомендуем прочитать: