«Язык мой — враг мой» — это известная пословица, которая означает, что необдуманные слова могут навредить. Часто люди сожалеют о том, что сказали, особенно когда это приводит к конфликтам или обидам.
У неё есть продолжение: «Язык мой — враг мой: прежде ума глаголет».
Действительно, наши слова невольно выдают то, что глубоко спрятано в нашем сердце. Как говорится в Евангелии, «от избытка сердца говорят уста». В чём же здесь секрет?
ТАЙНЫ РАЗУМА И СЕРДЦА
В двух словах, слова раскрывают тайны разума и сердца. Они показывают, как человек думает. В словах можно увидеть, какая сила — добрая или злая — живёт в его душе.
Каждый человек уникален и неповторим. Хотя все мы имеем тело и душу, и среди нас можно найти похожих людей, но всё же…У каждого из нас есть свои особенности во внешности, походке, стиле одежды. А ещё у нас есть свой язык, своя речь, свои слова. Послушай, как я говорю, и ты многое узнаешь о моей душе.
Если твои слова полны лести и лжи, высокомерия, обиды или раздражения, то твое сердце раскрывает лишь малую часть того, что скрыто в твоей душе. Напротив, искренние и ясные слова, полные доброты и бодрости, утешающие и примиряющие, позволяют лишь догадываться о духовном богатстве души говорящего.
С ранних лет мы слышали от взрослых о волшебных словах: «здравствуйте», «пожалуйста» и «спасибо». Но, возможно, не всегда задумывались об их значении. Приветствуя кого-то, люди в старину желали собеседнику долгих лет жизни в здравии и благополучии. А когда говорили «пожалуйста», то выражали уважение к человеку, который старше и опытнее. Употребляя эти слова вдумчиво, мы наполняем нашу речь теплом благодати Божией. Это позволяет нам сделать общение с окружающими поистине сердечным и тёплым, а также привлечь на свою душу Божью милость.
Однако Христос Спаситель учит судить о человеке не только по его словам, но и по поступкам. "..По их плодам вы узнаете их..." - говорил Христос.
Величайшая задача – научиться управлять своим языком. Язык формируется под влиянием сердца, поэтому важно, какие чувства в нём преобладают. Доброжелательные чувства чаще всего остаются молчаливыми, в то время как эгоистичные ищут возможности выразить себя.
МНОГОСЛОВИЕ
Многословие часто происходит из горделивого самомнения. Воображая себя слишком умными и уверенными в своей правоте, мы стремимся навязать свою точку зрения другим.
Однако, важно отличать достойное от пустого многословия, которое может принести огромный вред. Многословие отвлекает внимание от серьёзных вопросов и открывает дверь страстным желаниям и сочувствиям. Пустословие может привести к осуждению и клевете, распространению ложных новостей и мнений, разногласиям и раздорам. Оно подавляет умственную работу и маскирует недостаток знаний.
Когда самодовольство проходит, остаётся чувство тоски и лени. Это признак осознания пустоты.
Апостол Иаков учит, что только совершенные мужи могут обуздать свой язык. Они контролируют и всё своё тело, так как не согрешают в словах (Иак. 3:2). Язык, если дать ему волю, говорит без остановки, произнося уместные и благочестивые слова, а также те, что могут причинить вред. Апостол называет его «неудержимым злом, исполненным яда смертоносного» (Иак. 3:8).
Соломон и Екклезиаст согласны с ним: «От многословия не избежишь греха» (Притч. 10:19) и «Кто много говорит, тот умножает глупость свою» (Еккл. 10:14).
Не следует долго разговаривать с теми, кто слушает тебя без интереса, чтобы не утомить их и не вызвать неприязнь. «Кто умножает слова, тот умножает зло» (Сир. 20:8).
ИЗБЕГАЙ ГРУБОСТИ И ВЫСОКОМЕРИЯ
Избегай грубостей и высокомерия, они вызывают неприязнь и заставляют думать, что ты слишком много о себе воображаешь.
Не говори о себе, своих делах или близких без необходимости, даже если это необходимо. Говори кратко и быстро. Если видишь, что другие говорят о себе много, не подражай им, даже если их слова кажутся скромными и самоуничижительными. Когда речь идёт о твоём ближнем, говори коротко и быстро, даже если это может принести ему пользу.
