Найти в Дзене

История Героя. Кидяев Дмитрий Александрович. Прерванный полёт

Сегодня в нашей рубрике «История Героя» представитель одной из самых прославленных военных профессий – военный летчик, Дмитрий Александрович Кидяев. Он мог бы получить Золотую звезду Героя, стать летчиком-испытателем, прожить полную взлетов и падений жизнь, водить внуков в школу… Но его полет был прерван 31 декабря 1941 года. Дмитрий Александрович Кидяев родился 6 ноября 1918 года в деревне Жуковка Спасского уезда Тамбовской Губернии (сейчас – с. Жуковка, Зубово-Полянского района республики Мордовия). Родился он в обычной рабоче-крестьянской семье. Возможно, когда-нибудь из документов нам удастся узнать, почему простой крестьянский мальчик влюбился в небо, но факт остается фактом – не позднее 1938 года он поступил в Ухтомский аэроклуб Осоавиахима. Аэроклуб находился на Ухтомке рядом с железнодорожной станцией Томилино. От аэроклуба учащиеся ездили в Измайловский парк, где находилась тренировочная парашютная вышка. Рядом там же была танцевальная площадка. Она и стала местом, где Дмитрий

Сегодня в нашей рубрике «История Героя» представитель одной из самых прославленных военных профессий – военный летчик, Дмитрий Александрович Кидяев.

Он мог бы получить Золотую звезду Героя, стать летчиком-испытателем, прожить полную взлетов и падений жизнь, водить внуков в школу… Но его полет был прерван 31 декабря 1941 года.

Дмитрий Александрович Кидяев
Дмитрий Александрович Кидяев

Дмитрий Александрович Кидяев родился 6 ноября 1918 года в деревне Жуковка Спасского уезда Тамбовской Губернии (сейчас – с. Жуковка, Зубово-Полянского района республики Мордовия). Родился он в обычной рабоче-крестьянской семье. Возможно, когда-нибудь из документов нам удастся узнать, почему простой крестьянский мальчик влюбился в небо, но факт остается фактом – не позднее 1938 года он поступил в Ухтомский аэроклуб Осоавиахима.

Аэроклуб находился на Ухтомке рядом с железнодорожной станцией Томилино. От аэроклуба учащиеся ездили в Измайловский парк, где находилась тренировочная парашютная вышка. Рядом там же была танцевальная площадка. Она и стала местом, где Дмитрий познакомился с будущей женой, Анной Дьячихиной. Вскоре они поженились, а 14 марта 1939 года у них родился сын Юра.

И в марте же 1939 года Дмитрий и несколько других учлетов (прим. – учащийся летной школы) были зачислены курсантами в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова. Это было одно из ведущих военных летных училищ того времени. К слову, там же в это время учился Василий, сын всемогущего Иосифа Виссарионовича Сталина. Учился Дмитрий Александрович хорошо – осваивал теорию и практику летного дела, совершал парашютные прыжки, сдавал нормы ГТО, не имел нареканий по поведению. Согласно результатам выпускных испытаний у него не было ни одной оценки «посредственно», только «отлично» и «хорошо». К моменту выпуска он налетал 8 часов 58 минут.

Акты выпускных экзаменов и именные списки курсантов, окончивших школу.
Качинская Краснознаменная военная авиационная школа пилотов имени А.Ф. Мясникова
РГВА. Ф. 24733. Оп. 1. Д. 57, л. 258
Акты выпускных экзаменов и именные списки курсантов, окончивших школу. Качинская Краснознаменная военная авиационная школа пилотов имени А.Ф. Мясникова РГВА. Ф. 24733. Оп. 1. Д. 57, л. 258

30 июля 1940 года Приказом НКО СССР по личному составу армии № 03553 Дмитрию было присвоено звание «младший лейтенант» и он был назначен младшим летчиком в 160-й резервный авиационный полк, который находился в то время в г. Кировограде.

-3
Акты выпускных экзаменов и именные списки курсантов, окончивших школу.
Качинская Краснознаменная военная авиационная школа пилотов имени А.Ф. Мясникова
РГВА. Ф. 24733. Оп. 1. Д. 57, л. 245, 245(оборот)
Акты выпускных экзаменов и именные списки курсантов, окончивших школу. Качинская Краснознаменная военная авиационная школа пилотов имени А.Ф. Мясникова РГВА. Ф. 24733. Оп. 1. Д. 57, л. 245, 245(оборот)

К сожалению, документов этой части осталось слишком мало и восстановить полноценно историю службы в нем Дмитрия Александровича не представляется возможным. Из исторического формуляра части нам известно только, что полк в то время был 6-эскадрильный: три эскадрильи были вооружены самолетами СБ, две - самолетами И-16 и одна эскадрилья была вооружена самолетами И-153 и И-153В. В этом полку он прослужил до марта 1941 года, после чего был переведен в 165-й истребительный авиационный полк.

