Найти в Дзене

Его называли «богом гитары». Лучшее от Эрика Клэптона

Оглавление

Один из архитекторов современной гитары, какой мы её знаем и любим. Энтузиаст блюза, который продвигал эту музыку ещё в катакомбный период. Артист, который живёт на сцене и в студии настолько долго, что, похоже, никогда не выйдет на пенсию.

В честь 80-летия Эрика Клэптона стоит нырнуть в каталог легенды, выросший за годы до эпических размеров, и найти там двадцать жемчужин, которые удивляют и радуют так же, как в день выхода. Да будет блюз, да будет рок, да будет Эрик!

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

John Mayall & The Bluesbreakers «Steppin' Out» (1966)

К 1966 году Эрик Клэптон уже считался звездой. Благодаря его присутствию в The Bluesbreakers фирма Decca возобновила контракт с группой. Но в блюз лейбл не верил. Для двухдневной записи выделили устаревшую аппаратуру в подвале, звукорежиссером назначили Гаса Даджена, который специализировался на записи классической музыки. Но это не помешало триумфу. Фееричный альбом «Blues Breakers With Eric Clapton» неожиданно добрался до шестого места в чарте. А в лондонской подземке появились граффити «Клэптон — бог».

-2

Cream «Sunshine of Your Love» (1967)

Песня, которая заставила мир осознать исключительный музыкальный талант Эрика Клэптона. Он играл не как все, прозревая будущее, замешивая корневую музыку и психоделию. Его манера была текуча и лирична, но ей же был присущ и мрачный акцент. Музыка Cream была основана на блюзе, но её трудно было классифицировать.

«Sunshine of Your Love» стала самым крупным хитом Cream и помогла трио покорить Америку. Культовый рифф и ошеломляющий ритм проложили путь для многих поколений последователей.

Cream «Spoonful» (1968)

Гитарное соло в «Spoonful» похоже на удары кувалдой по огромной наковальне. Импровизации Клэптона сами по себе звучали как отдельные песни. Текстуры, тона, атака — всё поражало воображение. Эрик играл практически с панковской агрессией. То, что он творил в те дни, было по-настоящему революционным.

-3

Для любого гитариста «кримовская» версия блюза Вилли Диксона «Spoonful», отмеченная решимостью раздвинуть временные и стилистические границы, — основа основ. В ней ощутима не только одержимость блюзом, но и техника, какой в то время не было ни у кого.

Cream «White Room» (1968)

Ещё один классический пример алхимии легендарной супергруппы. Выразительный текст поэта Пита Брауна, грандиозная оркестровка, изобретательная аранжировка в психоделическим духе...

Но когда Cream записали «White Room», трек вызвал неоднозначную реакцию. Музыканты даже не включили его в альбом «Disraeli Gears», но опомнились примерно через восемь месяцев и дополнили им следующую пластинку «Wheels of Fire».

Если верить статистике, на радио классик-рока она прозвучала что-то около сорока миллиардов раз. Клэптон начал свой прославленный сет на фестивале «Live Aid» 1985 года именно с этой песни. Фил Коллинз присоединился к нему за барабанами.

Cream «Crossroads» (1968)

Эрик Клэптон всегда поклонялся легенде блюза Роберту Джонсону, даже записал целый альбом его песен в 2004 году. Cream выпустили свой кавер «Cross Road Blues» в качестве сингла в 1968 году. Это был начальный трек концертной части альбома «Wheels of Fire», записанной 10 марта 1968 года в Сан-Франциско.

Взлёт Cream был недолог. Внутренние распри и раздутое самомнение каждого из участников привели к тому, что трио просуществовало всего 18 месяцев. Группе оставалось всего ничего, но на сцене они были абсолютно сногсшибательны! «Crossroads» — Клэптон в лучшем виде, выдающий свирепую гитарную мелодию.

Cream «Badge» (1968)

Отношения между Эриком Клэптоном и Джорджем Харрисоном были, мягко говоря, непросты. Они стали близкими друзьями в 1968 году и вместе работали над «While My Guitar Gently Weeps» для The Beatles и «Badge» для Cream. Последняя вошла на последний альбом трио.

