Найти в Дзене

Про ощущение богооставленности

С феноменологической точки зрения, чувство покинутости Богом является глубоко личным негативным переживанием, которое обычно связано со значительным эмоциональным потрясением.

Достаточно вспомнить слова Иисуса на кресте:

«Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (см. Ев. от Матфея 27:46 и от Марка 15:34).

Ощущение того, что Бог покинул воспринимается как грубая, непосредственная встреча с Реальным, в его первозданной простоте и ужасе.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Это всегда контрастное переживание. Невозможно заметить отсутствие чего-то, что никогда ранее не ощущалось как действительное.

Ещё вчера был контакт с Богом, ощущение его присутствия.

А сегодня его нет. Как будто выключили электричество и ничего не работает.

Мир ещё вчера был наполнен ощущением божественного бытия, ощущением замысла, смысла, божественной защиты, избранности или покровительства – раз и все, как будто повернули рубильник и мир снова стал пустым и серым.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Ещё неделю назад молитва могла бы звучать как беседа, как живой разговор, в режиме реального времени, в которой почти всегда было ощущение обратной связи.

Но вот, молитва «уже не та», она выхолощена, превратилась в пустой звук, эта нить между небом и землёй оборвалась.

Небо, как абонент, который просто не отвечает.

Это теперь просто небо, с маленькой буквы, оно безразлично и пусто́.

«Покинутость Богом» может проявляться в виде душевной боли, смеси грусти, страха, вины, своей греховности и чувства одиночества.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Будущее, которое ещё вчера было подсвеченным и понятным и поддерживалось ощущением своей собственной, личной Миссии, теперь кажется пустым и бессмысленным.

The time is out of joint — O cursed spite,

That ever I was born to set it right!

«Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить!»

(перевод Б. Пастернака).

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Это то, что Хайдеггер называл «ощущением заброшенности». Мир полный смысла, божественного замысла внезапно стал безбожным и абсурдным.

Дело в том, что мир (в восприятии) в целом состоит из двух больших классов явлений – физических и ментальных.

Восприятие опыта, получаемого в результате работы органов чувств – зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния (т.е. «чувственные данные о мире»), отличается от внутреннего восприятия, которое скорее связано с интерпретативным восприятием мира (таким как суждение, рефлексия, интуиция и воображение). Первое остаётся, а второе вычитается / изменяется.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Богооставленность заставляет человека сомневаться в своей ценности, критично относиться к себе, искать прегрешения и пороки, исповедоваться и даже оговаривать себя, каяться в том, что не делал, заниматься самонаказующим поведением в надежде вернуть присутствие Бога.

Люди в жизни которых произошел разрыв привязанности обычно испытывают острое горе, характеризующееся чувством печали, тоски, также навязчивые мысли или образы.

Если связь верующего с Богом можно понимать как отношения привязанности, то ситуация утраты Бога может дать схожую симптоматику.

Как отмечает Ross K. H.:

«Кажется правдиводобным, что горевание по поводу потери веры... может быть в некотором роде схожа с опытом потери родителя или партнера.

Некоторые клиницисты предполагают, что основное проявление феномена покинутости Богом лежит:

«Переживание [некой] духовной анестезии (как религиозного эквивалента anaesthesia psychica dolorosa) с негативным изменением религиозного чувства и ключевым ощущением оставленности Богом».

Но есть и обратный феномен.

Навязчивое ощущение присутствия Бога, от которого не скрыться и спрятаться.

Наверное впервые об этом упомянул автор 138 Псалма ещё в Ветхом Завете.

«Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты».
Псалтирь 138:8

Итак, невозможно спрятаться от взора Бога.

Это может быть не обязательно позитивный опыт, особенно если этот Бог не добр. Это переживание может быть неприятным и/или обременяющим.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Мне кажется именно этот опыт лучше всего отражён в стихотворении Казимера Иллакович (1889 - 1983) – «БОГ — ВСЮДУ»

«Не уйти от этого: Бог во всем и всюду, он и в том, что к добру, но и в том, что к худу.

Он и там, где молитв ладан пахнет сладко, но и там, где виселица, где палач и плаха.

Это меня пугает, что Бог - везде: значит, и в лжесвидетеле, и в неправом судье.

Ведь если во всем, то, стало быть, и в неправосудье, если в святом Петре, то также - в Иуде, если в безвинно замученном немцами старом еврее, то также - и в немцах?..

Никак не уразумею, мечусь от правды к неправде, от кары к злодейству.

Бог - всюду, и от этого некуда деться.

Я б над каждым человеком руки простирала, и виновным, и невинным, и большим, и малым, кричала бы, умоляла, остерегала строго, чтоб, судя человека, не мучили Бога».

Перевод с польского: Н. Астафьевой.

Психоанализ нас осторожно учит, что отношения с Богом это в первую очередь отношения со своим бессознательным и объектами населяющими психический аппарат говорящего субъекта.

© Автономов Денис, 2025

По мотивам:

https://www.journalpsychiatry.com/jour/article/view/1065

Christensen M., Welch A., Barr J. Husserlian descriptive phenomenology: A review of intentionality, reduction and the natural attitude //Journal of nursing education and practice. – 2017. – Т. 7. – №. 8. – С. 113-118.

Ross K. H. Losing faith in fundamentalist Christianity: an interpretative phenomenological analysis. – 2009.

Надеюсь, Вам понравилось то, что я делаю. Поддержать меня как автора можно подпиской на канал и/или доброжелательным комментарием под публикацией. Если Вы просто поделитесь этим материалом или информацией со своими друзьями и знакомыми, то это тоже будет не менее прекрасно.

P.S. Рекомендую прочитать короткий рассказ Лю Цысиня «Забота о Боге» (есть аудиокнига).

#размышления

#психология

#вина

#вера