С феноменологической точки зрения, чувство покинутости Богом является глубоко личным негативным переживанием, которое обычно связано со значительным эмоциональным потрясением.
Достаточно вспомнить слова Иисуса на кресте:
«Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (см. Ев. от Матфея 27:46 и от Марка 15:34).
Ощущение того, что Бог покинул воспринимается как грубая, непосредственная встреча с Реальным, в его первозданной простоте и ужасе.
Это всегда контрастное переживание. Невозможно заметить отсутствие чего-то, что никогда ранее не ощущалось как действительное.
Ещё вчера был контакт с Богом, ощущение его присутствия.
А сегодня его нет. Как будто выключили электричество и ничего не работает.
Мир ещё вчера был наполнен ощущением божественного бытия, ощущением замысла, смысла, божественной защиты, избранности или покровительства – раз и все, как будто повернули рубильник и мир снова стал пустым и серым.
Ещё неделю назад молитва могла бы звучать как беседа, как живой разговор, в режиме реального времени, в которой почти всегда было ощущение обратной связи.
Но вот, молитва «уже не та», она выхолощена, превратилась в пустой звук, эта нить между небом и землёй оборвалась.
Небо, как абонент, который просто не отвечает.
Это теперь просто небо, с маленькой буквы, оно безразлично и пусто́.
«Покинутость Богом» может проявляться в виде душевной боли, смеси грусти, страха, вины, своей греховности и чувства одиночества.
Будущее, которое ещё вчера было подсвеченным и понятным и поддерживалось ощущением своей собственной, личной Миссии, теперь кажется пустым и бессмысленным.
The time is out of joint — O cursed spite,
That ever I was born to set it right!
«Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить!»
(перевод Б. Пастернака).
Это то, что Хайдеггер называл «ощущением заброшенности». Мир полный смысла, божественного замысла внезапно стал безбожным и абсурдным.
Дело в том, что мир (в восприятии) в целом состоит из двух больших классов явлений – физических и ментальных.
Восприятие опыта, получаемого в результате работы органов чувств – зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния (т.е. «чувственные данные о мире»), отличается от внутреннего восприятия, которое скорее связано с интерпретативным восприятием мира (таким как суждение, рефлексия, интуиция и воображение). Первое остаётся, а второе вычитается / изменяется.
Богооставленность заставляет человека сомневаться в своей ценности, критично относиться к себе, искать прегрешения и пороки, исповедоваться и даже оговаривать себя, каяться в том, что не делал, заниматься самонаказующим поведением в надежде вернуть присутствие Бога.
Люди в жизни которых произошел разрыв привязанности обычно испытывают острое горе, характеризующееся чувством печали, тоски, также навязчивые мысли или образы.
Если связь верующего с Богом можно понимать как отношения привязанности, то ситуация утраты Бога может дать схожую симптоматику.
Как отмечает Ross K. H.:
«Кажется правдиводобным, что горевание по поводу потери веры... может быть в некотором роде схожа с опытом потери родителя или партнера.
Некоторые клиницисты предполагают, что основное проявление феномена покинутости Богом лежит:
«Переживание [некой] духовной анестезии (как религиозного эквивалента anaesthesia psychica dolorosa) с негативным изменением религиозного чувства и ключевым ощущением оставленности Богом».
Но есть и обратный феномен.
Навязчивое ощущение присутствия Бога, от которого не скрыться и спрятаться.
Наверное впервые об этом упомянул автор 138 Псалма ещё в Ветхом Завете.
«Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты».
Псалтирь 138:8
Итак, невозможно спрятаться от взора Бога.
Это может быть не обязательно позитивный опыт, особенно если этот Бог не добр. Это переживание может быть неприятным и/или обременяющим.
Мне кажется именно этот опыт лучше всего отражён в стихотворении Казимера Иллакович (1889 - 1983) – «БОГ — ВСЮДУ»
«Не уйти от этого: Бог во всем и всюду, он и в том, что к добру, но и в том, что к худу.
Он и там, где молитв ладан пахнет сладко, но и там, где виселица, где палач и плаха.
Это меня пугает, что Бог - везде: значит, и в лжесвидетеле, и в неправом судье.
Ведь если во всем, то, стало быть, и в неправосудье, если в святом Петре, то также - в Иуде, если в безвинно замученном немцами старом еврее, то также - и в немцах?..
Никак не уразумею, мечусь от правды к неправде, от кары к злодейству.
Бог - всюду, и от этого некуда деться.
Я б над каждым человеком руки простирала, и виновным, и невинным, и большим, и малым, кричала бы, умоляла, остерегала строго, чтоб, судя человека, не мучили Бога».
Перевод с польского: Н. Астафьевой.
Психоанализ нас осторожно учит, что отношения с Богом это в первую очередь отношения со своим бессознательным и объектами населяющими психический аппарат говорящего субъекта.
© Автономов Денис, 2025
По мотивам:
https://www.journalpsychiatry.com/jour/article/view/1065
Christensen M., Welch A., Barr J. Husserlian descriptive phenomenology: A review of intentionality, reduction and the natural attitude //Journal of nursing education and practice. – 2017. – Т. 7. – №. 8. – С. 113-118.
Ross K. H. Losing faith in fundamentalist Christianity: an interpretative phenomenological analysis. – 2009.
Надеюсь, Вам понравилось то, что я делаю. Поддержать меня как автора можно подпиской на канал и/или доброжелательным комментарием под публикацией. Если Вы просто поделитесь этим материалом или информацией со своими друзьями и знакомыми, то это тоже будет не менее прекрасно.
P.S. Рекомендую прочитать короткий рассказ Лю Цысиня «Забота о Боге» (есть аудиокнига).
#размышления
#психология
#вина
#вера