Найти в Дзене
Мысли юриста

Автомобиль продали давно? И что? Я хочу долю от продажи, как наследство после мамы.

очаровательные коты Рины Зенюк
очаровательные коты Рины Зенюк

Илья и Даша в юности приобрели старый дом. Когда они зашли в него, там пахло яблоками и пылью, потрескивал пол под их шагами. Даша громко чихнула и улыбнулась:

- Наш дом, старый дом.

- Я все отремонтирую и перестрою, Дашенька

Илья действительно много сделал, фактически снес дом и построил новый, хороший.

У Даши с Ильей родились две девочки. И внешне, и по характеру девочки были совершенно разными. Соня была светленькая, глаза светло карие, словно осень коснулась ее своим крылом. Таня, младшая сестра, дразнила ее:

- Ты как рысь, желтоглазая.

Даша улыбалась:

- Осенняя светлая девочка.

Татьян была совсем иной: бойкой, крикливой. И внешне отличалась от тихой и спокойной Сони: волосы как вороново крыло, черные, темные, «вишневые» глаза.

Илья был деловитым, активным. Старательно оберегал свою тихую и нежную Дашеньку.

- Ты у меня как хрупкий цветок, - посмеивался он.

Случилась беда, Даша попала под машину. Вроде и не пострадала серьезно, но очень испугалась, отлетела в сторону. Ушибы заросли, голова болеть перестала, а страх остался. Даша стала панически бояться выходить на улицу, потом появился страх перед людьми. Илья сначала спокойно воспринимал эти «чудачества», не тревожился. Считал, что Даша просто сильно испугалась, все пройдет. Но, когда зашла соседка, а Даша спряталась в спальне в шкафу, Илья понял: надо идти к врачам.

Даша обследовалась, лежала в больнице, стало лучше, но она все равно время от времени начинала панически всех бояться, ей казалось, что на нее несется автомобиль, она начинала метаться по дому, прятаться.

Не помогали таблетки, и ее помещали в больницу. Возвращалась домой Даша тихая, спокойная. Она забывала вещи, путала дни недели, а иногда подолгу смотрела в одну точку, словно видела что-то, недоступное другим

Илья, с момента болезни жены, словно постарел, резко обострились морщины, глаза стали тусклыми. Он оживал, когда его Дашенька была дома.

Соня как раз окончила школу, поступила заочно учиться:

- Папа, куда я поеду, как тебя одного оставлю. Да и мама уже не помощник, она болеет, надо и навестить ее, и уход за ней требуется.

Татьяну вся эта ситуация раздражала:

- Опять эти проблемы, - ворчала она. – Когда уже все это закончится?

Да, она чувствовала себя молодой, красивой, полной жизни и огня, а ситуация дома её угнетала. И она после школы уехала в другой город, поступила учиться. Отец деньгами помогал, чтобы Танечка училась, но учебу она бросила, увлеклась яркими огнями города, шумными компаниями.

Соня же осталась с отцом, вышла замуж за тихого паренька, про которого Татьяна сказала:

- Увела бы у тебя, Сонька, кавалера, да уж больно он неказист.

Соня улыбнулась, она любила своего неяркого, но такого заботливого, работящего и любящего Славика. Да, он не «душа» компании, не увлекается возлияниями и гулянками, зато дом – полная чаша, все отремонтировано, и сама Соня может спокойно уйти в декрет, они прекрасно проживут. Славик и дом поддерживал, и хозяйств развёл. Сонечка ему помогала, но Славик ее берег, не позволял ничего тяжелого делать. И дети родились – все в папу: спокойные, старательные, трудолюбивые.

Отец подружился со Славиком, а вот Таниного мужа и запомнить не успел, она развелась, оставшись одна с сыном, и заявив:

- Да нужен он мне. Выпил и на Катьку полез, зачем мне этот гуляка?

После второго мужа последовал третий. Мужчины менялись, а Таня жила по-прежнему. Квартиру в городе ей отец помог купить, так что жила она в маленькой однушке.

Даша уже совсем не выходила из больницы, была там постоянно.

Татьяна на эту ситуацию сказала:

- Вам легче жить, пусть ее там лечат, а то странная она, и страшно детей рядом оставлять.

- Таня, это же мама, как ты можешь? И она не агрессивная, тихая. Когда страх ее отпускает, прекрасная бабушка. И с нашими возилась, и твоего, кстати, растила.

Сын Тани постоянно жил у Сони со Славиком, а как подрос, шепотом говорил:

- У меня и мама Соня, и папа Слава рядом, да дедушка тоже. А мама так… приезжая.

Шло время, вот и дети подросли, «на крыло» стали вставать.