Они написали её вместе. Безупречно сконструированное соло Эрика — кульминационный момент. Харрисон присоединился во время записи в студии, но его имя не было указано на конверте по контрактным причинам.

Blind Faith «Presence of the Lord» (1969)

Распад Cream ознаменовал появление Blind Faith — супергруппы, в которую входили Стиви Уинвуд, Эрик Клэптон, Джинджер Бейкер и Рик Греч. Нетрадиционная структура «Presence of the Lord» служила признаком растущей уверенности Эрика Клэптона в своих авторских способностях. Песня начинается как соул-баллада, укутанная в звучание органа и фортепиано, пока в середине не врываются гитара и неистовые барабаны.

«After Midnight» (1970)

Дебютный сольный альбом Эрика Клэптона вышел летом 1970 года. В него попала культовая кавер-версия песни «After Midnight», написанной Джеем Джеем Кейлом. Этот музыкант из Оклахомы писал великолепные, тихие и душевные вещи, предпочитая оставаться в тени. Впоследствии его подходом вдохновится и Марк Нопфлер. Клэптоновская «After Midnight» быстрее и развязнее оригинала, она по сей день звучит зажигательно и бодро.

Derek & the Dominoes «Layla» (1970)

Джордж Харрисон встретил потрясающую блондинку Патти Бойд на съёмках фильма «A Hard Day's Night» в 1964 году и влюбился в неё по уши. Эрик Клэптон встретил её несколько лет спустя и отреагировал так же, хотя на тот момент она уже была замужем за Харрисоном. Патти отвергла его ухаживания, погрузив гитариста в пучину депрессии. К счастью для Клэптона, брак Джорджа и Патти распался к 1974 году, и красотка упала в объятия нового обожателя.

Чувства Эрика Клэптона по отношению к жене лучшего друга достигли точки кипения, когда он написал свою «Layla»: «Я был движим своей одержимостью. "Layla" была осознанной попыткой поговорить с Патти о том, что она отстранялась и не хотела быть со мной».

Несмотря на странный любовный треугольник, музыканты остались друзьями. И даже вместе выступили на свадьбе.

Сначала это была баллада. Но Дуэйн Оллман помог Клэптону оформить сочинение в рок-формате. Песня с её стеной гитар длилась дольше семи минут, и её нечасто крутили по радио. Год спустя «Лайлу» переиздали на сингле, и мир, наконец, ею проникся. Похоже, навсегда.

Derek & the Dominoes «Bell Bottom Blues» (1971)

«Bell Bottom Blues» была первой песней, которую Клэптон закончил для нового проекта Derek & the Dominos: «Патти попросила меня достать ей несколько пар джинсов, которые мы называли лендлублерами. Это были модные джинсы с двумя маленькими накладными карманами спереди. Она просила расклешённые, а не прямые».

Простая просьба привела к появлению одного из величайших гимнов о неразделённой любви в истории рока. Эрик компенсирует отсутствие Дуэйна Оллмана в студии мощной вокальной подачей и одним из самых выразительных соло в своей карьере.

Derek & the Dominoes «Got to Get Better in A Little While» (1973)

Написанная Клэптоном песня «Got to Get Better in A Little While» прозвучала на концертах и лишь затем затем была записана в студии для запланированного второго студийного альбома Derek & the Dominoes, который так и не вышел, к сожалению.

Концертная версия появилась на альбоме 1973 года «In Concert». Студийный джем был выпущен только в 1988 году на бокс-сете «Crossroads», охватывающем всю карьеру Клэптона.

«I Shot the Sheriff» (1974)

Познакомив широкую аудиторию с легендами блюза, Эрик Клэптон сделал то же самое с главной звездой регги. Маэстро блюз-рока обратился к ямайской музыке в 1974 году, исполнив кавер-версию песни Боба Марли «I Shot the Sheriff». В песне не было его фирменных соло, но она стала огромным хитом, заняв первое место в американском чарте.

«Have You Ever Loved A Woman» (1975)

Один из лучших концертных моментов Клэптона. Эта кавер-версия классического блюза Билли Майлза и Фредди Кинга 1970 года демонстрирует компромисс между следованием традиции и запасом мгновенно узнаваемых, виртуозных пассажей, придуманных самим Клэптоном. Фразировка позволяет нотам дышать, рассказывая свою блюзовую историю...

