Найти в Дзене
ЛИТбюро

Идейный вдохновитель и литературные рабы

Оглавление

На протяжении многих лет всплывают публикации, в которых Ильфа и Петрова называют литературными рабами. В совместное написание романа «Двенадцать Стульев» не верили в 20-30 гг. прошлого столетия. Многие не верят и сейчас, хотя прошел почти целый век!

В истории полно примеров очень удачных тандемов среди авторов литературных произведений и сценаристов. Вспомнить даже братьев Стругацких, братьев Гримм, братьев Вачовски. Последние — сценаристы, режиссеры и исполнительные продюсеры той самой «Матрицы». И те самые, которые с 2016 г. официально стали сестрами Вачовски. Впрочем, сейчас мы не об этом… Ведь много примеров в литературе блестящих союзов супружеских, дружеских и даже отца с сыном. Почему именно литературный альянс Евгения Петрова и Ильи Ильфа собрал вокруг себя столько споров? Давайте разбираться.

История «рабства»

Изначально Валентин Катаев — автор «Цветика-семицветика» — действительно подумывал завести себе личных литературных рабов. Чтобы больше отдыхать и уделять внимания другим проектам. И чтобы его замечательные идеи-самоцветы ограняли, доводили до идеального блеска и переводили на бумагу.

Это не догадки, а вполне реальная история. О ней Валентин Катаев рассказывает в книге воспоминаний, которая называется «Алмазный мой венец». Вдохновившись опытом Дюма-отца, Валентин Петрович подумывал о «литературном рабстве». В его окружении оказалось сразу 2 талантливых автора — брат Евгений Катаев (Петров) и его друг Илья Ильф (Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг). Он рассказал о намерении создать роман о бриллиантах, которые спрятаны в мебельном гарнитуре. В общих чертах обрисовал Воробьянинова. На этом, пожалуй, вклад Валентина Катаева в написание шедевра заканчивается.

Самостоятельный путь

К работе Петров и Ильф подошли с воодушевлением и полной самоотдачей. В качестве антагониста выступает… кто? Неужели Бендер? Действительно, в каждом хорошем романе должен присутствовать антагонист. Но здесь не так всё просто. Дело в том, что Остапа Ильф и Петров ввели в произведение сами. Причем в качестве то ли антигероя, то ли второстепенного персонажа. Но вот по мере написания, он превратился в героя главного. А Ипполит Матвеевич как раз стал антигероем. Судите сами:

  • Он появляется (показывается читателю) в самом начале. Это раз.
  • Затем он следует не в паре с Бендером, а против него. Значит, они никакие не комбинаторы, а соперники. Истинная же цель Кисы — завладеть драгоценностями полностью. А вот Остап хоть и всячески пытался увеличить свою долю в этом предприятии, но «кидать» Воробьянинова не собирался. Это два.
  • В конце концов, Бендер не покушался на его жизнь. Вышло как раз наоборот. Это три.

После написания первой части романа три друга встретились. При обсуждении Валентин Катаев признался, что ничего не может привнести в будущую книгу. Он самовольно устранился и отдал все бразды правления двум молодым и на тот момент малоизвестным авторам, чьи имена в дальнейшем попали в историю литературы!

Да, изначально мотивы Катаева-старшего были иные. Но он понял, что в написании романа его помощь не требуется. Имел в себе смелость признать состоятельность соавторов. Да, в книгах присутствовало посвящение Валентину Катаеву. Но разве хорошая идея, сумевшая зажечь столь яркий свет над произведением и породившая десятки крылатых фраз, не заслуживает такого упоминания своего автора? Мы считаем, что заслуживает вполне.

Подписывайтесь на канал, здесь мы читаем, просвещаемся и становимся лучше)