Привет, киноманы!
В Инженерном корпусе Петропавловской крепости с 30 ноября прошлого года проходит выставка «Петербург в кино», в которой город раскрыт как персонаж и съемочная площадка. Я провела на выставке больше 4 часов, внимательно изучая аннотации к каждой картине, архивные фотографии, эскизы декораций, видео со съемочных площадок, реквизит, участвовавший в декорировании сцен отдельных фильмов. Выставка продлится до 2 октября 2025 года. Но понимая, что не все смогут посетить данное мероприятие, да и просто приехать в культурную столицу и своими глазами увидеть места, где снимались известные картины, решила поделиться с вами упомянутыми там фильмами и фактами о них. Ведь сам фильм вы всегда сможете посмотреть, находясь в своем городе. В последней части добавлю новые фильмы, снятые в Петербурге.
Итак, весь список разбила на части - по темам, как разделена выставка:
- Петропавловская крепость;
- «Власть, роскошь, опасность»: Имперский Петербург со времен Петра Великого до Первой Мировой Войны;
- Прощание с Петербургом, экранизации;
- Революционный Петербург: октябрьские события и киномиф о штурме Зимнего Дворца в 1917 году;
- Блокада города;
- Связь кино, города и современника;
- «Петербург-лицедей», который предстает в кадре не самим собой, а чем-то иным;
- Киносъемки в современном городе.
Разделение таким образом позволяет посетителю не только составить карту города со знаковыми местами и узнаваемыми достопримечательностями, но и заглянуть в непарадные места (дворы-колодцы, подворотни, проходные дворики, индустриальные пейзажи), отследить, как менялся город (исторические события, архитектура от дворцов до советских построек, от промышленных фабрик до современных локаций), а также познакомиться с разными жанрами кинематографа: костюмированные комедии, исторические постановки, психологические драмы, экранизации и др. Фильмы, упомянутые на выставке, отражают не только внешний вид города, но и включают в себя городской транспорт, интерьеры, уличную культуру и людей, без которых город немыслим.
Каждый фильм сопровождается аннотацией, в которой дается комментарий об экранном образе города и местах съемки, указаны режиссер, оператор, сценарист и художник-постановщик (люди, ответственные за экранный образ города). Не указаны актеры фильмов, так как главным актером выступает Город. Каждый фильм сопровождается фотографиями - кадрами со съемок, скриншотами из фильмов, эскизами декораций и плакатами, фрагментами видео. Изобразительный материал представлен кинореквизитом или обобщенными ассоциациями, отсылками к фильму.
1 часть - Петропавловская крепость
Итак, начнем с картин, снятых на территории Петропавловской крепости, которая появлялась в разных фильмах в роли самой себя, а также места в иностранных или вымышленных городах. Именно на этом месте было положено начало города и большого отечественного кинематографа. Съемки разных картин внутри крепости продолжаются до сих пор.
1.Биографическая драма «Дворец и крепость» (1923)
Премьера состоялась в феврале 1924 года.
- Режиссер: Александр Ивановский.
- Операторы: Иван Фролов и Виктор Гласс
Картина отметила в прошлом году 100-летний юбилей. Снята по мотивам романа Ольги Форш «Одеты камнем» и повести Павла Щёголева «Таинственный узник». Считается первой картиной историко-революционного жанра.
Локации фильма: крепость, Екатерининский дворец, Зимний дворец, Большой Петергофский дворец с использованием подлинных костюмов и предметов XIX века.
Сюжет повествует о судьбе узника крепости революционера-демократа 1860-х годов Михаила Бейдемана, отсидевшего больше 20 лет в «каменном мешке» Алексеевского равелина.
2.Историческая драма «Царская охота» (1990)
«На троне, Алексей Григорьевич, друзей не имеют».
- Режиссер: Виталий Мельников
- Сценарист: Леонид Зорин
- Оператор: Юрий Векслер
Драма снята по мотивам одноименной пьесы Леонида Зорина и входит в историческую трилогию Виталия Мельникова «Империя. Начало».
Локации фильма: Снимали в Чехословакии и Италии, в Союзе съемки проходили в Гурзуфе, Борисоглебском монастыре, Торговых рядах, у церкви Спаса на Торгу в Ростове, в Екатерининском дворце в Пушкине. В Ленинграде - на Никольском полигоне и в Зотовом бастионе крепости.
Картина посвящена судьбе княжны Таракановой - самопровозглашенной дочери императрицы Елизаветы Петровны, которая в результате предательства любимого ею графа Орлова стала узницей Петропавловской крепости.
3.Историческая биография «Бедный, бедный Павел» (2003)
- Режиссер: Виталий Мельников
- Сценарист: Дмитрий Мережковский, В.Мельников
- Оператор: Сергей Астахов
Входит в историческую трилогию Виталия Мельникова «Империя. Начало» по мотивам пьесы Дмитрия Мережковского «Павел I».
Локации фильма: снимали в Павловском и Екатерининском дворцах, в Гатчинском дворце и парке, в Аничковом дворце, на стрелке Заячьего острова. Для воссоздания исторической обстановки с помощью спецэффектов был частично скопирован сюжет гравюры Джеймса «Михайловский замок». Нулевой цикл строительства Замка снимали на дамбе в Кронштадте: часть дамбы сняли как котлован, а соседние дома потом допечатали.
Сюжет охватывает период от воцарения Павла I в 1796 году до его убийства заговорщиками в Михайловском замке в 1801 году. Фигура Императора представлена по-новому: искренним, переживающим правителем со своими иллюзиями, надеждами, желающим работать на благо подданных, но плохо понимающим свою страну и народ.
4.Комедия «Поручик Киже» (1934)
- Режиссер: Александр Файнциммер
- Оператор: Аркадий Кольцатый.
Комедия-гротеск снята по рассказу Юрия Тынянова и основана на анекдоте времен Павла 1: из-за ошибки писаря, сделавшего в приказе запись «поручик Киже» вместо «поручики же», возникла несуществующая личность.
Локации фильма: Использованы макеты Михайловского замка и памятника Петру I работы Б.К.Растрелли.
Приключения «личности секретной, натуры не имеющей» высмеивают громоздкость и нелепость бюрократического аппарата бывшей Российской империи.
5.Драма «Война и мир» (1965-1967)
- Режиссер: Сергей Бондарчук
- Сценаристы: Лев Толстой, С.Бондарчук, Василий Соловьев
- Операторы: Александр Шеленков, Анатолий Петрицкий, Чен Ю Лан
Экранизация романа Льва Толстого состоит из 4 частей. География съемок фактически повторяла путь французской армии от Москвы до Смоленска. В съемках батальных сцен участвовала беспрецедентная численность массовки, а масштабность битв потребовала инноваций - панорамная съемка полей сражений. Картина - одна из самых высокобюджетных советских картин. В 1969 году фильм получил премию Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Локации фильма: в Ленинграде снимали сцены у Императорского конюшенного двора, в Летнем саду, на стрелке Васильевского острова. Сцена прогулки князя Андрея Болконского и Пьера Безухова у Иоанновского равелина крепости повторяет гравюру Б.Патерсена «Вид на Мраморный дворец с Петербургской стороны (1799). В павильонах были воссозданы исторические интерьеры дворянских особняков с использованием подлинных предметов из коллекций 58 музеев, на 40 предприятиях производили вооружение и экипировку для актеров массовки.
Коротко о сюжете: судьбы нескольких дворянских семей переплетаются на фоне событий Российской империи времен Наполеоновских войн.
***
Что из перечисленного смотрели?
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.