«The Core» (1977)

Карьера Эрика Клэптона как хитмейкера достигла пика в 1977 году с выпуском пятого альбома «Slowhand». Пластинка могла бы водрузиться на вершину, но ей пришлось противостоять ультра-популярному саундтреку «Лихорадки субботнего вечера».

Одной из песен, которая поначалу не привлекла особого внимания, была «The Core» — почти девятиминутный дуэт с вокалисткой Марси Леви, выступившей в качестве соавтора мелодии. Песня постепенно приобрела много поклонников, сегодня её считают одной из лучших.

«Cocaine» (1977)

Эрик Клэптон описал свой кавер 1977 года на песню своего любимца Джея Джея Кейла как антинаркотическую песню, но сам он в то время плотно сидел на опасных веществах. Трек достиг 30-го места и содержал один из самых заразительных гитарных риффов в истории. Но Клэптон вычеркнул его из концертной программы в последующие годы, опасаясь быть неправильно понятым.

«Wonderful Tonight» (1977)

Ни одна женщина в истории рока не вдохновила большее количество классических песен, чем Патти Бойд. Клэптон написал балладу «Wonderful Tonight», пока ждал свою тогдашнюю девушку и будущую жену на выход перед вечеринкой Пола и Линды Маккартни в 1976 году.

Позже Патти вспоминала, что Эрик сидел и играл на гитаре, пока она примеряла платья наверху: «Я долго собиралась, паниковала из-за причёски, одежды
и вообще всего. Я спустилась вниз, ожидая, что он будет меня ругать, но он сказал: "Послушай это!"»

Эрик посвятил «Wonderful Tonight» своей жене на следующий день после свадьбы, вытащив её на сцену на концерте в Тусоне, штат Аризона. Ах, романтика!

«Old Love» (1989)

В 1980-е Эрик Клэптон проиграл битвы с выпивкой, но завершил десятилетие довольно сильным альбомом «Journeyman». Выдающийся трек «Old Love» был написан в соавторстве с блюзменом Робертом Крэем, документируя финал головокружительных отношений: «Старая любовь, оставь меня одного, старая любовь, иди домой».

После девяти лет брака Клэптон развелся с Патти Бойд, которая признала, что «Old Love» причинила ей боль: «Завершение отношений — само по себе печально, но потом Эрик ещё и пишет об этом песню... Это опечалило меня, потому что я не могла ответить ему тем же».

«Tears in Heaven» (1992)

Мало кто в наши дни помнит криминальную драму 1991 года «Кайф» с Дженнифер Джейсон Ли. Те немногие, кто смотрели её в кинотеатрах, были первыми, кто услышал «Tears in Heaven». Эрик Клэптон написал для фильма саундтрек, в включив в него новую песню, которую он написал по следам трагической смерти четырёхлетнего сына Коннора.

Пронизанная отцовской болью «Tears in Heaven» по иронии судьбы стала одним из самых больших хитов в карьере Эрика Клэптона. Но к 2004 году он больше не мог петь эту песню и удалил её из своего сет-листа.

«My Father's Eyes» (1998)

Песня «My Father's Eyes» была официально выпущена лишь в 1998 году, но Клэптон впервые представил её ещё в 1992 году во время своего легендарного сета «MTV Unplugged». Баллада была написана под впечатлением от смерти отца в 1985 году, хотя гитарист признался, что никогда с ним не встречался. Его воспитывали бабушка с дедушкой, о чём он узнал только в подростковом возрасте. Непутёвый папа связался с Эриком только после того, как узнал, что его сын знаменит. В песне Клэптон выражает глубокую печаль от того, что он так и не узнал своего отца.

-4

«Riding with The King» (2000)

В 2000 году Эрик Клэптон объединился со своим давним другом Би Би Кингом, чтобы записать мощный дуэтный альбом «Riding with The King». Нет ничего лучше, чем заглавный трек Джона Хайатта, чтобы продемонстрировать мастерство двух гитарных гигантов. Выступление источает радость совместного творчества. Взрослый, солидный блюз от мастеров своего дела!

Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!