Илья как-то сказал:

- Соня, я хочу продать машину.

- Так новая еще, твоя Гранта, всего четыре года, пробег небольшой.

- Знаешь, новая-то новая, и пробег небольшой, но Даше хуже стало. Не станет ее, Таня будет биться за деньги за автомобиль. Да и выкупать долю ее в доме придется. Давай так: я тебе оформлю автомобиль дарением, а ты его продашь. Сам-то я уже немолод, бегать с продажами, да и сердце давит.

Они оформили договор дарения, Соня зарегистрировала автомобиль на себя, да и продала.

Прошло почти два года, и Даша тихо скончалась в больнице, ее похоронили, Татьяна подала документы на наследство. Илья, правда, сказал:

- Таня, у тебя квартира, я же помог тебе, а Соня тут живет.

- И что? Я имею право на часть дома. Дом большой, мне как раз треть причитается.

- С чего это треть?

- Нас трое наследников. Ты, папа, Сонька и я.

- Доча, так мы в браке покупали дом. Половина моя, половина мамина. Так что ты наследуешь треть только от маминой половины.

— Это сколько? Одна шестая, что ли? А чего так мало? – у Татьяны даже лицо вытянулось.

— Вот так по закону.

- А твоя доля как наследоваться будет?

- Ты меня не хорони, я еще поскриплю. Рано тебе о наследстве после меня думать.

Все получили по 1/6 доле наследства, большая часть дома принадлежала Илье. И он сказал:

- Татьяна, дом мой, давай я выкуплю у тебя долю. Закажем оценку рыночной стоимости, и я куплю.

Таня согласилась, Илья выкупил долю, да и сказал:

- Дом я Соне пока завещал, а позднее, может, и напрямую перепишу. Они тут с мужем сделали ремонт, все за свой счет волокут. Да и на выкуп доли денег добавили.

- Ты бы и мамину долю на Соньку переписал, знаю я тебя.

- Если бы у мамы психика была в порядке, то да, мы бы сделали завещание на Соню. Тебе квартиру купили, деньгами помогали. Да и Соня твоего сына вырастила, практически.

Татьяна зло сощурилась, а потом вдруг сказала:

- А за машину деньги?

Илья даже сначала не понял:

- За какую машину?

- Ты же машину продал, а мама была больна, нужно было ее согласие.

- Машину я Соне подарил, а она продавала, ты же знаешь.

- Я все получу, и деньги от продажи вы мне не давали.

- Ты больше получила, ничего не вложив. Хватит с тебя денег.

Татьяна подала иск в суд:

- Прошу взыскать с Сони деньги – 90 тысяч рублей за проданный автомобиль. Договор дарения был недействительным, так как не имел права папа дарить Соньке машину. Автомобиль стоил 540 тысяч рублей, шестая часть моя, это 90 тысяч рублей. Вот пусть она мне выплачивает эту сумму, как часть наследства.

Соня с отцом в суд пришли:

- С мамы получить согласие не представлялось возможным, она не отдавала отчета в своих действиях, была в больнице на момент дарения автомобиля, в 2021 году. После ее смерти Таня вступила в наследство, но в перечне имущества автомобиль не заявила, хотя знала, что его продали. И более года молчала про него, а сейчас вспомнила. Просим применить срок исковой давности.

Суд в иске Татьяне отказал:

… в течение шести месяцев с даты открытия наследства Татьяна могла узнать об оспариваемой сделке и о том, что доля в автомобиле не вошла в состав наследственной массы. Подав заявление об открытии наследства … могла ознакомиться с наследственным делом, обратиться к нотариусу с заявлением о запросе сведений в ГИБДД о наличии транспортных средств, зарегистрированных на имя наследодателя и ее супруга, при том, что оспариваемая сделка прошла регистрацию в органах ГИБДД ДД….. Вместе с тем, Татьяной получены свидетельства о праве на наследство ДД.ММ.ГГГГ, однако в отношении спорного автомобиля заявлений нотариусу истец подавала.
….срок исковой давности по признанию оспоримой сделки недействительной по основанию, предусмотренному ст. 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием согласия супруги на ее совершение, истцом пропущен… уважительных причин пропуска срока исковой давности, истец не представил.

*от автора: срок исковой давности оспоримой сделки в данном случае – один год.

Татьяна была недовольна решением, обжаловала его, но ничего не добилась. Деньги ей не присудили.

- Вы жадные, да я бы тогда долю дороже продала, все Соне, а мне ничего, – кричала Татьяна. - Я не буду с вами больше общаться, и сын мой не будет.

- Мама, ты за меня-то не говори, я общался и буду общаться, все по справедливости поделено.

*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2025 N 88-2964/2025