Найти в Дзене

Антанас Гецевичюс - полицай, который гордился немецкими наградами

В годы Великой Отечественной войны карательные батальоны, собранные из жителей западных регионов Советского Союза, совершали не просто десятки, а даже сотни и тысячи преступлений против мирного населения. Нюанс здесь еще состоит в том, что большая часть этих преступлений были совершены против женщин, стариков и детей. То есть именно тех, кто не мог им равноценно противостоять. Помимо 118-го батальона, о котором я писал неоднократно и который состоял преимущественно из так называемых "бандеровцев", также особенно отличились в различных карательных операциях и бойцы Второго литовского батальона вспомогательной службы полиции (ниже на фото). Для примера, только осенью 1941 года на территории Прибалтики и Беларуси от их рук пострадало более 46 тысяч человек, о чем более подробно будет немного ниже. И это только официально. Но далеко не все из них в послевоенные годы понесли наказание перед законом за все, совершенные ими злодеяния. Сегодня о них как раз и поговорим, а если более конкретно,

В годы Великой Отечественной войны карательные батальоны, собранные из жителей западных регионов Советского Союза, совершали не просто десятки, а даже сотни и тысячи преступлений против мирного населения. Нюанс здесь еще состоит в том, что большая часть этих преступлений были совершены против женщин, стариков и детей. То есть именно тех, кто не мог им равноценно противостоять. Помимо 118-го батальона, о котором я писал неоднократно и который состоял преимущественно из так называемых "бандеровцев", также особенно отличились в различных карательных операциях и бойцы Второго литовского батальона вспомогательной службы полиции (ниже на фото).

  • Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя

Для примера, только осенью 1941 года на территории Прибалтики и Беларуси от их рук пострадало более 46 тысяч человек, о чем более подробно будет немного ниже. И это только официально. Но далеко не все из них в послевоенные годы понесли наказание перед законом за все, совершенные ими злодеяния. Сегодня о них как раз и поговорим, а если более конкретно, то об одном из их представителей, который был повинен в тысячах жертв, но, тем не менее, жил себе спокойно в Европе и ни о чем не переживал.

...Официально известно, что суд над представителями Второго литовского батальона проходил с 10 по 20 октября 1962 года. Суд проходил на территории Литовской ССР и приговор оглашался Судебной коллегией Верховного Суда именно данной республики. Понятное дело, что мы неоднократно слышали о том, будто Советский суд - самый честный в мире. Но все же, здесь стоить учитывать еще и региональную специфику. Насколько он был честным и непредвзятым мы достоверно утверждать не можем. Как факт, стоит обратить внимание на то, что часть из представителей данного батальона смогла в итоге избежать наказания.

Литовская вспомогательная служба полиции
Литовская вспомогательная служба полиции

Как пример одного из таких персонажей, можно привести Антанаса Гецевичюса. В архивах он еще периодически фигурирует как Энтони Гечас. Так его звали, когда он немного видоизменил фамилию уже в послевоенные годы. Это один из главных преступников данного батальона, наравне со своими сослуживцами - некими Юодисом и Импулявичюсом. Кстати, и вот здесь сразу появляется момент относительно непредвзятости. Дело в том, что в различных протоколах допросов все трое фигурировали начиная еще с 1948 года. Однако, официально их имена стали озвучивать начиная лишь с 1960-х. Почему так? Почему только в 1960-х, если про того же Гецевичюса было известно давно? А ведь он к тому времени уже смог основательно осесть в Шотландии, и домой возвращаться явно не собирался. Скажу более того, официально обвинения ему были предъявлены только в середине 1980-х годов.

Но давайте посмотрим на то, что за персонаж был, этот самый Гецевичюс? Многие бывшие сослуживцы характеризовали его как человека, отличавшегося особой жестокостью и цинизмом. Впервые его имя появилось в октябре 1941 года, когда согласно приказу номер 42 в город Минск из Литвы командировался личный состав Второго полицейского батальона. Командиром одной из рот данного батальона как раз и являлся Анастас Гецевичюс. Но, как станет известно из показаний его сослуживцев, еще ранее тот руководил массовой ликвидацией местного населения в одном из районов Каунаса. Так что, поездка в Минск для него не сулила чего-то нового, он прекрасно понимал, что ему предстоит делать.

Образцы формы вспомогательной полиции
Образцы формы вспомогательной полиции

Прекрасно справляясь со своими обязанностями, Гецевичюс в 1942 году был назначен командиром так называемой "ягдкоманды". Так именовались специальные ударные группы по борьбе с партизанами. Нюанс этих самых "ягдкоманд" состоял в том, что под категорию партизан у них попадали практически все местные жители. Так происходило тогда, когда бойцы данной ударной группы не могли обнаружить реальных партизан в закрепленном за ними районе, а для галочки об успешно проведенной операции отчитаться нужно было. Таким образом на территории Беларуси и уничтожались целые деревни. Десятки деревень.

Антанас Гецевичюс
Антанас Гецевичюс

В 1943 году за особое усердие Гецевичюс был награжден немцами "Железным крестом". Более того, его не просто наградили, но еще и использовали в качестве пропаганды. Фото Гецевичюса, награжденного этим крестом, публиковалось тогда во многих немецких СМИ, а в первую очередь в фашистской газете "Карис". После этого он был еще неоднократно награжден немцами и даже поляками, чем позже очень гордился. После войны осел в Шотландии, где и скончался в 2001 году. Когда на территории СССР начался суд над представителями батальона, вспомнили и про Гецевичюса. О нем писали СМИ, журналисты брали у него интервью и даже приглашали на какие-то передачи. Однако, он особо и не отрицал своего прошлого, при этом рассказывая о том, что просто "охранял мосты и казармы", не более того. Однако, только официально удалось доказать его прямую причастность к ликвидации более 30 тысяч человек мирных жителей. Некоторые источники указывают цифру в 45 тысяч мирных и еще 9 тысяч военнопленных. Количество жертв в руководимых им операциях исчисляется десятками тысяч человек. Десятками тысяч мирных граждан. Однако, он спокойно себе жил в Европе и ни о чем не переживал. Ну а выдавать его Советскому Союзу отказались, потому как там нужны были именно такие "герои"...

Читайте также:

Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя

Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу

Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов