30 марта от немцев ждали космического события — запуска первой частной ракеты-носителя в Европе, и, забегая вперед, запуск получился зрелищным.
Долгое время европейская космонавтика стагнировала, создавая никому не нужные поделки вроде ракет легкого класса Vega и тяжелых Ariane. Доходило до того, что европейцы были вынуждены реализовывать совместные запуски с Роскосмосом РН «Союз» с тропического космодрома в Куру с 2007 по 2022 год.
Конечно, европейцев положение бедных космических родственников не устраивало, и, хоть и со скрипом, но частные ракетостроительные компании Европы получили сначала правовую базу для развития, а далее венчурные инвестиции как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. К слову, в РФ этот процесс по-прежнему буксует.
Флагманом частной европейской космической мысли стала компания Isar Aerospace с проектом ракеты Spectrum. 30 марта эта пропановая ракета должна была отправиться в первый испытательный полет, но первый блин вышел комом.
Ракета Spectrum представляет собой двухступенчатый носитель высотой 28 метров и диаметром 2 метра. Она предназначена для вывода полезной нагрузки массой до 1000 кг на низкую околоземную орбиту или до 700 кг на солнечно-синхронную орбиту, что делает её сравнимой с американским лёгким коммерческим носителем Firefly Alpha и существенно превышает возможности новозеландско-американского носителя Electron.
В конструкции ракеты широко используются композитные материалы из углеволокна, что, по заявлению компании-производителя, облегчает автоматизацию производства. На первой ступени ракеты установлено девять разработанных компанией Isar Aerospace двигателей Aquila SL, каждый из которых развивает тягу 75 кН. На второй ступени установлен один двигатель Aquila VAC, предназначенный для работы в вакууме и имеющий тягу 94 кН. В качестве топлива используется необычная криогенная топливная пара: горючим служит сжиженный пропан, а окислителем — жидкий кислород.
Прогнозируемая стоимость вывода полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту составляет порядка 10 000 евро за килограмм.
В назначенное время ракета запустила пропановые двигатели и оторвалась от стартового стола космодрома Аннёйа в Норвегии.
Проблемы начались на 25-й секунде с выходом изделия на курс. Внешне это выглядело так, что ракета резко начала заваливаться вправо, и уже на 30-й секунде автоматика выключила двигатели, после чего ракета саморазобралась в нескольких сотнях метров от стартовой площадки.
На текущий момент неизвестно, почему это произошло. Со стороны не наблюдалось аномалий работы двигателей, а если приводить аналогии, то авария была похожа на сбой в системе управления ракеты-носителя. Впрочем, без официальных сообщений на эту тему выводы делать преждевременно.
Любопытно, что представители самой Isar прямо-таки светились оптимизмом, рассказывая, что для них успехом является тот факт, что ракета вообще сумела оторваться от стартового стола. Также они заявляют, что получили множество данных телеметрии, на основе которых будут сделаны выводы.
В целом, с такой оценкой можно даже согласиться, если учесть, что с первого раза своё изделие не смогли запустить ни SpaceX (Falcon 1), ни Astra (Rocket 3), ни Firefly Aerospace (Alpha), ни Rocket Lab (Electron). Ракетная тематика по-прежнему имеет множество нюансов, которые просто невозможно рассчитать заранее, даже с использованием самых совершенных систем расчета.
А у ракетостроителей Германии в целом всё идёт довольно неплохо. Дело в том, что Isar — это не единственный ракетный стартап, и буквально на пятки им наступают ребята из Rocket Factory Augsburg AG (RFA), которые совсем недавно получили лицензию на первый запуск, который пройдет во всё той же Норвегии.
Rocket Factory Augsburg AG разрабатывает ракету-носитель RFA One, способную выводить до 1300 кг на низкую околоземную орбиту. В январе 2025 года компания получила лицензию оператора космических полетов от Управления гражданской авиации Великобритании (CAA), что позволяет ей осуществлять запуски с космодрома SaxaVord на Шетландских островах. Первый тестовый полет запланирован на вторую половину 2025 года.
В любом случае, как ни крути, будущее космической отрасли лежит в плоскости развития частных компаний. Такие сегодня сосредоточены в США, Китае, ЕС, Японии и даже Индии. Космос становится доступнее.