Найти в Дзене
Alt Mind

Нужно ли всем образование в 21 веке.

Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое. Джон Локк Российская школьная система образования основана на стимулировании амбиций и достижений. Ученикам с детства внушают, что люди равны и каждый может всего добиться самостоятельно. Но уж если не всего, то каждый уважающий себя успешный ученик должен стремиться попасть в университет. У нас в стране все еще одержимы идеей поступления в университеты, хотя высшее образование сегодня ценится гораздо меньше, чем раньше. Дипломы сейчас имеет слишком много людей. Система всеобуча - обязательного общего образования "для всех" – уже не работает. Трудно назвать работающей систему, у которой на выходе высокий уровень брака. Одни продолжают не учиться, а играть роль ученика. Другие в роли учителя тоже неплохо себя чувствуют. Считается, что высшее образование «по-любому не помешает», «всегда пригодится». Мы по-прежнему гордимся малоприменимыми знаниями наших детей, потому что не хотим принимать иные пути, кроме своего собств

Великое искусство научиться многому

— это браться сразу за немногое.

Джон Локк

Российская школьная система образования основана на стимулировании амбиций и достижений. Ученикам с детства внушают, что люди равны и каждый может всего добиться самостоятельно. Но уж если не всего, то каждый уважающий себя успешный ученик должен стремиться попасть в университет.

У нас в стране все еще одержимы идеей поступления в университеты, хотя высшее образование сегодня ценится гораздо меньше, чем раньше. Дипломы сейчас имеет слишком много людей.

Система всеобуча - обязательного общего образования "для всех" – уже не работает. Трудно назвать работающей систему, у которой на выходе высокий уровень брака.

Одни продолжают не учиться, а играть роль ученика. Другие в роли учителя тоже неплохо себя чувствуют.

Считается, что высшее образование «по-любому не помешает», «всегда пригодится». Мы по-прежнему гордимся малоприменимыми знаниями наших детей, потому что не хотим принимать иные пути, кроме своего собственного.

Любой процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которые мы часто склонны не замечать. Образование формирует не только навыки, но и ожидания от жизни, не только дает возможности реализовать себя, но и создает риски фрустрации, если преуспеть не получится.

Экономика не создает достаточного числа вакансий, соответствующих профессиональному уровню молодых специалистов, а менее выгодными предложениями о трудоустройстве обладатели лучшего образования не интересуются. В итоге многие из них, бессмысленно потратив в поисках несбыточного 5–10 лет жизни, в ущерб карьере вынужденно соглашались в зрелом возрасте на работу, не требующую каких-либо дополнительных квалифицированных знаний.

Если заглянуть в торговые центры, то мы обнаружим, что большая часть продавцов —люди с высшим образованием, потратившие несколько лет на изучение права, экономики или инженерного дела.

Как же быть с тем, что не оправдались ожидания, которые были сформированы у них высшим образованием? Сожалеть, что в свое время выбрали не тот путь.

Помимо того, что были потрачены несколько лет жизни на обучение профессии, которая в результате не пригодилась, вложенные в образование средства, человеческие и финансовые ресурсы общества и государства, ожидания и мечты об успешной карьере разбились о жестокую реальность. В конечном счете, после длительного периода безработицы такие специалисты вынуждены рассматривать любые не специализированные их образованию предложения.

Нужно ли тратить школьные и студенческие годы на такое образование? Понятно, что в каждом отдельном случае ответ на этот вопрос будет различным: люди и судьбы индивидуальны.

Для каждого конкретного поколения процесс получения образования можно сравнить с лотереей, количество и сумма выигрышей в которой фиксированы и не зависят от числа купленных билетов. Чем больше людей приобретает билет (тратит время и деньги на образование), тем меньше вероятность выигрыша для остальных участников данной лотереи.

В результате большое число людей с хорошим образованием при недостаточном количестве мест в социальной иерархии для дипломированных специалистов зачастую приводит к потерянным годам и гарантированной фрустрации для тысяч выпускников.

Наблюдаемая сегодня тенденция напоминает очевидное перепроизводство. И толкает современные общества на подобное перепроизводство именно нарратив всеобщего равенства, постулирующий, что предоставление всем желающим возможности получить лучшее образование — это безусловное благо.

Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет, что социально непрестижные профессии всегда необходимы в любом обществе. Кому-то, так или иначе, придется выполнять непрестижную работу. Тем более, что завтра роботизация и технический прогресс ликвидируют многие ныне считающиеся престижными специальности.

Непрестижные профессии в большинстве случаев являются необходимыми, в отличие от многих престижных.

Негативное отношение к той или иной работе — это чисто субъективная вещь, сформированная у людей в голове. Выполняя одну и ту же работу, одни люди могут быть фрустрированы, с обманутыми ожиданиями, провоцирующими социальную нестабильность, а другие могут воспринимать сложившиеся обстоятельства как должное или даже наслаждаться своим положением.

Здесь необходимо обратить внимание на сам термин «образование». От ответа зависит сама жизнь наших детей и будущих поколений.

Введенное И.Г. Песталоцци в научный оборот термин «образование» в значении «формирование образа», эволюционировало, претерпело и продолжает претерпевать различные трактовки.

Так, в преамбуле к закону РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающимся установленных государством образовательных уровней. Такая формулировка не интересна никому, кроме властных структур и их организационных подразделений.

Государство определяет цели, устанавливает уровни образования, рассматривая его как институциализированный, нормированный процесс. При этом не берется во внимание нерегулируемый, стихийный, индивидуализированный, наконец, характер образования.

Быстрое развитие технологий и общественных трендов делает полученные в университете знания устаревшими к моменту окончания обучения.

Не всем людям подходит традиционная система образования, и для некоторых более подходящи альтернативные формы обучения или самообучение.

Неопределенность, а может быть, неопределяемость? понятия «образование» в педагогике порождает множественность его толкований: от частичного или почти полного совпадения с воспитанием, обучением, формированием, социальным наследованием, предполагающими абсолютную зависимость от образователя, до абсолютной свободы образующегося.

Вспоминая Бисмарка можно сказать, что образование настолько серьезное дело, что его нельзя поручить одним педагогам-профессионалам.

Счастьем для человечества считал Я. Корчак то обстоятельство, что мы не в силах подчинить детей нашим педагогическим влияниям и дидактическим покушениям. Нельзя, да и невозможно «загнать» образование в искусственные, жестко фиксированные профессиональные рамки. Вместо обучения и развития дети обрекаются на принудительное воспитание.

Воспитывая слишком адаптированного члена общества, мы закрываем возможность целенаправленного изменения этого общества, нацеливаем школы на воспроизводство закосневших форм общественного бытия, а не на развитие общества.

Необходимо подчеркнуть, что образование — это всегда возможность самообразования, то есть раскрытия его сущностных человеческих сил.

Это значит, что нет необходимости в посещении школ, вузов и им подобных учреждений. Настоящее образование приобретается не в них.

Смысл образования — в образовании смыслов. Дело в том, что образование «само по себе» смыслов не создает. Смыслы человеком не создаются, не производятся, но обнаруживаются и реализуются: смысл нельзя дать, его нужно найти, он всегда лежит вне человека, его ищущего.

Поиск смысла, связанный с изменением наличного бытия человека, изменяет, как следствие, внутренний мир образующегося человека.

Образование можно представить как синтез знания, опыта и понимания. Образование — это реализующаяся возможность самообразования. Образование, по сути, и есть самообразование. Самообразование может быть эффективным вместо традиционного образования, так как позволяет получить знания, которые нужны именно вам, и не отвлекаться на устаревшую информацию.

На вопрос: нужно ли образование в 21 веке, никто не даст однозначного ответа. Но важно помнить, что в основе любого действия лежит цель. Выясните у ребёнка, чего он хочет добиться и обязательно ли для достижения этой цели образование.

Есть специальности где без специального образования не обойтись. А если учиться дальше пока не планирует, а хочет просто заработать денег — можно ограничиться документом об окончании школы или сертификатами со спецкурсов.

Наличие диплома о средне-специальном или высшем образовании — давно уже не гарантия хорошей работы.

Есть масса профессий, в которых опыт и портфолио важнее диплома.

