Найти в Дзене
Свабуно

За что покарали Буса Белояра?

"Повѣдь" повествует о сем тако: Кроме отступников и безбожников были ещё изобретатели оклочных вер. Самый известный из них – князь земли Шерние, Бус из рода Белояров, так-же известный как Драгобуж, сын антского царя Добродана от мордовки Рнувельды (от «руҥо» + «вельда» = цветистоговорящая). Он обучился у маԅдейцев и гноƈтиков, после чего создал своё «учение доброты и смены гнева на милоƈть», которое гласило, что не надо раԅделять народы по верам, ведь все люди, будучи воплощены на Белом Свете, находятся в одинаковой беде, ибо видимый мир сотворён Злым Божеством, и мы все должны сообща выбираться оԏсюда кŏ Доброму Божеству, а в этом могут нам помочь не только родные боги, но и боги других народов, однако – только светлые боги. Верил он в это крепко, другим заповедовал так-же верить, и силу имел от этого учения, да так, что исцелял руками и молитвой, за что назвали его Вакос, т.е. владеющий словом. Столь-же часто последователи называли его Воҗ – «вождь». Сам-же он называл себя богом,

"Повѣдь" повествует о сем тако:

Кроме отступников и безбожников были ещё изобретатели оклочных вер. Самый известный из них – князь земли Шерние, Бус из рода Белояров, так-же известный как Драгобуж, сын антского царя Добродана от мордовки Рнувельды (от «руҥо» + «вельда» = цветистоговорящая).

Он обучился у маԅдейцев и гноƈтиков, после чего создал своё «учение доброты и смены гнева на милоƈть», которое гласило, что не надо раԅделять народы по верам, ведь все люди, будучи воплощены на Белом Свете, находятся в одинаковой беде, ибо видимый мир сотворён Злым Божеством, и мы все должны сообща выбираться оԏсюда кŏ Доброму Божеству, а в этом могут нам помочь не только родные боги, но и боги других народов, однако – только светлые боги.

Верил он в это крепко, другим заповедовал так-же верить, и силу имел от этого учения, да так, что исцелял руками и молитвой, за что назвали его Вакос, т.е. владеющий словом.

Столь-же часто последователи называли его Воҗ – «вождь».

Сам-же он называл себя богом, и тогда его старое имя Бус, что значит «аист», стали произносить как Боз или Боҗ, что значит «божественный».

Поскольку Бусово учение воԅникло на родной земле и не было совершенно чуждым, жрецы хотя и ругали Буса, но не призывали каԅнить как отступника. Они лишь призывали, чтобы люди Бусовой веры примирились сŏ последователями исконной веры и не вносили раздора в общество, нарочно толкуя бытие иначе, нежели исконные жрецы.

Однако-ж, судьба сложилась так, что около 375-го года остготский король Витимир победил войско антов и распял Буса вмеƈте сŏ женой Одрыной, сыновьями Антоном, Вторко и Лэсем, и 70-ю старейшинами. Даже по меркам древноƈти это было неслыханной жестокоƈтью, и многие стали почитать Буса не только мудрецом и чудотворцем, но ещё и мучеником, и говорили, что он в Ирий душою воԅнёƈся при смерти, и даже приносили ему жертвы вŏ виде возлияний из особой «Бусовой чаши».

Другие рассуждали здраво: «Как-же Бус мог попаƈть в Ирий, если сам он лишь на половину ант, и его учение не является вŏ полной мере славянским? «Руневе катаба», его священное писание, начертано какими-то странными письменами, образованными от авеƈтийской азбуки, потому и зовущимися «Армоздове руне» или «рсескы Ормизаду»! Язык там и вовсе похож на готский! А жрецы его веры кто? Картавир – арменец, Эсегель – урман. Зачем распоряжаться нашими душам доверил чужеземцам?! А что за дикие имена они дают детям своих единоверцев: Нилко – вŏ чеƈть реки Нил, Гата – вŏ чеƈть Цердучевых песен-гатов! Зачем это всё на нашей земле? Бус вместо Ирия попал вŏ леку своих вымыслов! Не могло быть иначе, ведь любое отклонение от народной веры вызывает иное посмертие». И на памятных столбах, воздвигнутых последователями Буса, негодующие писали вŏ насмешку: БУС ВОДӮДАӋ АКО МУВЪР, что значит: «Бус – вождь удачливый как мертвец», т.е. неудачник, способный привеƈти паству лишь ко преждевременной смерти вместо вечной жиԅни.

Последователи Буса об’яƈняли его ужасную смерть тем, что якобы он вŏ своём учении раскрыл слишком много правды, и это стало невыносимо для Злого Божества, которое потому и послало Витимира убить правеԃника.

Некоторые говорили, что, поскольку сŏ точки зрения маԅдейцев Бус – анэр, т.е. не-иранец и не-маԅдеец, чья вера равносильна поклонению злым духам, то мобеды своим колдовством заставили Витимира покарать Буса как отступника от маԅдейства, которому тот был обучен.

Противники-же рассуждали иначе: «Не нашлось среди нас храбреца злую оклоку убрать. Хвала богам, что послали этого чужеземца свершить праведное дело! Любил Бус чужеземных богов, вот и погиб от руки чужеземца! Не угодна нашим богам Бусова вера». С ихней подачи имя Буса стало восприниматься от слова «бусый» - не вŏ значении «тёмно-синий как небо», а вŏ смысле «тёмный, непросвещённый, смутьян».

Некоторые-же, для которых его имя по сооԏнесению сŏ готским «бōс» означает «колдун», ƈчитают, что тёмным его прозвали за то, что будто-бы для узкого круга Бус проповедовал скрытую чаƈть своей веры, вŏ которой почитались гневные божества всех народов, отождествляемые сŏ выражающими их вещами, прикопанными на капасах тех предков, что могут быть сооԏнесены сŏ ними сообразно своим деяниям.

Ещё раз итог спору подвёл Х.Д. Якымчук вŏ конце грана «Таемни Свитодары» (1919):

Лэлю, просы Ладо в нэби,
щёб усэ було ғаразд;
нэ прыйдэ-ж у ҵий потрэби
до нас чюжый Ғоромазд.
обнаруженные Ф.Н. Глинкой две надписи на камне из Новгородской губернии,
выполненные «письменами Бусовой веры»
обнаруженные Ф.Н. Глинкой две надписи на камне из Новгородской губернии, выполненные «письменами Бусовой веры»