В составе этого полка он и встретил войну, на аэродроме Лысятичи Стрыйского района Дорогобычской области (сейчас это Львовская область в составе современной Украины). Жена Аня, как и большинство жен офицеров, была рядом с ним вместе с маленьким сыном Юрой. В последний момент они успели эвакуироваться, Дмитрий посадил их на поезд, и это был последний раз, когда они виделись.

Жена Анна с сыном Юрой
Жена Анна с сыном Юрой

На тот момент воинская часть только ожидала новые самолеты, поэтому в виду их отсутствия полк в полном составе был направлен на новое место дислокации, аэродром Хрестиновка Уманского района Украинской СССР. Там полк разделился – одна эскадрилья была переформирована в отдельную и направлена в аэропорт Шельпоховка, а оставшиеся три эскадрильи убыли на переформирование и переучивание на самолетах ЛАГГ-3 во 2-й запасной истребительный авиационный полк. Новым местом пребывания стала станция Сейма Горьковской области. Но и там полк пробыл недолго и был передислоцирован в Смоленскую область, где несколько раз менял аэродромы. Все это время шло переформирование и укомплектование полка.

Ориентировочно в сентябре-октябре 1941 года Дмитрия Александровича направили на новое место службы – в 7-й истребительный авиационный полк. Не позднее 7 октября он начал проходить службу в этом полку в 3-й эскадрилье и летал на самолете И-153. Это был устаревший самолет, сильно уступавший по параметрам самолетам противника. В нем даже не было посадочной фары. В качестве осветительного оборудования для полетов ночью применялись пиротехнические устройства, называемые посадочными факелами. 7-й истребительно-авиационный полк входил в состав 23 армии Ленинградского фронта, принимал участие в обороне Ленинграда от фашистов и активно действовал в районе Карельского перешейка.

Первый подвиг Дмитрий совершил уже 7 октября 1941 года, сбив в составе группы летчиков самолет противника Мессершмитт Bf 109 в районе Красного Бора. Новая победа не заставила себя ждать – тоже в составе группы был сбит еще один Мессершмит в районе Вырицы. За оба этих подвига команды были награждены денежными премиями, часть из которых заслуженно досталась Дмитрию.

Переписка по личному составу 14 гвиап 1941-1942
ЦАМО. Ф. 21979, оп. 202271с, д. 2, с.45
Переписка по личному составу 14 гвиап 1941-1942 ЦАМО. Ф. 21979, оп. 202271с, д. 2, с.45

31 декабря 1941 года Дмитрий совершил свой последний полет. Согласно книге безвозвратных потерь 7 ИАП, в этот день он вылетел на разведку, в районе Салози-Витнюлово (сейчас – Солози-Витнюлово) был обстрелян сильным огнем вражеской зенитной артиллерии и зенитных пулеметов. С боевого задания не вернулся.

Книга учета безвозвратных потерь 14 гвиап 1941-1946гг.
ЦАМО. Ф. 21979, оп. 459775, д. 2, с.8
Книга учета безвозвратных потерь 14 гвиап 1941-1946гг. ЦАМО. Ф. 21979, оп. 459775, д. 2, с.8
Карта предоставлена родственниками
Карта предоставлена родственниками

Согласно данным журнала боевых действий полка, в период с 20 по 31 декабря 1941 года основной боевой задачей летчиков была разведка в районах Тосно и Красногвардейск. Было совершенно 11 вылетов, в том числе и вылет Дмитрия. И согласно этому же журналу, задача считалась выполненной.

Боевой путь 14 гвиап 1938-1942гг.
ЦАМО. Ф. 21979, оп. 143421, д. 1, с.76
Боевой путь 14 гвиап 1938-1942гг. ЦАМО. Ф. 21979, оп. 143421, д. 1, с.76

Уже в декабре 1941 года был подготовлен наградной лист на присвоение 7 ИАП за заслуги боевого состава звания «гвардейского» полка. Ходатайство было удовлетворено и 7 марта 1942 года полк был преобразован в 14 гвардейский истребительный авиационный полк.

Боевой путь 14 гвиап 1938-1942гг.
ЦАМО. Ф. 21979, оп. 143421, д. 1, с.57
Боевой путь 14 гвиап 1938-1942гг. ЦАМО. Ф. 21979, оп. 143421, д. 1, с.57

К сожалению, Дмитрий не застал этого торжественного момента, но в том числе и благодаря его подвигам была получена эта награда.

В начале войны Анна Кидяева устроилась работать на Карачаровский завод Пластических масс (сейчас – ОАО «Полимербыт») и проработала там в отделе технического контроля фактически всю свою дальнейшую жизнь. Оставшись вдовой в 19 лет, Аня больше замуж не вышла. Однополчане мужа навещали ее после войны, один раз привезли мешок сахара, что одинокой вдове с маленьким ребенком на руках в те годы было большим подспорьем.

Анна Кидяева
Анна Кидяева

Умерла Анна Алексеевна Кидяева в 1996 году в возрасте 74 лет, так и не дождавшись Дмитрия с войны.

Сын Юра с дочкой
Сын Юра с дочкой

~~~

Читайте также:

История Героя. Ефремов Алексей Павлович. Подвиг политрука

История Героя. Братья Велины

Боевой путь героев ВОВ