Ответ на вопрос «Нужно ли образование?» зависит от того, какой смысл человек вкладывает в это слово. Если речь идет о документе об окончании учебного заведения, то это одно. Хотя сам по себе диплом ничего не дает и не должен являться самоцелью. Но если под образованием понимать приобретение и совершенствование знаний, расширение своего кругозора и профессиональных навыков, то оно необходимо для становления человека как личности.

Федеральный закон не запрещает учиться вне школы, но требует от родителей и детей ответственного подхода к организации учебного процесса и подтверждения полученных знаний. Ребенку достаточно получить три с минусом, чтобы государство от него отцепилось. Если ты не даун, то это более чем возможно.

В школе преподают много из того, что никогда не найдет применения в жизни. Возможность продлить время беззаботной юности — субъективная причина для получения образования которая имеет право на существование.

Практически вся система образования в мире построена таким образом, чтобы отвечать на вызовы вековой давности, эпохи индустриализации. Но мы никогда не сможем ориентироваться в сложном мире будущего, глядя в зеркало заднего вида.

Представление, что между общим образованием и последующим трудоустройством существуют линейные отношения, заставляет школы отдавать приоритет тем предметам, которые кажутся наиболее востребованными в экономике. Но в XXI веке получение работы и конкурентоспособность полностью зависят как раз от тех самых качеств, которые школьные системы всячески подавляют.

Проблема школьного образования в том, что образовательная культура стала сосредоточенной не на преподавании и изучении, а на контроле. В итоге мы имеем культуру соответствия. И детей и учителей подталкивают к тому, чтобы следовать типовым алгоритмам, вместо того чтобы пробуждать силу воображения и любопытства.

Мы, ратуя за право на образование для каждого гражданина, превратили его в обязанность получить образование.

А ведь это самое образование не особенно и нужно целому ряду детей. Ну, судя по тому, что они играют в телефоны, занимаются, чем угодно, лишь бы не учиться, пишут шпаргалки, выпрашивают и вымогают отметки без знаний , прогуливают уроки без уважительных причин и т.п.

А достигаем мы того, что образовался целый пласт населения, включающий в себя вот этих образованных поневоле, из-под палки.

Но! Они вступают в конкурентную борьбу за место под солнцем с теми, кто образование, действительно, получал.

А ведь на свете довольно много мест под солнцем , то бишь профессий, где высшее образование, даже среднее образование - не особенно и нужно.

Может быть имеет смысл изменить вот этот уравнительный подход ко всему, и если ребёнок систематически не учится в школе/вузе, профориентировать его в отраслях и профессиях, не требующих школьных знаний?

Профессий, не требующих сильного школьно/вузовского образования велик. Для примера:

Почтальон;

Вахтер;

Няня/гувернантка;

Кассир;

Бармен;

Официант;

Курьер;

Грузчик;

Рабочий строитель;

Хостес;

Слесарь;

Водитель/таксист;

Сборщик мебели;

Актер/актриса;

Модель;

Блогер;

Стилист;

Писатель/копирайтер;

Фотограф;

Спортсмен;

Военный/полицейский;

Бизнесмен;/индивидуальный предприниматель;

Машинист метро;

Пожарный;

Спасатель;

Киоскер;

Стюард;

Программист;

Аналитик компьютерной безопастности;

Специалист компьютерной поддержки.

Администратор сетей и компьютерных систем.

Менеджер базы данных.

Диагностический медицинский сонограф.

Аптекарь.

Радиологический техник.

Риелтор.

Продавец/продавец-консультант/менеджер по продажам.

Работник клининг-сервиса;

Графический дизайнер.

И количество подобных профессий только возрастает.

Зарплатная линейка во всех подобных видах работ от 30 000 до 200 000 тысяч рублей.

Выбор профессии — важное решение. Не нужно ориентироваться только на наличие или отсутствие высшего образования. Ключевым фактором успеха является ваш талант, навыки, желание учиться и развиваться. Многие высокооплачиваемые профессии не требуют диплома о высшем образовании, но требуют практического опыта, специальных знаний и постоянного самосовершенствования. Выбирайте профессию, которая вам интересна, и стремитесь к совершенству!

Главное ‒ не бояться признаться себе и окружающим, что не видишь смысла в учёбе, и выбрать свой путь.

В конце концов, учиться никогда не поздно.

Педагог, психолог С. Ж.