В разговоре с другими людьми старайся следовать совету святого Фалассия: «Используй три вида речи с осторожностью, четвёртый — с осторожностью, а от пятого лучше вовсе отказаться». Один из пишущих понимает это так: «Да», «Нет», «Само собой разумеется» или «Ясное дело» — это первый вид речи. Второй вид речи означает сомнение, третий — неизвестность.
НЕ ГОВОРИ О ТОМ, ЧЕГО НЕЗНАЕШЬ
Когда ты уверен в истинности или ложности своих слов, говори о них как об истинных или ложных. О сомнительных вещах лучше ничего не говорить. А когда нужно, говори как о сомнительных, не предрешая. О вещах, которые тебе неизвестны, лучше вообще не говорить.
О Боге говори с благоговением, особенно о Его любви и доброте, но со страхом, помня о том, что нельзя грешить, говоря о божественном небоголепно и смущая сердца слушателей. Поэтому лучше внимательно слушать, что говорят другие, и запоминать их слова в своём сердце.
Когда говорят о чём-то другом, пусть только звук голоса достигает твоего слуха, а не мысли твоего ума, который должен быть устремлён к Богу. Даже когда нужно выслушать говорящего, не забывай мысленно обращаться к небесам, где находится Бог, и размышлять о Его величии. Помни, что Он не отводит от тебя Своего взора и смотрит на тебя то благосклонно, то неодобрительно, в зависимости от того, что происходит в твоих мыслях, словах, движениях и поступках.
Прежде чем начать говорить, хорошо обдумай, что ты хочешь сказать, и не позволяй словам выходить из твоих уст, если они не несут в себе ничего хорошего.
МОЛЧАНИЕ - ЗОЛОТО
Иногда мы понимаем это только после разговора. Молчание — это великая сила в невидимой битве и надежда на победу, особенно для тех, кто уповает на Бога. Это страж священной молитвы и помощница в добродетелях, признак духовной мудрости.
Святой Исаак говорит, что молчание помогает уму обратиться к Богу и даёт великую силу для выполнения дел. Оно просветляет в сокровенном делании, если человек хранит молчание с пониманием. Он восхваляет молчание: «Если положить все дела этой жизни на одну чашу весов, а молчание на другую, последнее перевесит. Много есть добрых советов, но когда человек приближается к молчанию, делание их становится излишним.» Он называет молчание «таинством будущего века», а слова — «орудием этого мира.»
Святой Варсонофий ставит молчание выше богословия: «Если ты едва-едва не богословствуешь, то знай, что молчание более ценно».
Иногда люди молчат, потому что им нечего сказать, иногда они ждут подходящего момента, чтобы выразить свои мысли, а иногда по другим причинам, таким как стремление произвести впечатление на окружающих, желание достичь совершенства или сосредоточенность на общении с Богом. Но в любом случае, те, кто предпочитает хранить молчание, проявляют мудрость и благоразумие.
Чтобы научиться молчать, существует простой и эффективный способ — начать практиковать это умение. Само по себе молчание может стать инструментом, который поможет вам понять, как правильно вести себя в тишине, и будет способствовать вашему личностному росту.
ЧАСТО МОЛЧАНИЕ ГОВОРИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЛОВО..
Одним словом, не всегда стоит говорить всё, что думаешь. Существует «золотая формула» мудрой речи, которая гласит: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие последствия это может повлечь».
ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ "НЕВИДИМАЯ БРАНЬ" ПРЕПАДОБНОГО НИКОДИМА СВЯТОГОРЦА.
Друзья, если было полезно и понравилось, оцените пожалуйста, поставьте лайк. Будьте добры.
На моём канале вы можете послушать церковные песнопения, заходите по ссылке: https://dzen.ru/suite/30a2a13f-615a-4569-815b-47dd1a1529a1
Оставляйте комментарии и пишите, что вас интересует..
Все статьи канала здесь - Православный чтец.
Жмите на канал, и подписывайтесь, что бы не пропустить новые статьи.
БЛАГОДАРЮ..