Найти в Дзене
МотоТетрадь

Свет мопеда

В общем случае во второй части электрооборудования (первая - зажигание) всё достаточно просто - световые обмотки (или обмотка, если она одна) генератора, выпрямитель-стабилизатор напряжения (часто его называют реле-регулятор), аккумулятор, ну и, естественно, все потребители (лампы, индикаторы и прочее), соединённые тоннами проводов, разъёмов и переключателей, в которых сам чёрт запутается и покалечится. (!) N.B. Статья не является обучающей, не является практической инструкцией и не претендует на достоверность приведённой информации. Если кто-то знает и понимает больше - не сочтите за труд указать в комментариях на ошибки или дополнить. Однако на малокубатурной мототехнике, несмотря на внешнюю схожесть компонентов, могут различаться типы генераторов переменного тока - однофазный и двухфазный (раньше думал, что бывает только однофазный и трёхфазный, а практическая разница между ними только в мощности), схемы питания света и, соответственно, реле-регуляторы напряжения. Даже на мототехник
Фото из интернета
Фото из интернета

В общем случае во второй части электрооборудования (первая - зажигание) всё достаточно просто - световые обмотки (или обмотка, если она одна) генератора, выпрямитель-стабилизатор напряжения (часто его называют реле-регулятор), аккумулятор, ну и, естественно, все потребители (лампы, индикаторы и прочее), соединённые тоннами проводов, разъёмов и переключателей, в которых сам чёрт запутается и покалечится.

(!) N.B. Статья не является обучающей, не является практической инструкцией и не претендует на достоверность приведённой информации. Если кто-то знает и понимает больше - не сочтите за труд указать в комментариях на ошибки или дополнить.

Однако на малокубатурной мототехнике, несмотря на внешнюю схожесть компонентов, могут различаться типы генераторов переменного тока - однофазный и двухфазный (раньше думал, что бывает только однофазный и трёхфазный, а практическая разница между ними только в мощности), схемы питания света и, соответственно, реле-регуляторы напряжения. Даже на мототехнике одной модели и кубатуры это может оказаться невзаимозаменяемо у разных китайских производителей.

Ключ к пониманию этого оказался в том факте, о котором я тоже не знал - что наличие аккумулятора у мопеда вовсе не гарантирует свет при заглушенном двигателе. На основании поиска информации в интернете удалось дифференцировать два частных случая:

1. Однофазный генератор и соответствующий ему реле-регулятор. Вся бортовая сеть питается постоянным током, и свет есть всегда. При заглушенном двигателе он питается от аккумулятора, а при работающем - переменный ток генератора выпрямляется и поступает в бортовую сеть, подзаряжая в т.ч. аккумулятор. Здесь выводы-концы световой обмотки (или последовательно соединённых обмоток) генератора изолированы от массы (оба провода звонятся мультиметром только между собой) и идут на реле-регулятор, где весь снимаемый ток (одна фаза) выпрямляется диодным мостом, ограничивается-стабилизируется (шунтируется через тиристор или ещё как-то) и поступает в бортовую сеть.

Принципиальная блок-схема
Принципиальная блок-схема

Собственно, это нормальная мотоциклетная схема, как я понимаю её, но есть и другой вариант.

2. Двухфазный генератор и соответствующий ему реле-регулятор. Несмотря на наличие аккумулятора, свет есть только при работающем двигателе и, соответственно, генераторе. Здесь ток с обмотки (обмоток) света расщепляется на две фазы: один конец обмотки соединён с массой, другой конец - фаза, и ещё одна фаза - отвод где-то с середины обмотки (оба провода-вывода звонятся мультиметром и между собой, и с массой). Обе фазы идут на реле-регулятор (два провода с генератора на реле-регулятор, как и в первом случае, но разница принципиальная - там это фаза и обратный провод, а здесь - две фазы, а обратный провод - масса), где одна выпрямляется, ограничивается и стабилизируется для подзарядки аккумулятора, а другая не выпрямляется (может, только ограничивается-стабилизируется) и питает свет переменным током в обход аккумулятора.

Принципиальная блок-схема
Принципиальная блок-схема

Также об этой схеме есть инфа, что это тоже однофазный генератор, а вторая фаза - с какой-то "регулирующей" обмотки генератора. Но даже если напряжение с этой фазы используется в т.ч. для регулирования другой во внутренней схеме реле-регулятора, это всё равно две полноценных фазы (одна питает-заряжает аккумулятор, другая - свет), как я понимаю, так что мне кажется уместным определение двухфазного генератора.

В любом случае в чём смысл такого решения по отделению света я не понял, тем более что среди обладателей мопедов с этой схемой популярна переделка на питание "от замка зажигания" (от аккумулятора или, точнее, на питание постоянным током) - т.е. возвращение света в лоно единой бортовой сети - для этого требуется перепаять пару проводов в генераторе (сделать его однофазным) и электропроводке, и заменить реле-регулятор на нормальный (для однофазного генератора).

Разные реле-регуляторы. Слева однофазный, справа - двухфазный. Первый больше и больше рёбер охлаждения на нём, что логично - там полноценный диодный мост для выпрямление всего тока с генератора, а второй - "усечённый" вариант "лайт" по внутреннему устройству.
Разные реле-регуляторы. Слева однофазный, справа - двухфазный. Первый больше и больше рёбер охлаждения на нём, что логично - там полноценный диодный мост для выпрямление всего тока с генератора, а второй - "усечённый" вариант "лайт" по внутреннему устройству.

Но всё это неточно. На практике пока нет возможности проверить. Записал на всякий случай всё, что понял на основании анализа информации по теме в интернете - может, пригодится когда-нибудь (даже если я что-то понял неправильно и мои теоретические измышления отчасти ошибочны, это может задать правильное направление для решения практических проблем).